Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2021 (2-1549/2020;) ~ М-1491/2020 от 26.10.2020

Дело № ххх

УИД № ххх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2021 года г. Сафоново

Сафоновский районный суд Смоленской области

в составе

председательствующего: Асеева М.С.,

при секретаре : Сальниковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ххх» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточненных требований от дд.мм.гггг, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № ххх» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указано, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Сафоновского и Холм-Жирковского районов ГУ МЧС России по Смоленской области, проведена проверка исполнения учреждениями и организациями, расположенными на территории Сафоновского района, требований законодательства по использованию и содержанию объектов и имущества гражданской обороны.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония № ххх Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - укрытие (67-укр-179).

Защитное сооружение не готово к приему укрываемых, а именно: не обеспечивается сохранность объекта гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию; не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны учреждения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, а также по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; в учреждении не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Не разработана необходимая проектно-сметная документация для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО; при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, гидроизоляции всего сооружения; не проводятся текущий и капитальный ремонты строительных конструкций; не определен перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с планами планово-предупредительных ремонтов; нарушена гидроизоляция защитного сооружения, в помещения защитного сооружения попадает вода. В нарушение требований законодательства ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> меры по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности - ЗС ГО, а также по его надлежащему содержанию не принимаются.

В соответствии с договором от дд.мм.гггг № ххх о передаче федерального имущества в оперативное управление, указанное защитное сооружение передано в оперативное управление ФКУ ИК-1.

В связи с этим, Сафоновский межрайонный прокурор просит суд обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № ххх Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (укрытие) с инвентарным номером 67-укр-179, расположенного на территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области по адресу: Смоленская область, Сафоновский район, д. Анохово, а именно: назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, разработать необходимую проектно-сметную документацию для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО; определить перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовыми планами планово-предупредительных ремонтов; обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения, не допускать затопление помещения защитного сооружения.

Определением Сафоновского районного суда Смоленской области от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнений наказания по Смоленской области.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора - Ридигер А.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения ИК-1 УФСИН России по Смоленской области, по доверенности - Личаченко О.А., иск не признала, просила в иске отказать, представила письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главного управления МЧС России по Смоленской области - по доверенности Николаевская В.А. требования прокурора считала законными и обоснованными. Просила уточненный иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные документы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой проверки совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Сафоновского и Холм-Жирковского районов ГУ МЧС России по Смоленской области проверено исполнение требований законодательства по использованию и содержанию объектов и имущества гражданской обороны, в ходе проверки выявлено, что на территории Федерального казенного учреждения Исправительная колония № ххх Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - укрытие с инвентарным номером 67-укр-179, которое не готово к приему укрываемых, в нарушении Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. №583: не обеспечивается сохранность существующих объектов гражданской обороны, не принимаются меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309); не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны учреждения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, а также по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению (п.п.17.7,1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, зарегистрированных в Минюсте РФ от 25.03.2003 г. №4317 (далее Правила); в учреждении не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Не разработана необходимая проектно-сметная документация для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО (п.1.3 Правил); при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, гидроизоляции всего сооружения (п.п.3.2.1, 3.2.2 Правил); не проводятся текущий и капитальный ремонты строительных конструкций (п.5.2.1 Правил); не определен перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с планами планово-предупредительных ремонтов (п.п.5.2.1, 5.2.4 Правил); нарушена гидроизоляция защитного сооружения, в помещения защитного сооружения попадает вода. Не проводятся мероприятия по восстановлению и ликвидации угрозы затопления сооружения (п.п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.7, 5.2.4 Правил).

Указанные обстоятельства подтверждаются: обращением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Сафоновского и Холм-Жирковского районов от дд.мм.гггг, фототаблицей, актом проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии с договором № ххх от дд.мм.гггг, указанное выше защитное сооружение передано в оперативное управление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области. В отношении переданного в оперативное управление имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества, - права владения, пользования и распоряжения ими (п.3.1 договора).

Согласно ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учреждение ответчика является юридическим лицом, имеющим организационно-правовую форму федерального государственного казенного учреждения, осуществляет функции исполнения наказания.

Таким образом, бремя содержания объекта ЗС ГО возложено на ФКУ ИК№ ххх УФСИН России по Смоленской области.

В силу ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

На основании ст.6 указанного Федерального закона правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

«Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.

«Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 г. №583 (далее Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.1.7 Правил, эксплуатацию защитных сооружений, готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивает начальник гражданской обороны организации, на учете которых они находятся.

Пунктом 1.8 указанных Правил определено, что в обязанности начальника гражданской обороны организации входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения к использованию по прямому назначению.

В силу п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 г. №575, содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения.

Аналогичные положения содержатся в вышеприведенных Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а предусмотренные в них требования к защитным сооружениям гражданской обороны применяются не только в целях подготовки эксплуатации защитных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.

Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению. В соответствии с п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. №1309, организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Исходя из п.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. №583, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В материалы дела представлены документы, в том числе паспорт №67-укр-179, из которых усматривается, что тип защитного сооружения гражданской обороны изменен с «убежище» на «укрытие».

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований либо возражений. Выявленные нарушения требований законодательства о гражданской обороне в части эксплуатации и содержания защитного сооружения ответчиком оспорены и опровергнуты не были.

Принимая во внимание, что отсутствие контроля за надлежащим состоянием защитного сооружения ЗС ГО создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу их жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайной ситуации, суд находит требования Сафоновского межрайонного прокурора обоснованными.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Срок для исполнения возложенных обязанностей должен быть разумным и достаточным.

Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314 определено, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций. Источником финансирования являются средства федерального бюджета. Поэтому процедура выделения и дальнейшего получения денежных средств ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области для разработки необходимой проектно-сметной документации влечет временные затраты гораздо большие, чем трехмесячный срок, определенный прокуратурой.

Учитывая разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» о том, что решение суда должно быть исполнимым, приняв во внимание необходимость установления реальных сроков для исполнения решения в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по разработке необходимой проектно-сметной документации для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО и устранению затопления помещения защитного сооружения путем обеспечения гидроизоляции защитного сооружения, - установить шестимесячный срок. При этом, для выполнения оставшейся части заявленных прокурором требований, суд считает требуемый трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 67-░░░-179, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░:

-░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░;

-░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░; ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ___________________░.░. ░░░░░

2-45/2021 (2-1549/2020;) ~ М-1491/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области
Другие
ГУ МЧС России по Смоленской области
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Асеев Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2020Подготовка дела (собеседование)
27.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2021Подготовка дела (собеседование)
20.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2021Дело оформлено
12.04.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее