05 июня 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Костенко Т.Н.,
при секретаре Янковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Атнашева <данные изъяты>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 23:15 часов в зале прилета международного сектора аэропорта «Большое Савино» в ходе оформления международного рейса <данные изъяты> при таможенном контроле пассажиров в результате применения СУР у Атнашева А.А. в сопровождаемом багаже была обнаружена шкура (кожа) крокодила.
В рамках таможенного контроля в соответствии со ст. 113 ТК ТС с Атнашева А.А. было взято объяснение, в котором он указал, что прибыл рейсом из Вьетнама, где приобрел шкуру крокодила в качестве сувенира для личного пользования, при прохождении таможенного контроля об ограничениях перемещения шкуры через границу таможенного союза и необходимости письменного декларирования данного товара, не знал.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Атнашева А.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Атнашев А.А., будучи уведомленным судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств о невозможности явки в судебное заседание не представлял, поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 152 ТК ТС следует, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено таможенным кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно частям 1,2,3 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Согласно ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенного органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе, документов, подтверждающих соблюдение ограничений.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ данные запреты и ограничения введены с целью выполнения Российской Федерации международных обязательств и являются запретами-ограничениями, не носящими экономического характера.
Согласно Перечню видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), утвержденной 15 Конвенцией Сторон СИТЕС и вступившей в действие ДД.ММ.ГГГГ, а также раздела 2.7 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами «Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года, невыделанная шкура Сиамского крокодила включена в приложение № «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (СИТЕС) от ДД.ММ.ГГГГ года, которая работает над установлением контроля над международной торговлей определёнными видами, и требует, чтобы весь импорт, экспорт, реэкспорт и интродукция из моря определённых видов животных и растений производился на основании разрешений и сертификатов.
В соответствии с п.3 ст. 3 Конвенции СИТЕС для импорта любого образца вида, включенного в приложение №1, требуется предварительное получение и предоставление разрешения на импорт, и разрешение на экспорт или же сертификат на экспорт, выдаваемый Административными органами страны-импортера и экспортера. Согласно п.4 ст. 4 Конвенции для импорта любого образца вида, включенного в Приложение II, требуется предварительное предъявление либо разрешения на экспорт, либо сертификата на реэкспорт.
На основании п.п.1,2 ст. 357 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора (зеленого или красного) для совершения таможенных операций.
В соответствии со ст. 151 Таможенного кодекса Таможенного союза местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств – членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.
На основании приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № пункт пропуска Большое Савино (Пермь) Пермская таможня включен в перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора.
В соответствии с требованиями, применяемыми к обустройству двойного коридора в местах пребывания товара на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории, пункт пропуска через таможенную границу Таможенного союза, расположенный в аэропорту «Большое Савино», открыт для международных сообщений и в информационной зоне оборудован информационными стендами и стендами, предупреждающими об ответственности за нарушение таможенного законодательства.
Согласно имеющемуся в деле протоколу об административном правонарушении Атнашев А.А. не задекларировав в установленном законодательством порядке, провез через таможенную границу невыделанную шкуру крокодила, при этом, при перемещении через таможенную границу таможенного союза пассажирскую таможенную декларацию не заполнил, должностному лицу таможенного поста не предъявил, к должностному лицу таможенного поста не обращался.
Объективно вина Атнашева А.А. в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.1-3), актом отбора проб и образцов (л.д.20), объяснением Атнашев А.А. (л.д.4), актом таможенного наблюдения (л.д.13-16), заключением эксперта, согласно которому невыделанная шкура крокодила является представителем отряда Крокодила, все виды крокодилов попадают под действие конвенции СИТЕС, включены в приложение 1 либо 11; образец по совокупности признаков соответствует виду Сиамский крокодил, который включен в приложение 1 конвенции СИТЕС «Перечня видов животных и растений, попадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения»; в коммерческих целях разводится на крокодильих фермах, в частности в странах Юго-Восточной Азии; согласно ст. 7.4 Конвенции СИТЕС образцы видов, включенных в приложение 1, выращиваемые в неволе в коммерческих целях, будут считаться образцами видов, включенных в приложение 1; согласно ст. 7.5 конвенции СИТЕС для особей животных выращенных в неволе вместо любых сертификатов и разрешений, требуемых ст.ст. 3,4,5 Конвенции, Административным органом СИТЕС страны-экспортера выдается соответствующее удостоверение (л.д.23-24); протоколом изъятия вещей и документов (л.д.39-41); заключением эксперта № (л.д.80-83), согласно которому стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, составила 9039,50 рублей, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-113).
Пояснения Атнашева А.А. о не знании ограничений по ввозу в РФ определенных видов товара, в том числе ввозимой им невыделанной шкуры крокодила при пересечении таможенной границы, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, поскольку не знание положений законов Российской Федерации, порядка и правил ввоза в Российскую Федерацию товаров, не освобождают его от административной ответственности в случае допущенных им нарушений таможенного законодательства. Атнашев А.А., вступая в правоотношения с таможенными органами, имел все необходимые возможности для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании и таможенном оформлении ввозимого товара, должен был знать о существовании установленных обязанностей и ограничений, обеспечить их выполнение, проявив должную степень внимательности и осмотрительности, должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, и перед прохождением таможенного контроля должен был ознакомиться с информацией о товарах, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, имеющейся на информационных стендах в зале прилета международного сектора аэропорта Большое Савино, либо обратиться к сотруднику таможенного органа, однако он не принял всех необходимых и достаточных мер для их соблюдения, не проявил должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей участника таможенных правоотношений, допустив нарушение таможенного законодательства Российской Федерации, не задекларировав перемещенный через таможенную границу товар, подлежащий обязательному письменному декларированию.
Таким образом, субъективная сторона административного правонарушения заключается в том, что Атнашев А.А., имея возможность заявить к таможенному оформлению в установленном порядке ввозимый на территорию Российской Федерации товар, не предпринял надлежащих мер по получению информации о порядке таможенного оформления ввозимого товара и не подал таможенную декларацию.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает необходимым квалифицировать действия Атнашева А.А. по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание Атнашева А.А., судом не установлено.
При назначении Атнашеву А.А. наказания суд учитывает цели административного наказания, заключающиеся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другим лицами, и конкретные обстоятельства произошедшего. Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие установленных судом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает необходимым назначить Атнашеву А.А. административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать Атнашева <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации невыделанной шкуры Сиамского крокодила.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд.
Судья Т.Н. Костенко