Именем Российской Федерации
«29» ноября 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием прокурора Науменковой Т.П., истца Кудаева 1ИО., представителя истца по ордеру Преснякова В.Н., представителя по доверенностям МВД России и ГУ МВД России по Воронежской обл. Швецовой Т.В., представителей ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. по доверенностям Никитиной С.В., Дюжаковой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудаева 1ИО к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской обл., ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
у с т а н о в и л:
Кудаев 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он проходил службу в должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа. Приказом МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. с истцом, прикомандированным к Федеральной миграционной службе, расторгнут контракт, и он уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. истец, находящийся в распоряжении УФМС России по Воронежской области, уволен ДД.ММ.ГГГГ. по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Истец считает увольнение незаконным, поскольку, по его мнению, предполагается, что увольнение по собственному желанию сотрудника органа внутренних дел инициируется самим сотрудником путем подачи соответствующего рапорта, выражающего свободное волеизъявление на увольнение, однако на увольнение он не соглашался, работодатель не предложил все имеющиеся вакансии, хотя они были свободные, работодатель не выяснил преимущественное право на оставление на работе, фактически сокращения не было, поскольку функциональные обязанности остались и были перераспределены между другими сотрудниками.
В связи с изложенным истец уточнил исковые требования (л.д.187-188), просит признать незаконными пункт 2 приказа МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении контракта и об увольнении со службы и приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. об увольнении; восстановить в ранее занимаемой должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа; взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области денежное довольствие за все время вынужденного прогула с 19.08.2016г. по 29.11.2016г. в сумме 126 333 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.; взыскать с расходы по оплате услуг адвоката в сумме 23 000 руб.
Истец Кудаев 1ИО., представитель истца по ордеру Пресняков В.Н. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.
Представитель МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Швецова Т.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.17-18,164-166).
Представители ликвидационной комиссии УФМС по Воронежской обл. по доверенностям Никитина С.В., Дюжакова Е.В. с иском не согласились, представили письменные возражения (л.д.160-163).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Указом Президента РФ от 05.04.2016г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба, функции и полномочия которой переданы МВД РФ, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы сокращена на 30 %. Указом Президента РФ установлено также, что МВД РФ является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, и что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Пунктом 2 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ установлено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.
При упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, могут быть продолжены в случае, в том числе, предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел (подп. 1 п. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
При упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника органов внутренних дел о предстоящем увольнении со службы в органах внутренних дел не позднее чем за два месяца до его увольнения (п. 5 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае, в том числе, в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел.
Преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной <данные изъяты> на постоянной основе (п. 7 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель по желанию сотрудника органов внутренних дел, выраженному в письменной форме, вправе расторгнуть с ним контракт и уволить его со службы в органах внутренних дел до истечения срока уведомления, установленного частью 5 настоящей статьи (п.8 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (п. 9 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по п. 11 ч. 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность илисотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям ст. 75 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств; оценку результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации (пункты 1, 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 75).
Следовательно, для решения вопроса о законности увольнения истца со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках спорных правоотношений сторон является установление обстоятельств соблюдения ответчиком - ГУ МВД России по Воронежской области процедуры увольнения истца со службы, в частности исполнена ли должным образом обязанность по предложению имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы истца по специальности.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, личного дела (арх. №), обозреваемого в судебном заседании и копии из которого имеются в деле, личных дел переведенных сотрудников, обозреваемых в судебном заседании, приказов, заключения, рапорта, имеющихся в деле, судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа. ДД.ММ.ГГГГ. истец был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по пункту 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (л.д.117).
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016г. № 156, распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016г. № 1025-р и приказа ФМС от 01.06.2016г. № 254 распоряжением ФМС России от 01.06.2016г. № НС-1/9-230 утвержден состав ликвидационной комиссии Управления ФМС по Воронежской обл. (л.д.168-175).
Приказом ГУ МВД России по Воронежской обл. от 27.05.2016г. № 244 утверждено Положение об Управлении по вопросам миграции, которое является структурным подразделением ГУ МВД России по Воронежской обл. (л.д.200-206).
С 07.07.2016 г. вступил в силу приказ МВД России от 27.05.2016 г. № 276 «О внесении изменений в штатную численность территориальных органов МВД России» (л.д.157-158) и приказ ГУ МВД России по Воронежской области от 31.05.2016 г. № 251 «О создании подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России по Воронежской области, Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области» (л.д.156).В соответствии с указанным приказом в ГУ МВД России по Воронежской области созданы подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России по Воронежской области.
Приказом ГУ МВД России по Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. №с сотрудники, прикомандированные к ФМС России, назначены на соответствующие должности в (л.д.187-199).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в МВД РФ с рапортом об увольнении его из органов внутренних дел по указанному основанию (л.д.118), с истцом проведена беседа, в котором истец выразил согласие на увольнение по данному основанию (л.д.121), и истец представлен к увольнению (л.д.119-120).
Приказом МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. с истцом, прикомандированным к Федеральной миграционной службе (л.д.142), расторгнут контракт, и он уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (л.д.5). Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. истец, находящийся в распоряжении УФМС России по Воронежской области, уволен ДД.ММ.ГГГГ. по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) (л.д.6).
На основании пояснений сторон, штатных расписаний (л.д.32-109), послужного списка (л.д.125-147) судом также установлено, что с учетом уровня квалификации, образования (высшее агрономическое) и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности (с 28.03.2008г.) у ответчика отсутствовала возможность предложения истцу иной равнозначной или нижестоящей должности для замещения иной должности в органах внутренних дел, так как таковые вакантные должности в г. Воронеже отсутствовали.
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015г. № 52) и которые суд применяет по аналогии закона, согласно которых судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. В связи с этим, суд считает, что имеющиеся у ответчика равнозначные вакантные должности за пределами г. Воронежа (в границах Воронежской области) ответчик мог истцу не предлагать.
Более того, суд учитывает, что в ходе проверки в отношении истца установлено, что постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ. Кудаев 1ИО. лишен права управления транспортным средством по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения) (л.д.119,159), что истцом не оспаривается и что, по мнению суда, препятствует дальнейшему прохождению истцом службы в органах внутренних дел.
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Проступок истца, выразившийся в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, по мнению суда, умаляет авторитет органов внутренних дел, противоречит требованиям, предъявляемым к сотрудникам и несовместим с дальнейшим прохождением службы в органах внутренних дел.
Между тем, с учетом последнего обстоятельства судом установлено отсутствие преимущественного права истца перед другими сотрудниками на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях, как не имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности. При этом, в судебном заседании, что отражено в протоколе судебного заседания, суд обозревал личные дела на всех сотрудников отдела, которым предложены равнозначные должности в отделе (Ленинский район г. Воронежа), перед которыми у истца отсутствует преимущество на оставление на службе в органах внутренних дел, в том числе, истец не имеет <данные изъяты>, соответствующего направлению деятельности, которое имеют принятые в органы внутренних дел сотрудники и которые имеют более длительный стаж службы, многочисленные поощрения и награждения.
Пунктом ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ предусмотрено, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кудаева 1ИО к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской обл., ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяРешение в окончательной форме составлено к 16 час. 06.12.2016г.
Именем Российской Федерации
«29» ноября 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием прокурора Науменковой Т.П., истца Кудаева 1ИО., представителя истца по ордеру Преснякова В.Н., представителя по доверенностям МВД России и ГУ МВД России по Воронежской обл. Швецовой Т.В., представителей ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. по доверенностям Никитиной С.В., Дюжаковой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудаева 1ИО к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской обл., ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
у с т а н о в и л:
Кудаев 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он проходил службу в должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа. Приказом МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. с истцом, прикомандированным к Федеральной миграционной службе, расторгнут контракт, и он уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. истец, находящийся в распоряжении УФМС России по Воронежской области, уволен ДД.ММ.ГГГГ. по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Истец считает увольнение незаконным, поскольку, по его мнению, предполагается, что увольнение по собственному желанию сотрудника органа внутренних дел инициируется самим сотрудником путем подачи соответствующего рапорта, выражающего свободное волеизъявление на увольнение, однако на увольнение он не соглашался, работодатель не предложил все имеющиеся вакансии, хотя они были свободные, работодатель не выяснил преимущественное право на оставление на работе, фактически сокращения не было, поскольку функциональные обязанности остались и были перераспределены между другими сотрудниками.
В связи с изложенным истец уточнил исковые требования (л.д.187-188), просит признать незаконными пункт 2 приказа МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении контракта и об увольнении со службы и приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. об увольнении; восстановить в ранее занимаемой должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа; взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области денежное довольствие за все время вынужденного прогула с 19.08.2016г. по 29.11.2016г. в сумме 126 333 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.; взыскать с расходы по оплате услуг адвоката в сумме 23 000 руб.
Истец Кудаев 1ИО., представитель истца по ордеру Пресняков В.Н. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.
Представитель МВД России и ГУ МВД России по Воронежской области по доверенностям Швецова Т.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения (л.д.17-18,164-166).
Представители ликвидационной комиссии УФМС по Воронежской обл. по доверенностям Никитина С.В., Дюжакова Е.В. с иском не согласились, представили письменные возражения (л.д.160-163).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Указом Президента РФ от 05.04.2016г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба, функции и полномочия которой переданы МВД РФ, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы сокращена на 30 %. Указом Президента РФ установлено также, что МВД РФ является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, и что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Пунктом 2 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ установлено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.
При упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, могут быть продолжены в случае, в том числе, предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел (подп. 1 п. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
При упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника органов внутренних дел о предстоящем увольнении со службы в органах внутренних дел не позднее чем за два месяца до его увольнения (п. 5 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае, в том числе, в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел.
Преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной <данные изъяты> на постоянной основе (п. 7 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель по желанию сотрудника органов внутренних дел, выраженному в письменной форме, вправе расторгнуть с ним контракт и уволить его со службы в органах внутренних дел до истечения срока уведомления, установленного частью 5 настоящей статьи (п.8 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (п. 9 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ).
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по п. 11 ч. 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность илисотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность.
При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.
Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям ст. 75 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств; оценку результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации (пункты 1, 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 75).
Следовательно, для решения вопроса о законности увольнения истца со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках спорных правоотношений сторон является установление обстоятельств соблюдения ответчиком - ГУ МВД России по Воронежской области процедуры увольнения истца со службы, в частности исполнена ли должным образом обязанность по предложению имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы истца по специальности.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, личного дела (арх. №), обозреваемого в судебном заседании и копии из которого имеются в деле, личных дел переведенных сотрудников, обозреваемых в судебном заседании, приказов, заключения, рапорта, имеющихся в деле, судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора отдела УФМС России по Воронежской области в Ленинском районе г. Воронежа. ДД.ММ.ГГГГ. истец был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по пункту 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником (л.д.117).
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016г. № 156, распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016г. № 1025-р и приказа ФМС от 01.06.2016г. № 254 распоряжением ФМС России от 01.06.2016г. № НС-1/9-230 утвержден состав ликвидационной комиссии Управления ФМС по Воронежской обл. (л.д.168-175).
Приказом ГУ МВД России по Воронежской обл. от 27.05.2016г. № 244 утверждено Положение об Управлении по вопросам миграции, которое является структурным подразделением ГУ МВД России по Воронежской обл. (л.д.200-206).
С 07.07.2016 г. вступил в силу приказ МВД России от 27.05.2016 г. № 276 «О внесении изменений в штатную численность территориальных органов МВД России» (л.д.157-158) и приказ ГУ МВД России по Воронежской области от 31.05.2016 г. № 251 «О создании подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России по Воронежской области, Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Воронежской области» (л.д.156).В соответствии с указанным приказом в ГУ МВД России по Воронежской области созданы подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России по Воронежской области.
Приказом ГУ МВД России по Воронежской обл. от ДД.ММ.ГГГГ. №с сотрудники, прикомандированные к ФМС России, назначены на соответствующие должности в (л.д.187-199).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в МВД РФ с рапортом об увольнении его из органов внутренних дел по указанному основанию (л.д.118), с истцом проведена беседа, в котором истец выразил согласие на увольнение по данному основанию (л.д.121), и истец представлен к увольнению (л.д.119-120).
Приказом МВД РФ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. с истцом, прикомандированным к Федеральной миграционной службе (л.д.142), расторгнут контракт, и он уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (л.д.5). Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Воронежской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. истец, находящийся в распоряжении УФМС России по Воронежской области, уволен ДД.ММ.ГГГГ. по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) (л.д.6).
На основании пояснений сторон, штатных расписаний (л.д.32-109), послужного списка (л.д.125-147) судом также установлено, что с учетом уровня квалификации, образования (высшее агрономическое) и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности (с 28.03.2008г.) у ответчика отсутствовала возможность предложения истцу иной равнозначной или нижестоящей должности для замещения иной должности в органах внутренних дел, так как таковые вакантные должности в г. Воронеже отсутствовали.
При этом суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.11.2015г. № 52) и которые суд применяет по аналогии закона, согласно которых судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. В связи с этим, суд считает, что имеющиеся у ответчика равнозначные вакантные должности за пределами г. Воронежа (в границах Воронежской области) ответчик мог истцу не предлагать.
Более того, суд учитывает, что в ходе проверки в отношении истца установлено, что постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ. Кудаев 1ИО. лишен права управления транспортным средством по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения) (л.д.119,159), что истцом не оспаривается и что, по мнению суда, препятствует дальнейшему прохождению истцом службы в органах внутренних дел.
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Проступок истца, выразившийся в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, по мнению суда, умаляет авторитет органов внутренних дел, противоречит требованиям, предъявляемым к сотрудникам и несовместим с дальнейшим прохождением службы в органах внутренних дел.
Между тем, с учетом последнего обстоятельства судом установлено отсутствие преимущественного права истца перед другими сотрудниками на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях, как не имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности. При этом, в судебном заседании, что отражено в протоколе судебного заседания, суд обозревал личные дела на всех сотрудников отдела, которым предложены равнозначные должности в отделе (Ленинский район г. Воронежа), перед которыми у истца отсутствует преимущество на оставление на службе в органах внутренних дел, в том числе, истец не имеет <данные изъяты>, соответствующего направлению деятельности, которое имеют принятые в органы внутренних дел сотрудники и которые имеют более длительный стаж службы, многочисленные поощрения и награждения.
Пунктом ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ предусмотрено, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению требования о восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Кудаева 1ИО к МВД России, ГУ МВД России по Воронежской обл., ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Воронежской обл. о признании незаконными приказов об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяРешение в окончательной форме составлено к 16 час. 06.12.2016г.