дело № 2-2830/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» августа 2014 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т. к Территориальному Управлению по Московской области ФАУГИ, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок,
установил:
Т. обратилась в суд с иском о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 388, 58 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником ? доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Указанная доля жилого дома расположена на земельном участке, состоящем из двух частей: один, с кадастровым номером №, площадью 1 024 кв.м., принадлежит истице на праве собственности, другой, с кадастровым номером №, площадью 388, 58 кв.м., находится в пользовании истицы. Земельный участок с кадастровым номером № ранее был предоставлен матери истицы – Я. в аренду, сроком на 5 лет в соответствии с Постановлением Главы Администрации Братовщинского сельского округа Пушкинского района Московской области от <дата> № 89, на основании которого <дата> был заключен Договор аренды земельного участка за № 143. Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, в подтверждение чего имеется запись государственной регистрации от <дата> № № <дата> истица обратилась в Администрацию Пушкинского района МО с просьбой о приобретении в собственность данного земельного участка, однако получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что арендодателем земельного участка является Российская Федерация. Истица полагает, что данный земельный участок не может быть отнесен к собственности Российской Федерации, поскольку государственная собственность на него не была разграничена в установленном законом порядке, а, следовательно, такими участками распоряжаются органы местного самоуправления на основании ст. 3, ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
В судебное заседание Т. не явилась, о слушании дела извещалась судом надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности А. поддержала обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, возражений по существу иска не представили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования Т. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленного в материалы дела Постановления Главы Администрации Братовщинского сельского округа Пушкинского района Московской области от <дата> № следует, что спорный земельный участок передавался Я., матери истицы, в аренду сроком на пять лет. Из данного постановления также следует, что спорный земельный участок ранее уже предоставлялся Я. в аренду сроком на пять лет постановлениями главы администрации Братовщинского сельского округа от <дата> № 62, от <дата> № 23.
На основании вышеуказанного постановления <дата> администрацией Братовщинского сельского округа Пушкинского района с Я. был заключен Договор аренды земельного участка за № 143. Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, в подтверждение чего имеется запись государственной регистрации от <дата> № №
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> № на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 388,58 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <дата> зарегистрировано право собственности Российской Федерации, запись регистрации № №
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст. 3.1 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Статья 16 ЗК РФ относит к государственной собственности земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу ст. 2 и ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от <дата> г., государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иной не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не разграничен в установленном законом порядке.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что отдельные государственные полномочия передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены ст. 15 Закона о местном самоуправлении.
Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности в порядке ст. 125 ГК РФ через муниципальное образование.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не основана на законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Т. к Территориальному Управлению по Московской области ФАУГИ, администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 388, 58 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца.
Судья: