Дело № 2-51/2022 УИД : 66RS0060-01-2022-000001-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2022 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Порубовой М.В.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,
представителя ответчика - Администрации Шалинского городского округа Конькова А.М. действующего на основании доверенности от 10.01.2022,
третьих лиц на стороне истца не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Машенькиной О.В., Бушуевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в Шалинский районный суд Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно=коммунального хозяйства, в ходе которой установлено наличие бесхозяйных объектов недвижимости на территории Шалинского городского округа. Так, около дома № 54 по ул. Орджоникидзе в пгт. Шаля находится накопительная емкость (выгребная яма), от которой расположены сети водоотведения протяженностью 200 метров до лома № 64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля. На протяжении данной сети водоотведения расположены колодцы: возле дома № 56 - 1 поворотный и 1 промежуточный колодец, возле дома № 58 - 1 промежуточный колодец, возле дома № 60 - 1 промежуточный колодец, возле дома № 62 - 1 промежуточный колодец, возле дома № 64 – 1 промежуточный колодец. Согласно ответам Администрации Шалинского городского округа от 17.12.2021 № 143-01-22/6975 данные объекты водоотведения не являются муниципальной собственностью, в реестре муниципального имущества не состоят. По данным Россреестра права на объекты не зарегистрированы. Накопительная емкость (выгребная яма), сеть водоотведения с колодцами являются бесхозяйными и расположены на территории Шалинского городского округа, что влечет за собой обязанность органов местного самоуправления принять меры по постановке их на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоотведения может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу причинения вреда правам и законным интересам населения. Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по признанию муниципальной собственности рассматриваемых бесхозяйных вещей. Поскольку данные вещи являются объектами водоотведения, а на Администрации законом лежит обязанность организация водоотведение населения надлежащим образом, Администрация должна принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения. В качестве правовых оснований ссылаются на ст. 225, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общвтх приницпах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пп.1 п. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа.
Представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарин С.П. исковые требования поддержал, суду пояснил, что указанное имущество представляют собой систему, обеспечивающую водоотведение нескольких объектов, расположенных на территории пгт. Шаля Свердловской области, которая входит в состав централизованной сети водоотведения, поэтому имеются основания для постановки на учет данной сети как бесхозяйного объекта недвижимости и постановки на учет, а также в реестр муниципального имущества. Накопительная емкость – выгребная яма находится в неудовлетворительном состоянии – переполнена жидким бытовыми отходами, в результате чего происходит постоянный перелив на близлежащие земельные участки. Законом об охране окружающей среды предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по решению данных вопросов в сфере обращения отходов производства и потребления, а также соблюдение законодательства в сфере природопользования. В данную сеть водоотведения указанных жилых многоквартирных домов входит накопительная емкость, поворотные и промежуточные колодцы, которые взаимосвязаны друг другом. По сведениям Россреестра, права собственности на указанные объекты не зарегистрированы, в реестре муниципальной собственности не значатся на балансе какой либо хозяйственной организации не состоят. Таким образом собственник указанной канализационной сети не установлен, никто о своих правах на данный объект не заявил. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, а также Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении, согласно который каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, защиту от факторов, оказывающих вредное воздействие на человека. Просит возложить на орган местного самоуправления – Администрацию Шалинского городского округа обязанность обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимости накопительную емкость (выгребную яму), расположенную возле дома № 54 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, участок сетей водоотведения от накопительной емкости (выгребной ямы), расположенной возле дома № 54 до дома /№ 64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля протяженностью 200 метров с поворотным колодцем возле дома № 56 и промежуточными колодцами, расположенных возле домов 56,58,0,62,64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – Администрации Шалинского городского округа – Коньков А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представив письменные возражения на иск (л.д. 34-39). Суду пояснил, что в иске прокурора указано, что он действую в интересах неопределенного круга лиц, однако указывает при этом на жителей многоквартирных домов по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля - №№ 54,56,58,60,62,64, к которым подходят система водоотведения от накопительных емкостей. Считает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку установлен конкретный круг лиц, в чьих интересах заявлен иск прокурором. Относительно предмета исковых требований, то данная сеть не является системой центрального водоотведения, поскольку такая сеть должна представлять собой систему инженерных коммуникаций, которые идут от многоквартирных домов и заканчиваются очистными сооружениями.. Сеть указанная в иске не приходит в пункт своего завершения и считается выгребной ямой. Данная сеть является общедомовым имуществом указанных многоквартирных домов, в связи с чем в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ст. 30, 36 ЖК РФ это сеть является общедомовым имуществом. В случае если сеть водоотведения не является централизованной, то должно быть осуществлен вывоз, транспортировка, утилизация жидких бытовых отходов. Данные услуги должны быть заказаны жителями данных многоквартирных домов и соответственно ими оплачены.. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Администрация не должна нести, данный вред наносится жителями домой, которые во время не откачивают ЖБО из своих выгребных ям и колодцев. Согласно представленной схеме расположения земельных участков в заключении кадастрового инженера, представленным стороной истца, часть этой сети водоотведения проходит по границам земельных участков жильцов. Поскольку эти сети строились одновременно с самими домами, то они соответственно являются общедомовым имуществом. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. В случае, если иск будет удовлетворен, то просит увеличить срок для исполнения решения суда до 6 месяцев.
Определением суда 25.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУП Шалинского ГО «Сылвинское ЖКХ».
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора – МУП Шалинского городского округа «Сылвинское жилищно-коммунальное хозяйство» - Хизадзе Г.П., привлеченное определением суда от 25.01.2022, участвуя ранее в судебном заседании суду пояснил, что является директором муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Сылвинское жилищно-коммунальное хозяйство» с 28.12.2021, относительно исковых требований пояснил, что строил данные жилые двухквартирные дома Передвижная механизированная колонна – ПМК. При строительстве возводили общую канализационную яму и далее отводили от нее до указанных домов. Далее данные квартиры в указанных домах приватизировали жильцы, они стали собственниками этих квартир, по его мнению обязанность по откачке ЖБО лежит на них как на собственниках. Данные дома МУП ШГО «Сылвинское ЖКХ» не обсуживает, этим должно заниматься вновь организованное МУП Шаинского городского округа «Шалинское водохозяйство».
Определением суда от 29.03.2022 из состава третьих лиц Сылвинское ЖКХ исключено, привлечено к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – МУП Шалинского городского округа «Шалинское водохозяйство».
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МУП Шалинского городского округа «Шалинское водохозяйство» - Вахрушев И.С., извещенный о времени и месте рассмотрение дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не доложил. Участвуя ранее в судебном заседании суду пояснил, что является директором муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинское водохозяйство» с 28.12.2021, с 26.01.2022 МУП является гарантирующим поставщиком, услуги по водоотведению жителям данных домов не оказывают., граница эксплуатационной ответственности около этих домов не определена. МУП также оказывает услуги физическим лицам об откачке ЖБО из выгребных ям по ценам, установленным тарифам Администрации, однако такие услуги могут оказывать и иные лица, не являясь при этом гарантирующим поставщиком.
Определением суда от 27.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены правообладатели земельных участков: Касинцева Г.С., Бушуева Л.А., Бушуева Д.А., Теплякова М.А., Панкратова Е.А., Машенькина О.В., Шайкуллина А.
Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Касинцева Г.М., будучи извещенной о времени и месте рассмотрение дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не доложила. Участвуя ранее в судебном заседании суду пояснила, что является собственником квартиры № 1 д. 62 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, а также земельного участка с кадастровым номером: … 87. В данном доме проживает с момента его строительства. Перед данным домом состоящих из двух квартир находится колодец, который чистится жителями этого дома по мере его заполнения на собственные средства. Дом был построен Первой механизированной колонной - ПМК, который далее обслуживал его, но сети водоотведения не передал. Данные дома были построены вместе с канализационной сетью в виде выгребной ямы и этих колодцев. Ранее заказывали чистку канализации ПМК, а жители этих домов оплачивали эти услуги ПМК. При передаче жилых домов из ПМК в Администрацию канализационная сеть не передавалась, о причинах не знает. В общую выгребную яму стекает все ЖБО со всех их домов. Против удовлетворения исковых требования не возражает, просит передать данную сеть на баланс хозяйствующей организации, которая будет содержать ее, а они - жители этих домов (абоненты) будут оплачивать данные коммунальные услуги.
Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Бушева Л.Г. в судебном заседании суду пояснила, что является собственником квартиры № 1 д. 60 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, а также земельного участка с кадастровым номером: … 149. В данном доме проживает с апреля 1988, показания, данные третьим лицом Касинцевой Г.СМ. подтверждает. Дополнительно пояснила, что Системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения были подключены к ПМК. Позднее сеть теплоснабжения от ПМК убрали. Водоснабжение сначала шло от Маслозавода затем от г. Сипа. Данная сеть взаимосвязана между собой, поскольку когда откачивали ЖБО из колодца возле дома № 56, то жидкость в их колодце возле дома № 60 убывала. Межевание земельных участков произведено в 2005. Против удовлетворения исковых требования не возражает, просит передать данную сеть на баланс хозяйствующей организации, которая будет содержать ее, а жители будут оплачивать данные коммунальные услуги по тарифам.
Третье лицо на стороне истца не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Машенькина О.В. в судебном заседании суду пояснила, что является собственником квартиры № 1 д. 58 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, а также земельного участка с кадастровым номером: 66:31:2201002:145. В квартире изначально проживали ее родители, которые получили, когда работали в ПМК. Сейчас в данной квартире проживает она. Возле каждого дома расположен колодец, все колодцы возле их домов образуют единую сеть, поскольку все ЖБО уходят в колодец возле дома № 54. Исковые требования поддерживает в полном объеме, согласна оплачивать данные услуги по тарифу и гарантирующему поставщику, либо хозяйствующей организации, которая будет содержать данную сеть на своем балансе и обслуживать ее. В настоящее время ассенизаторские услуги заказывают и оплачивают сами.
Допрошенная в качестве специалиста Управления архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Шалинского городского округа ведущий специалист Новоселова Е.Н. суду пояснила, что на генеральном плане, утвержденным в 2012, сеть водоснабжения, указанная в иске прокурора отсутствует, обнаружить ее невозможно, поскольку она подземная. Документы вместе с технической документацией должны находиться в архиве администрации, в Управлении этих документов нет, сведениями кто является застройщиком данных домов управление не располагает.
Допрошенная в качестве свидетеля Мезенцева А.А. суду пояснила, что проживает в квартире № 1 д. № 56 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля с 1988, является собственником квартиры и земельного участка. Ранее теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение осуществлял Маслозавод, потом ПМК. После ликвидации ПМК дома передали на баланс ЖКХ, а выгребные ямы – колодцы нет. С проблемой откачки ЖБО из колодцев сталкиваемся на протяжении 20 лет. У жителей данных домов есть общее намерение, чтобы данную сеть водоотведения приняли на баланс хозяйствующей организации и содержали ее, а они в свою очередь будут оплачивать данные коммунальные услуги. Колодцы находятся на территории общего пользования и когда идет подтопление колодцев, то все жидкие отходы выливаются на тротуар и автодорогу.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Бушуева Д.А., Теплякова М.А., Панкратова Е.А., Шайкуллина А., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах не явки суду не пояснили.
Определением суда от 06.07.2022 в качестве специалиста для дачи заключения относительно предмета спора привлечен в качестве специалиста Департамент государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области.
Будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области. не явился, направив отзыв (л.д. 50 т. 2), в котором указал, что к полномочиям Департамента в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора не отнесено разрешение вопросов об установлении принадлежности и типа спорных инженерных систем, являющихся предметом судебного разбирательства, а также дачи заключения о возможности проведения комплексного технического обследования бесхозяйного имущества (инженерные системы водоотведения). В соответствии с п. 5 ст. 8 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в т.ч. водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности либо иных прав.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав позицию сторон, третьих лиц, специалистов, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу абзаца второго статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверкой прокуратуры Шалинского района Свердловской области по обращению жителей пгт. Шаля Шалинского района Свердловской области по факту подтопления выгребных ям канализационные стоками и сточными водами территории общего пользования, а также автодороги пгт. Шаля Свердловской области было установлено что по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля около дома № 54 находится накопительная емкость, от которой до дома № 64 расположена сеть водоотведения, протяженностью 200 м, на данной сети расположены 1 поворотный и 1 промежуточный колодец возле дома № 56, возле дома № 58 расположен 1 промежуточный колодец, возле дома № 60 расположен 1 промежуточный колодец, возле дома № 62 расположен 1 промежуточный колодец, возле дома № 64 расположен 1 промежуточный колодец (л.д. 19 т. 1).
Таким образом, исковые требования направлены в защиту прав жителей пгт. Шаля на благоприятную среду обитания, а равно в целях обеспечения экологической безопасности с экологическим благополучием жителей Шалинского городского округа, в связи с чем, доводы стороны ответчика о том, что данный иск направлен в защиту конкретных лиц – жителей жилых домов № 56, 58, 60, 62, 64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, суд считает несостоятельными и подлежащих отклонению.
Согласно акту обследования Администрации Шалинского городского округа выгребной ямы, расположенной вблизи домов 54 и 56 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля от 15.12.2021, выгребная яма имеет люк, оценить состояние выгребной ямы в настоящее время не возможно (л.д. 16 т. 1).
Согласно ответу Администрации Шалинского городского округа от 17.12.2021, канализация по вышеуказанным адресам не входит в центральную канализационную сеть пгт. Шаля, выгребные ямы объектами муниципальной собственности не являются, правообладатель не установлен. Унитарным муниципальным предприятием Маслодельный завод «Шалинский» в муниципальную собственность был передан жилищный фонд на основании постановления Главы муниципального образования «Шалинский район» от 20.01.1997 № 46 на баланс муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Шалинского района» (л.д.9,10, 17 т. 1).
Согласно ответу от 02.03.2022 МУП «Сылвинское ЖКХ», на балансе сети водоотведения по адресу: ул. Орджоникидзе 54-64отстствуют, также отсутствует информация по начислению и оплате за услугу «Водоотведение» по указанным адресам (л.д. 52 т. 1).
Аналогичный ответ представлен Администрацией Шалинского городского округа от 04.03.2022, согласно которому централизованная система водоотведения по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля от д № 56 до д. № 64 отсутствует (т. 1 л.д. 53).
Согласно представленной схеме водоснабжения и водоотведения Шалинского городского округа на 2015-2029 сеть по указанному адресу отсутствует (т. 1 л.д. 54-58).
Согласно распоряжению Администрации Шалинского городского округа № 143-01-49/23 от 26.01.2022 об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Шалинского городского округа, в зоне деятельности МУП «Шалинское водохозяйство» входят в границах балансовой принадлежности сети водоснабжения и водоотведения поселка городского типа Шаля (т. 1 л.д. 73).
Согласно представленным Западным БТИ и РН на указанные дома техническим паспортам, в т.ч. на жилой дом № 54 литер А по ул. Орджоникидзе, в благоустройство жилой площади по состоянию на 24.11.1989 входит водопровод, в описании конструктивных элементов входит водопровод – центральный, канализация – шамбо (т. 1 л.д. 82, 83).
Аналогично в техническом паспорте на д № 56 литер А по ул. Орджоникидзе, а именно: водопровод – хозяйственно-питьевой, канализация – выгребная яма (т. 1 л.д.85-88).
Согласно данным технического паспорта на дом № 58 литер А по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, водопровод хозяйственно-питьевой, канализация центральная (т. 1 л.д. 92 оборот).
Таким образом, суд приходит к выводу, что выгребные ямы на момент строительства соответствовали действующим нормам, требованиям, входили в состав строений жилых домов, которые были приняты, заселены и существуют по настоящее время.
Вместе с тем, указанные жилые многоквартирные дома не присоединены к системе централизованной канализации, а оборудованы локальной канализацией в виде выгребных ям, соединенных в одну сеть водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Исходя из изложенного следует, что право собственности подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости только в отношении тех объектов, которые представляют собой объекты недвижимого имущества (капитальные объекты), способные выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов прав.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный объект имеет самостоятельное функциональное назначение, следовательно должен быть отнесен к объекту недвижимого имущества, иного суду не представлено и ответчиками не оспаривалось.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства собственниками квартир данных многоквартирных домов указывалось на тот факт, что при чистке одного колодца от жидких бытовых отходов, в других колодцах (выгребных ямах) данные отходы убывали, что говорит о взаимосвязанности данных объектов, т.е. связанных одной сетью.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 130-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 настоящего Закона – к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № 424 установлено, что объектами учета в реестрах являются, в том числе, находящиеся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной, прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Из разъяснений абз. 4 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Имущество и объекты муниципальной собственности образуются, в том числе, из бесхозяйного имущества, признанного муниципальной собственностью в установленном законодательством порядке (п. 2.2) Положения о порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 20 ноября 2014 года (л.д.254-259).
Согласно п. 4.4 данного Положения о порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Шалинского городского округа Комитет – в течение 14 дней с момента получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Шалинского городского округа на бесхозяйное недвижимое имущество Комитет готовит проект постановления о принятии объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность и включения данного имущества в состав муниципальной казны Шалинского городского округа, вносит объект недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности Шалинского городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в законе не указаны.
В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Обязанность организации водоснабжения в границах городского округа в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и подп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа.
В части 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 42 вышеназванного Федерального закона, до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных правовых норм, следует, что заявительный (диспозитивный) порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей корреспондирует обязанности органов местного самоуправления по организации в границах городского округа водоотведения.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения по порядку увеличения/уменьшения состава общего имущества МКД принимаются собственниками помещений МКД на общем собрании.
В ходе судебного разбирательства информации о наличии таких решений собственников многоквартирных домов не представлено.
Согласно сведениям Администрации Шалинского городского округа от 24.03.2022, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности по указанным адресам не имеется. В отношении жилых многоквартирных домов от д. № 56 до д. № 64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 не проводился (т. 1 л.д. 70).
Кроме того, судом учитываются положения п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из заключения кадастрового инженера Зверева С.А. от 05.05.2022, представленному стороной истца, по данным обследования 25.04.2022 накопительная емкость и сети водоотведения частично расположены в границах земельных участков жилых домов № 56 кв. 2, жилого дома № 58, жилого дома № 60 кв. 1 и жилого дома № 62 кв.2, в отношении остальных домов – проходят вдоль земельных участков, не попадая в их границы кв. 1 (т. 1 л.д. 220, 221).
Относительно расположения колодцев на земельных участках с кадастровыми номерами 66:21:2201002:145, 66:21:2201002:129 (характерная точка 4 на схеме расположения земельных участков) - возле дома № 58 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, суд принимает во внимание данные технического паспорта, в котором указан объект водоотведения – центральная канализация ( т.1 л.д. 92 оборот), а также дату постановки на кадастровый учет 26.10.2004, т.е. после строительства данного дома и соответственно данной сети водоотведения (28.02.1989).
Относительно расположения колодцев, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 66:21:2201002:149 (характерная точка 3 на схеме расположения земельных участков) – возле дома № 60, 66:21:2201002:87 (характерная точка 2 на схеме расположения земельных участков) – возле дома № 62, 66:21:2201002:130 (характерная точка 5 на схеме расположения земельных участков) – возле дома № 56, суд принимает во внимание постановку на кадастровый учет данных земельных участков после строительства данных многоквартирных домов, а именно: земельный участок с кадастровым номером 66:21:2201002:130 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 26.11.2004, земельный участок с кадастровым номером 66:21:2201002:149 – 19.10.2005, земельный участок с кадастровым номером 66:21:2201002:87 - 10.12.2001.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что колодцы, указанные в заключении кадастрового инженера под номерами 1, 5, 6 – расположены за пределами земельных участков многоквартирных домов № 64 и № 56 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля, т.е. на территории общего пользования.
Таким образом, доказательств отнесения выгребных ям к общему имуществу МКД, равно как и доказательств ее принадлежности какому-либо иному лицу, ответчиком в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, суд отмечает, что именно истец как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоснабжения и водоотведения, должен был принять меры по своевременному выявлению бесхозных объектов, постановки их на учет и включению их в состав муниципальной собственности, в том числе спорного участка, для передачи их лицу, обеспечивающему их надлежащее состояние.
Отсутствие собственника данного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации канализационных сетей и не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Суд признает, что принятие сети водоотведения в муниципальную собственность обусловлено не только реализацией полномочий органа местного самоуправления, но и необходимостью надлежащего содержания канализационной сети с целью исключения аварийных ситуаций, связанных с подтоплением жилых домов и других объектов в районе их нахождения, обеспечения комфортного проживания граждан, поддержания надлежащего санитарного состояния территории поселения и недопущения неблагоприятных последствий для окружающей среды.
В связи с чем, установив, что спорный объект водоотведения является бесхозяйным имуществом, однако, уполномоченным органом местного самоуправления не осуществлены мероприятия по постановке данного объекта инженерной инфраструктуры на государственный учет, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на орган местного самоуправления соответствующей обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Разрешая требования прокурора в части назначения срока исполнения судебного решения, суд считает, что срок до двух месяцев с учетом сроков, необходимых для соблюдения установленной Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедуры, являются не достаточными и считает разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемые в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области, поданный в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шалинского городского округа Свердловской области, о возложении обязанности удовлетворить.
На Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области возложить обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимости:
- накопительную емкость (выгребную яму), расположенную возле дома № 54 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области;
- участок сети водоотведения от накопительной емкости (выгребной ямы), расположенной возле дома № 54 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области до дома № 64 по ул. Орджоникидзе протяженностью 200 метров с поворотным колодцем возле дома № 56 по ул. Орджоникидзе и промежуточными колодцами, расположенными возле домов №№ 56, 58, 60, 62, 64 по ул. Орджоникидзе пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.08.2022.
Председательствующий М.В. Порубова