Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5309/2022 ~ М-12589/2021 от 10.01.2022

копия

Дело № 2- 5309/2022

24RS0048-01-2021-020203-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года     г.    Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Черновой Т.Л.,

при секретаре Кравчук Е.А.,

с участием процессуального истца помощника прокурора Советского района г.Красноярска Кергер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Брюханова ФИО6 к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Брюханова М.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края, в котором просит обязать Министерство здравоохранения Красноярского края обеспечить (незамедлительно, но не позднее 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу) Брюханова М.Е. медицинскими препаратами бесплатно по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» капс. 75 мг , от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» капс. 75 мг ; взыскать с ответчика в пользу Брюханова М.Е. компенсацию морального вреда в размере 1 500 руб.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Советского района г. Красноярска по обращению Брюханова М.Е. проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части обеспечения лекарственными препаратами было установлено, что Брюханов М.Е. является пенсионером, <данные изъяты>, прикреплен для оказания медицинской помощи в КГБУЗ КГП . Врачом КГБУЗ КГП Брюханову М.Е. выписаны рецепты ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» капс. 75 мг и ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» капс. 75 мг , однако до настоящее времени Брюханов М.Е. лекарственными средствами не обеспечен, поскольку их наименование отсутствуют в аптечном учреждении.

Определением Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Брюханова М.Е. Министерству здравоохранения Красноярского края в части требований о возложении обязанности обеспечить Брюханова М.Е. медицинскими препаратами, прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части и принятия его судом.

Процессуальный истец помощник прокурора Советского района Кергер Е.В., в судебном заседании требования в части компенсации морального вреда поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец Брюханов М.Е. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края, третьих лиц КГБУЗ КГП №14, АО «Губернские аптеки», надлежащим образом извещенные о дате времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представители Министерства здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона №323-ФЗ Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В силу части 1 статьи 6.2 названного федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год, в который в частности включен препарат прегабалин (капсулы).

В ходе судебного разбирательства установлено и сторонами не оспаривалось, что Брюханов М.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения.

Также судом установлено, что Брюханов М.Е. прикреплен для оказания медицинской помощи в КГБУЗ ГГП .

Брюханову М.Е. с ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ ГГП выписывались льготные рецепты на лекарственный препарат «<данные изъяты>».

Так ДД.ММ.ГГГГ Брюханову М.Е. врачом КГБУЗ ГГП был выписан рецепт серии на лекарственный препарат «<данные изъяты>» капс. 75 мг , ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт - на лекарственный препарат «<данные изъяты>» капс. 75 мг .

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Брюханов М.Е обратился с указанными выше рецептами в ЦРА . При этом рецепты не были обеспечены по причине отсутствия лекарственного препарата в аптеке и на уполномоченном складе, рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства Здравоохранения Красноярского края письмо с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отложенном спросе, в том числе на лекарственный препарат «Прегабалин».

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключен договор о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями препаратами, изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости, предметом которого является предоставление АО «Губернские аптеки» в 2021 году из краевого бюджета субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Согласно п. 3.25, 3.27, 3.29, 3.29.1, 3.60 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного постановлением <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Министерства относится, в том числе: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, за исключением гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных новообразований лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянного склероза, гемолитико-уремического синдрома, юношеского артрита с системным началом, мукополисахаридоза I, II и VI типов, состояний после трансплантации органов и (или) тканей; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

Министерство здравоохранения Красноярского края является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг, для государственных и муниципальных нужд» по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан. Тем самым обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Из приведенных положений следует, что именно на Министерство возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Красноярского края в адрес АО «Губернские аптеки» было направлено письмо с предложением произвести закуп лекарственных препаратов за счет собственных средств в рамках выделенных субсидий на 2021 год.

Согласно выписке из Единой информационной системы управления льготным лекарственным обеспечением населения Красноярского края, лекарственный препарат «ФИО7» поступил на уполномоченный медицинский склад АО «Губернские аптеки» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ КГП в адрес АО «Губернские аптеки» было направлено письмо о необходимости перевода из статуса «на обеспечении» в статус «утвержден» для последующего аннулирования рецептов , ДД.ММ.ГГГГ .

Указанные рецепты были аннулированы медицинской организацией ДД.ММ.ГГГГ.

Лекарственный препарат «<данные изъяты>» был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ и получен Брюхановым М.Е. ДД.ММ.ГГГГ по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, что сторонами по делу не отрицалось.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что, исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения лекарственными препаратами может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Установив факт нарушения Министерством здравоохранения Красноярского края гарантированного Конституцией РФ права истца на охрану здоровья, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание фактические обстоятельства, при которых истцу причинен вред (необеспечение истца в течение длительного периода, назначенным ему по жизненно важным показаниям, препаратом «Прегабалин», по причине отсутствия препарата в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения), действия последнего при этом, характер причиненных истцу физических и нравственных страданий в результате несвоевременного обеспечения лекарственным препаратом, степень тяжести причиненного истцу вреда, индивидуальные особенности истца, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, что компенсация морального вреда должна носить реальный, а не символический характер, полагает необходимым взыскать с ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Брюханова М.Е. в счет компенсации морального вреда 1 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Брюханова ФИО8 к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Брюханова ФИО9 компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна.

Председательствующий Т.Л.Чернова

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2022

Решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Т.Л.Чернова

2-5309/2022 ~ М-12589/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Советского района в инт Брюханов Михаил Егорович
Ответчики
Министерство здравохраниния
Другие
КГБУЗ Красноярская городская поликлиника № 14
АО Губернские аптеки
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Чернова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2021Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Дело оформлено
13.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее