Решение по делу № 2-3045/2016 ~ М-2944/2016 от 21.07.2016

Дело № 2-3045/2016                                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники     30 августа 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе судьи Лимпинской Л.В.,

при секретаре Плотниковой К.В.,

с участием истцов Армяньшина Д.Ю., Армяньшиной Н.А.

представителя администрации г. Березники, Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенностей от <дата>.,<дата>.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Армяньшина Д.Ю., Армяньшиной Н.А. к муниципальному образованию «Город Березники», Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники о возложении обязанности по выкупу жилого помещения (выплаты возмещения за жилое помещение),

у с т а н о в и л:

Армяньшина Н.А., Армяньшин Д.Ю. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Березники», Управлению имущественных и земельных отношений о возложении обязанности по выкупу жилого помещения (выплаты возмещения за жилое помещение), расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, состоящего из ..... комнат, площадью ..... кв.м, доля в праве ..... у каждого.

На основании заключения межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилого помещения от <дата> постановлением администрации г.Березники от <дата> многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края»

<дата> истцы обратились в администрацию г.Березники с заявлением о выкупе принадлежащего им жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, <дата> ответчиком в удовлетворении заявления отказано.

Истцы полагают, что отказ собственнику в удовлетворении требований о выплате выкупной цены противоречит нормам действующего законодательства, лишает истцов права выбора способа обеспечения их жилищных прав.

Согласно отчету ООО «.....» рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по <адрес> составляет ..... руб.

Просят обязать администрацию <адрес> произвести выкуп жилого помещения по <адрес>, установить выкупную стоимость жилого помещения в размере ..... руб., взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебном заседании Армяньшина Н.А., Армяньшин Д.Ю. исковые требования поддержали, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Также пояснили, что проживая в доме, признанном аварийным, истцы опасаются за жизнь и здоровье своей семьи, подвергаются опасности. Предлагаемый ответчиком вариант переселения в микрорайон «.....», жилой комплекс «.....» истцов не устраивает из-за отдаленности места его расположения. Кроме того, истцам для переселения предлагались квартиры на верхних этажах ( выше 10-го), что для них, проживающих на ..... этаже, непреемлемо.

Представитель администрации г.Березники (ответчик) и УИЗО администрации г.Березники (3 лицо) Вылегжанина Л.Н., действующая на основании доверенностей, полагала, что истцами требования заявлены преждевременно. Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <дата> выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Березники Пермского края от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан, проживающих в доме до <дата>, дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»).

Полагала, что в данном случае не подлежит применению ст.32 ЖК РФ, поскольку земельный участок не изымался, срок отселения граждан из дома заканчивается <дата>.

Возражала против оценки квартиры, считая ее завышенной, представив свой отчет об определении рыночной стоимости принадлежащей истцам квартиры.

Представитель 3 лица Министерства строительства и ЖКХ РФ, Пермского края участия в судебном заседании не принимали, о дне слушания дела надлежащим образом извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Истцы Армяньшина Н.А., Армяньшин Д.Ю. являются собственниками ..... квартиры, расположенной по <адрес>, общей площадью ..... кв.м. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от <дата>, доля в праве ..... у каждого( л.д.7,8).

Заключением межведомственной комиссии от <дата> многоквартирный дом <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г.Березники от <дата> многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан, проживающих в доме, до <дата> Дом включен в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от <дата>

В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем 7 пункта 7 Положения предусмотрено: решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и решения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. (ст.32 ч.8 ЖК РФ)

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Включение многоквартирного дома <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцам квартира , в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае)» не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства.

<дата> Армяньшин Д.Ю., Армяньшина Н.А. обратились к главе г.Березники с предложением о выкупе принадлежащей им квартиры в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.9)

<дата> истцам разъяснен порядок предоставления и расходования трансфертов на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, не предусматривающий выкуп жилого помещения (л.д.10)

В силу действующего законодательства определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Администрацией г.Березники решение о сносе многоквартирного жилого дома <адрес> не принято. Установлен срок отселения граждан, проживающих в доме <адрес>, признанного аварийным в <дата>, до <дата>

Суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о преждевременном (до истечения срока отселения граждан) обращении истца с иском в суд,

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания либо выкуп жилого помещения не могут быть поставлены в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Многоквартирный жилой дом <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцам квартира признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации г.Березники от <дата> Между тем, истцы на день рассмотрения дела проживают в доме, подвергая свою жизнь и здоровье опасности.

Действующим законодательством установлен алгоритм действий органа местного самоуправления, направленных на реализацию прав и законных интересов собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Неустановление органом местного самоуправления сроков сноса аварийного дома, непринятие мер по проведению процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений в аварийном доме противоречит требованиям абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, создает правовую неопределенность, что безусловно нарушает права собственников и нанимателей многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в том числе права истцов.

Суд соглашается с позицией истцов, что состояние жилого помещения, в котором проживают Армяньшины, создает угрозу для их жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах расселение граждан из признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома. Кроме того, осуществление полномочий органа местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилья не поставлено законом в зависимость от наличия либо отсутствия каких бы то ни было адресных программ.

Администрация г.Березники не предприняла все возможные меры для своевременного и надлежащего исполнения возложенных на нее обязанностей.

На основании изложенного, принимая во внимание перечисленные выше нормы закона, бездействие администрации г.Березники выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что истцы по своему выбору имеют право требовать выкуп жилого помещения. Взыскание с администрации г.Березники выкупной цены непригодного для проживания жилого помещения является способом защиты нарушенного права истца.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Истцом заявлено требование о выплате рыночной стоимости жилого помещения, определенной в соответствии с представленным отчетом ООО «Капитал и право».

Согласно отчету , выполненному ООО «.....» рыночная стоимость .....-комнатной квартиры, общей площадью ..... кв.м, расположенной на ..... этаже по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> составляет ..... руб. ( л.д. 16-95).

Ответчиком представлен отчет , выполненный ООО «.....» <дата>, в соответствии с которым рыночная стоимость .....-комнатной квартиры, общей площадью ..... кв.м, расположенной на ..... этаже 5-этажного панельного дома по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата> составляет ..... руб.

Оба отчета составлены лицами, имеющими соответствующие полномочия, выполнены оценщиками с осмотром жилого помещения.

Между тем, отчет ООО «Капитал и право» содержит подробное описание объекта оценки, проведенного исследования, выводы оценщика должным образом мотивированы, противоречий не содержат. Нарушений требований Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральных стандартов оценки от 20.07.2007 года при проведении данной оценки судом не установлено. Указанная оценка объективна и достоверна.

Не может быть принят за основу отчет ООО «.....», поскольку в названном отчете отсутствует описание объекта, представленного к оценке,, по утверждению истцов в приложенных к отчету фотографиях имеется фотография лоджии(балкона) не относящаяся к квартире истцов. Названное обстоятельство представителем ответчика не опровергнуто.

На основании установленных обстоятельств, суд находит оценку ООО «.....» более объективной и достоверной.

Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование об определении выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере ..... руб.

При этом выкупная цена подлежит взысканию с муниципального образования «Город Березники», как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для нужд муниципального образования «Город Березники». Выкупная цена подлежит взысканию в пользу истцов пропорционально доле каждого в праве на квартиру, по ..... руб. каждому.

При обращении в суд с данным иском истцами были понесены расходы по оплате госпошлины (л.д.2,3), кроме того, истцом Армяньшиной Н.А. оплачена оценка стоимости квартиры на основании договора от <дата> в сумме ..... руб. (л.д.10а,11,14,15), подлежащие возмещению ответчиком на основании ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Определить выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу :<адрес>, принадлежащего на праве собственности Армяньшину Д.Ю., Армяньшиной Н.А., в размере ..... (.....) рублей.

Взыскать с муниципального образования «Город Березники» в пользу Армяньшину Д.Ю., Армяньшиной Н.А. выкупную цену жилого помещения, расположенного по адресу :<адрес>, в размере ..... (.....) рублей, по ..... руб. каждому.

Иск к Управлению имущественных и земельных отношений о возложении обязанности по выкупу жилого помещения оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального образования «Город Березники» в пользу Армяньшиной Н.А. ..... руб. в возмещение расходов на оплату услуг оценщика, ..... руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Взыскать с муниципального образования «Город Березники» в пользу Армяньшина Д.Ю. ..... руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (02.09.2016г.).

Судья (подпись)              Л.В.Лимпинская

Копия верна судья

2-3045/2016 ~ М-2944/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Армяньшин Дмитрий Юрьевич
Армяньшина Нина Александровна
Ответчики
Администрация г.Березники
Управление имущественных и земельных отношений
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Лимпинская Л.В.
Дело на странице суда
berezn--perm.sudrf.ru
21.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2016Передача материалов судье
22.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
30.08.2016Судебное заседание
02.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2016Дело оформлено
15.12.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее