Дело №2-92/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 02.03.2020 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Соколовой Н.В.,
с участием заместителя Сорочинского межрайонного прокурора Адельшиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Оренбургской области к Фоменко Ольге Александровне о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Фоменко О.А. о взыскании 907 200 рублей в возмещение ущерба, причиненного бюджетам Российской Федерации, Оренбургской области. В обоснование требований указал, что в соответствии с Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года №598, и договором об обеспечении жильем Фоменко О.А. получила социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 907 200 рублей. По условиям программы и договора ответчик обязана не менее 5 лет работать по трудовому договору либо осуществлять предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве. Данное обязательство Фоменко О.А. было нарушено, в связи с чем она обязана вернуть полученную социальную выплату в бюджет.
Определением суда от 06.12.2019 года в качестве представителя истца Оренбургской области привлечено Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Определением от 31.01.2020 года в качестве соистца привлечено – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Адельшина А.Д. поддержала исковые требования прокурора в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив, что сумму выплаты следует распределить по соответствующим бюджетам в соответствии с информацией о перечислении.
Представители истцов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, ответчик Фоменко О.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители истцов просили рассмотреть дело в их отсутствие, ответчик о причине неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не просила. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей истца и ответчика.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в письменном заявлении поддержал требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области, уточнил, что взыскание средств в размере 351 475 рублей, выделенных из федерального бюджета, должно осуществляться в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в доход федерального бюджета, а средств в размере 555 725 рублей, выделенных из бюджета Оренбургской области в пользу Оренбургской области в лице Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в письменном заявлении также просил удовлетворить исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области.
Ответчик Фоменко О.А. представила письменное возражение, в котором указала, что с исковыми требованиями истца согласна частично, согласна возместить бюджету сумму 243 123 рубля, так как ходе уголовного преследования было установлено, что она незаконно похитила и распорядилась денежными средствами в сумме 243 123 рубля, принадлежащими Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, тем самым причинила последнему материальный ущерб на указанную сумму. В связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований в размере 664 077 рублей отказать.
Выслушав прокурора, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". Данное постановление в качестве приложения содержит типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Положение), которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Как следует из п.4 Положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (п. 42 Положения).
Пункт 43 Положения закрепляет существенные условия трехстороннего договора, к которым относятся: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
В случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения (п. 45 Положения).
Аналогичные нормы закреплены и в п. 44 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 года №71 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в рамках которой осуществляются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности в связи с досрочным прекращением с 01.01.2018 года реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Фоменко Ольга Александровна 18.10.2011 года принята на работу в Янтарный сельский клуб на должность заведующей.
01.06.2015 года между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, МБУ работодателем «Межпоселенческая клубная система Сорочинского района Оренбургской области» и участником Фоменко О.А. был заключен трехсторонний договор № 189-М-15 (далее - Договор) в целях взаимодействия сторон по реализации направления «Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов». На основании данного договора, Фоменко О.А. приняла на себя обязательства: отработать у работодателя не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п. 2.3.2 Договора); в случае досрочного расторжения трудового договора с работодателем или в случае возникновения обстоятельств, изменяющих характер трудовых отношений или делающих невозможным (препятствующих) продолжению трудовой деятельности участника у работодателя (ликвидация, банкротство, изменения организационно-правовой формы предприятия и т.д.) уведомить письменно администрацию муниципального образования Сорочинский район о такого рода обстоятельствах, с приложением копии настоящего договора, не позднее 10 календарных дней с момента наступления соответствующего события (обстоятельств) (п.2.3.3 Договора); в случае досрочного расторжения трудового договора заключить в срок, не превышающий 6 месяцев, трудовой договор с другим работодателем или организовать иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере АПК или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности и заключить новый договор «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), с использованием на эти цели социальной выплаты» в соответствии с условием «программ», с приложением копии трудовой книжки и трудового договора с работодателем (п. 2.3.4 Договора). В случае не выполнения или неполного выполнения подпунктов 2.3.2, 2.3.4 возвратить денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты.
На основании свидетельства № 30/2 02.06.2015 года Фоменко О.А. как участнику мероприятий по улучшению условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» была предоставлена социальная выплата в размере 907 200 рублей исходя из расчетной стоимости приобретаемого жилья 1 296 000 рублей. Как следует из корешка данного свидетельства, 351 475 рублей были предоставлены из средств федерального бюджета, а 555 725 рублей – из средств бюджета субъекта Российской Федерации, что подтверждается письменным отзывом Министерства сельского хозяйства РФ, а также ответом на запрос суда Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
01.12.2015 года ФИО6 и ФИО7 Фоменко О.А., действующая за себя лично и от имени своих малолетних детей: ФИО6, ФИО7 заключили договор купли-продажи о приобретении в долевую собственность за 1 400 000 рублей жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый № и земельного участка за 1 000 рублей, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, находящиеся по адресу: <адрес>. В договоре указано, что данное недвижимое имущество приобретается покупателем за счет собственных средств в размере 493 800 рублей; бюджетных средств в сумме 907 200 рублей в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 351 475 рублей; за счет средств областного бюджета в сумме 555 725 рублей, предоставляемых Министерством сельского хозяйства Оренбургской области. Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 08.12.2015 года.
Таким образом, истцом представлены доказательства использования ответчиком Фоменко О.А. средств бюджетной субсидии в размере 907 200 рублей в соответствии с условиями федеральной целевой программы.
Согласно приказу № 03-01/52 от 02.09.2016 года, 03.09.2016 года Фоменко Ольга Александровна уволена с должности заведующей Янтарным СК на основании п.3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственной инициативе).
По условиям Программы для сохранения права на социальную выплату ответчик Фоменко О.А. в течение 6 месяцев должна была устроиться на другую работу в сельской местности либо организовать предпринимательскую деятельность в сфере сельского хозяйства или социальной сфере.
В качестве доказательства соблюдения данного условия ответчик Фоменко О.А. представила тройной договор, заключенный 08.05.2018 года между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, руководителем ИП ФИО1 и участник Фоменко О.А. в рамках программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» взамен ранее заключенного договора № 189-М-15 от 01.06.2015 года. Согласно данному договору Фоменко О.А. принята на работу к ИП ФИО1 на должность учетчика МТФ № 2.
Вместе с тем, суд признает данный договор формальным, заключенным без намерения его исполнения со стороны ответчика Фоменко О.А и ИП ФИО1, поскольку согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 07.12.2017 года, то есть до заключения вышеуказанного договора, и на момент его заключения работодателем быть не могла.
Из справки Межрайонной ИФНС России № 4 по Оренбургской области от 28.11.2019 года следует, что в 2017-2018 году перечисления НДФЛ за работника Фоменко О.А. от работодателя ИП ФИО1 нет.
В своих объяснениях от 29.08.2019 года, данных в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Фоменко О.А., ответчик также подтвердила, что у ИП ФИО1 она никогда не работала, в том числе в должности учетчика МТФ № 2.
Факт того, что Фоменко О.А. не проживает в <адрес>, подтверждается объяснениями Фоменко О.А. от 11.09.2019 года, объяснениями ФИО2, ФИО3, ФИО4 от 11.09.2019 года, протоколом допроса свидетеля ФИО5 от 21.11.2019 года.
Уголовное дело в отношении Фоменко О.А. по ч. 1 ст. 159 УК РФ прекращено в связи с истечением срока давности преследования, что следует из постановления мирового судьи судебного участка №1 г. Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области от 21.01.2020 года.
Таким образом, в суде установлено, что Фоменко О.А. не исполнила взятые на себя обязательства, увольнение с Янтарного сельского клуба произошло по инициативе самой Фоменко О.А. до истечения пятилетнего срока со дня получения социальной выплаты, в течение 6 месяцев новый трудовой договор с другим работодателем заключен не был, иная индивидуальная предпринимательская деятельность в сфере АПК организована не была, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в ходе уголовного расследования было установлено, что она незаконно похитила и распорядилась денежными средствами в сумме 243 123 рубля, что и должно составлять размер удовлетворенных исковых требований, суд признает несостоятельными, поскольку как следует из материалов уголовного дела в отношении Фоменко О.А., обвиняемой по ч.1 ст.159 УК РФ, предметом уголовного преследования явились мошеннические действия по завышению покупной цены недвижимости и искусственным увеличением социальной выплаты, что не ограничивает размер исковых требований при невыполнении условий программы. Кроме того, п. 2.3.5. Договора и п. 45 Положения предусмотрен полный возврат социальный выплаты, а получение Фоменко О.А. социальной выплаты в размере 907 200 рублей ею не оспаривается.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, а его требования удовлетворены полностью, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 12 272 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Фоменко Ольги Александровны в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в доход федерального бюджета 351 475 рублей в возмещение материального ущерба.
Взыскать с Фоменко Ольги Александровны в пользу Оренбургской области в лице Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в доход бюджета Оренбургской области 555 725 рублей в возмещение материального ущерба.
Взыскать с Фоменко Ольги Александровны 12 272 рубля государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Кучаев
Решение в окончательной форме принято 10.03.2020 года.