Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-490/2012 ~ М-613/2012 от 29.03.2012

№ 2-2747/12           КОПИЯ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

14 мая 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Пидусовой Е.В.,

с участием:

представителя ответчика правительства Воронежской области по доверенности Абросимовой Е.В.,

представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаевского Дмитрий Михайловича к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м. в собственность в натуре в трехмесячный срок,

установил:

Гаевский Д.М. обратился в суд с указанными исковыми требованиями к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе, указав, что в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» он, как ветеран боевых действий, имеет право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,08 га - в городских населенных пунктах; истец принят постановлением управы Советского района городского округа город Воронеж от 25 ноября 2010 года № 1208 на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства и обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако никаких мер по предоставлению земельного участка не принято; в момент подачи гражданином заявления о предоставлении земельного участка с приложением предусмотренных законом документов у ответчиков возникает обязанность по предоставлению земельного участка; предъявление органами государственной власти и органами местного самоуправления к заявителю требования представить семь утвержденных органами местного самоуправления схем, планов, решений и актов, т.е. требования, невыполнимого с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), означает фактический отказ от выполнения обязанности по предоставлению земельного участка (л.д. 4-5).

В судебном заседании представитель ответчика правительства Воронежской области по доверенности Абросимова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 35).

В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтина И.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 30-33).

Истец Гаевский Д.М. о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.

Ответчик Воронежская областная Дума о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, причина неявки не известна, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24). В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 22-23).

Ответчик Воронежская городская Дума о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, причина неявки не известна. В материалы дела представлены письменные пояснения на исковое заявление (л.д. 27-28).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

С учетом изложенного, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте разбирательства дела.

Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Гаевский Д.М. является ветераном боевых действий, что подтверждается копией удостоверения серии РМ , выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В соответствии со ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закона) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется однократно, в том числе, для целей индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют лица, относящиеся к категории ветеранов боевых действий.

Постановлением управы Советского района городского округа г. Воронеж от 25 ноября 2010 года № 1208 истец принят на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления - 31 марта 2008 года (л.д. 9).

На обращение истца по вопросу предоставления земельного участка в собственность в ответе от 02 марта 2012 года департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было разъяснено, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования, которая отнесена к компетенции органов местного самоуправления. После формирования администрацией городского округа город Воронеж земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также поступления проектной документации в департамент будет осуществляться предоставление земельного участка в установленном законом порядке путем издания соответствующего приказа о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка. В настоящее время, свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство в распоряжении департамента не имеется. Кроме того, истцу было разъяснено, что предоставление земельных участков гражданам осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (л.д. 10).

Из содержания данного ответа следует, что истцу в нем была разъяснена процедура формирования земельного участка в установленном законом порядке органами местного самоуправления и предоставления его в собственность. Данный ответ не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку не содержит отказ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, то есть в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является департамент, который действует на основании Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 № 365, где закреплено, что департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, истец, как ветеран боевых действий, имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства только в порядке очередности, исходя из времени его постановки на учет. При этом истцом не представлено суду доказательств того, что его очередь на предоставление в собственность земельного участка подошла.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Формирование земельного участка предшествует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учету лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится органом местного самоуправления по соответствующему заявлению граждан.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.01.2012 года № 7, государственная услуга предоставляется на основании поступившего в департамент письменных заявления гражданина о предоставлении земельного участка (п.п. 1.2.1, 2.1.6). К заявлениям о предоставлении земельного участка для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнем согласно пункту 2.6.2 Административного регламента (перечень документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области").

Каких-либо исковых требований к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области истцом по настоящему делу не заявлено.

Доказательств обращения истца в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка на момент обращения в суд не представлено.

В определении от 02 апреля 2012 года о подготовке дела к судебном разбирательству, истцу предлагалось представить доказательства обращения в администрацию городского округа г. Воронеж о формировании земельного участка в установленном порядке. Соответствующую процессуальную обязанность по доказыванию данного обстоятельства, истец не исполнил.

Кроме того, в том же определении истцу предлагалось разграничить требования к каждому из ответчиков либо обосновать солидарный характер их обязанности применительно к действующему законодательству. Данное указание судьи истцом также не исполнено.

Вместе с тем, подтверждая нарушение своих прав ответом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, истец указывает в качестве ответчиков правительство Воронежской области, Воронежскую областную Думу, Воронежскую городскую Думу.

В соответствии с компетенцией правительства Воронежской области, установленной Закон Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", компетенцией Воронежской областной Думы, как законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области, установленной ст. 31 Устава Воронежской области от 07.06.2006, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006 года, компетенцией Воронежской городской Думы, как представительной органа местного самоуправления, установленной п. 1 ст. 12, ст.ст. 29 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановление Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I, указанные ответчики не обладают полномочия по предоставлению земельных участков на территории Воронежской области, в связи с чем, суд приходит к выводу, данные ответчики являются ненадлежащими, их действия (бездействие) не может нарушать права и законные интересы истца по предоставлению земельного участка в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".

Кроме того, истец не представил суду доказательств обращения в указанные органы по вопросу предоставления земельного участка.

При данных обстоятельствах судом не установлено нарушение прав истца указанными им ответчиками, так как истцом не представлено доказательств обращения в администрацию городского округа с заявлением о формировании земельного участка с приложением всех предусмотренных законом документов, доказательств соблюдения очередности истца на предоставление земельного участка бесплатно в собственность, так как предоставление земельных участков законом предусмотрено только в порядке очередности.

Таким образом, истцом в соответствие со ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств нарушения его прав действиями ответчиков и доказательств возникновения права для предоставления бесплатно в собственность земельного участка в порядке ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ на момент рассмотрения дела в суде.

Довод истца о его праве на внеочередное предоставление земельного участка со ссылкой на определение Президиума Верховного суда РФ от 12.11.2003 года № 52пв-03 не принимается судом во внимание, поскольку в указанном судебном акте разрешался вопрос о предоставлении жилого помещения инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (по действовавшему на тот период времени законодательству), к категории которой не относится, а законом Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ (в действующих редакциях) право на внеочередное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Гаевского Дмитрий Михайловича к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м. в собственность в натуре в трехмесячный срок отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья      Панин С.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 мая 2012 года

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья:

Секретарь:

№ 2-2747/12           КОПИЯ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

14 мая 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Пидусовой Е.В.,

с участием:

представителя ответчика правительства Воронежской области по доверенности Абросимовой Е.В.,

представителя ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаевского Дмитрий Михайловича к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м. в собственность в натуре в трехмесячный срок,

установил:

Гаевский Д.М. обратился в суд с указанными исковыми требованиями к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе, указав, что в соответствии со ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» он, как ветеран боевых действий, имеет право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,08 га - в городских населенных пунктах; истец принят постановлением управы Советского района городского округа город Воронеж от 25 ноября 2010 года № 1208 на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства и обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, однако никаких мер по предоставлению земельного участка не принято; в момент подачи гражданином заявления о предоставлении земельного участка с приложением предусмотренных законом документов у ответчиков возникает обязанность по предоставлению земельного участка; предъявление органами государственной власти и органами местного самоуправления к заявителю требования представить семь утвержденных органами местного самоуправления схем, планов, решений и актов, т.е. требования, невыполнимого с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), означает фактический отказ от выполнения обязанности по предоставлению земельного участка (л.д. 4-5).

В судебном заседании представитель ответчика правительства Воронежской области по доверенности Абросимова Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 35).

В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтина И.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 30-33).

Истец Гаевский Д.М. о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.

Ответчик Воронежская областная Дума о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, причина неявки не известна, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24). В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 22-23).

Ответчик Воронежская городская Дума о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель ответчика не явился, причина неявки не известна. В материалы дела представлены письменные пояснения на исковое заявление (л.д. 27-28).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

С учетом изложенного, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте разбирательства дела.

Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Гаевский Д.М. является ветераном боевых действий, что подтверждается копией удостоверения серии РМ , выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

В соответствии со ст. 12 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закона) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется однократно, в том числе, для целей индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют лица, относящиеся к категории ветеранов боевых действий.

Постановлением управы Советского района городского округа г. Воронеж от 25 ноября 2010 года № 1208 истец принят на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления - 31 марта 2008 года (л.д. 9).

На обращение истца по вопросу предоставления земельного участка в собственность в ответе от 02 марта 2012 года департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было разъяснено, что в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования, которая отнесена к компетенции органов местного самоуправления. После формирования администрацией городского округа город Воронеж земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также поступления проектной документации в департамент будет осуществляться предоставление земельного участка в установленном законом порядке путем издания соответствующего приказа о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка. В настоящее время, свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство в распоряжении департамента не имеется. Кроме того, истцу было разъяснено, что предоставление земельных участков гражданам осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (л.д. 10).

Из содержания данного ответа следует, что истцу в нем была разъяснена процедура формирования земельного участка в установленном законом порядке органами местного самоуправления и предоставления его в собственность. Данный ответ не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку не содержит отказ в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, то есть в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является департамент, который действует на основании Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 № 365, где закреплено, что департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, истец, как ветеран боевых действий, имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства только в порядке очередности, исходя из времени его постановки на учет. При этом истцом не представлено суду доказательств того, что его очередь на предоставление в собственность земельного участка подошла.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Формирование земельного участка предшествует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учету лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится органом местного самоуправления по соответствующему заявлению граждан.

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 11.01.2012 года № 7, государственная услуга предоставляется на основании поступившего в департамент письменных заявления гражданина о предоставлении земельного участка (п.п. 1.2.1, 2.1.6). К заявлениям о предоставлении земельного участка для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнем согласно пункту 2.6.2 Административного регламента (перечень документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области").

Каких-либо исковых требований к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области истцом по настоящему делу не заявлено.

Доказательств обращения истца в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка на момент обращения в суд не представлено.

В определении от 02 апреля 2012 года о подготовке дела к судебном разбирательству, истцу предлагалось представить доказательства обращения в администрацию городского округа г. Воронеж о формировании земельного участка в установленном порядке. Соответствующую процессуальную обязанность по доказыванию данного обстоятельства, истец не исполнил.

Кроме того, в том же определении истцу предлагалось разграничить требования к каждому из ответчиков либо обосновать солидарный характер их обязанности применительно к действующему законодательству. Данное указание судьи истцом также не исполнено.

Вместе с тем, подтверждая нарушение своих прав ответом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, истец указывает в качестве ответчиков правительство Воронежской области, Воронежскую областную Думу, Воронежскую городскую Думу.

В соответствии с компетенцией правительства Воронежской области, установленной Закон Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", компетенцией Воронежской областной Думы, как законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области, установленной ст. 31 Устава Воронежской области от 07.06.2006, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006 года, компетенцией Воронежской городской Думы, как представительной органа местного самоуправления, установленной п. 1 ст. 12, ст.ст. 29 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановление Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I, указанные ответчики не обладают полномочия по предоставлению земельных участков на территории Воронежской области, в связи с чем, суд приходит к выводу, данные ответчики являются ненадлежащими, их действия (бездействие) не может нарушать права и законные интересы истца по предоставлению земельного участка в рамках Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области".

Кроме того, истец не представил суду доказательств обращения в указанные органы по вопросу предоставления земельного участка.

При данных обстоятельствах судом не установлено нарушение прав истца указанными им ответчиками, так как истцом не представлено доказательств обращения в администрацию городского округа с заявлением о формировании земельного участка с приложением всех предусмотренных законом документов, доказательств соблюдения очередности истца на предоставление земельного участка бесплатно в собственность, так как предоставление земельных участков законом предусмотрено только в порядке очередности.

Таким образом, истцом в соответствие со ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств нарушения его прав действиями ответчиков и доказательств возникновения права для предоставления бесплатно в собственность земельного участка в порядке ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ на момент рассмотрения дела в суде.

Довод истца о его праве на внеочередное предоставление земельного участка со ссылкой на определение Президиума Верховного суда РФ от 12.11.2003 года № 52пв-03 не принимается судом во внимание, поскольку в указанном судебном акте разрешался вопрос о предоставлении жилого помещения инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (по действовавшему на тот период времени законодательству), к категории которой не относится, а законом Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Воронежской области от 13.05.2008 года № 25-ОЗ (в действующих редакциях) право на внеочередное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Гаевского Дмитрий Михайловича к правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м. в собственность в натуре в трехмесячный срок отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья      Панин С.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 22 мая 2012 года

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья:

Секретарь:

1версия для печати

2-490/2012 ~ М-613/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаевский Дмитрий Михайлович
Ответчики
Администрация городского округа г. Воронеж
Воронежская городская дума
Воронежская областная дума
Правительство Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Панин Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
29.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2012Передача материалов судье
02.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2012Судебное заседание
11.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2012Дело оформлено
12.10.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее