Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2016 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Слепцова И.В., единолично
с участием представителя истцов Семеновой М.Г.,Волошиной Л.А., Погибельской Е.В., Беляева В.В., Ремезовой Е.А. – Ломоносовой Е.Ю.,
представителя ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» - Житняковой К.С.,
при секретаре судебного заседания Горшуновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой М.Г. , Волошиной Л.А. , Погибельской Е.В. , Беляева В.В. , Ремезовой Е.А. . к открытому акционерному обществу «МРСК Сибири - Читаэнерго», открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании незаконной установку общедомого прибора учета, об обязывании произвести перерасчет объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды с применением расчетного способа за период с 1 января 2013 года по день вынесения решения суда, обязывании начислять ОАО «Читаэнергосбыт» плату за ОДН с момента вынесения решения суда, с применением расчетного способа,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Семенова М.Г., Волошина Л.А., Погибельская Е.В., Беляев В.В., Ремезова Е.А. обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прибор учета по адресу: <адрес> в 2009 году филиалом ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго» и Энергобаланс «Сибирь» и обслуживается сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири - Читаэнерго».
В нарушение требований, предусмотренных пунктами 136,138,139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 ответчики не определили порядок снятия показаний и расчетов на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах. Свидетельства о поверке установленного общедомового прибора учета отсутствуют. Тем самым, расчет задолженности в отношении истцов, исходя из показаний общедомового прибора учета, при отсутствии доказательств поверки прибора учета и снятия показаний прибора учета сетевой организацией, сбытовой компанией и представителей собственников жилых помещений многоквартирного дома в отсутствие договора, определяющего порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электроэнергии, нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Собственниками жилых помещений №, № по адресу <адрес> не принималось решения о приобретении и установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, а ответчик ОАО “Читаэнергосбыт” не представил сведений о направлении в адрес собственников помещений многоквартирного дома предложения об оснащении дома прибором учета электроэнергии.
Установка общедомового прибора учета электроэнергии произведена с нарушением порядка и процедуры, предусмотренной п.п. 146,147,152,154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, ст. 13 Закона об энергосбережении, п.п. 1.5.6,1.5.13 Правил установки электроустановок (ПУЭ-6).
Просит суд признать незаконным со стороны ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» установку общедомового прибора учета потребления электроэнергии по адресу: <адрес>; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а так же в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом истцам, согласно формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” с 1 января 2013 года момент вынесения решения суда; обязать начислять ОАО «Читаэнергосбыт» истцам плату за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с момента вынесения решения суда по формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” в размере норматива ежемесячно, до введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, установленного с соблюдением действующего законодательства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация городского поселения «Борзинское».
В судебное заседание истцы Семенова М.Г., Волошина Л.А., Погибельская Е.В., Беляев В.В., Ремезова Е.А. уведомленные о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела не явились, представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, в присутствии их представителя Ломоносовой Е.Ю.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне и времени проведения судебного заседания, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не предоставил.
Представитель третьего лица ООО «Борзинское пиво» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещено о дне и времени проведения судебного заседания, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не направило.
Представитель третьего лица Администрации городского поселения «Борзинское» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещено о дне и времени проведения судебного заседания, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не направила.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца Ломоносова Е.Ю., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, уточнив исковые требования, - просила суд признать общедомовой прибор учета потребления электроэнергии установленный ПАО «МРСК Сибири» по адресу: <адрес>-2, <адрес>, непригодным для начисления Семеновой М.Г., Волошиной Л.А., Погибельской Е.В., Беляеву В.В., Ремезовой Е.А. платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды; обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Семеновой М.Г., Волошиной Л.А., Погибельской Е.В., Беляеву В.В., Ремезовой Е.А. перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией, а так же в случаях заключения договора управления с управляющей организацией товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом истцам, согласно формуле 15 (не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” с 1 января 2013 г. по день принятия решения судом. Дополнительно пояснила, что до настоящего момента предложения об оснащении многоквартирного <адрес> прибором учета электрической энергии, о необходимости обеспечения допуска сетевой организации к месту установки прибора учета, уведомления о дате и времени совершения действий по установке прибора учета, о месте установки прибора учета от ОАО «Читаэнергосбыт» истец не получал. Акт о допуске в эксплуатацию общедомового прибора учета подписан от имени потребителей лицом, не имеющим полномочий на подписание такого акта. Истец согласен оплачивать коммунальный ресурс электроснабжение на общедомовые нужды, но только по нормативам.
Представитель ОАО “Читаэнергосбыт” Житнякова К.С., действующая на основании доверенности от 31.12.2015 г., оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, считает их не законными и не обоснованными, при этом, пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края, основным обязательством которого является поставка электроэнергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи. Согласно положениям Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники жилых домов до ДД.ММ.ГГГГ обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета электроэнергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в установленный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими приборами учета. Установка общедомовых приборов учета жильцами многоквартирных домов является обязательной и не требует заключения какого-либо договора между сбытовой организацией и потребителем. Расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечение срока эксплуатации ОДПУ. Установленный общедомовой прибор учета электрической энергии технически пригоден, что подтверждается актом технических проверок, следовательно, у ОАО “Читаэнергосбыт” отсутствовали законные основания не принимать значений указанного прибора учета при осуществлении расчетов за электрическую энергию. Начисление платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды без применения показаний приборов учета, т.е. по нормативам, противоречит нормам жилищного законодательства РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Беляев В.В. и Ремезова Е.А. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>-2, <адрес> № соответственно). Истцы Семенова М.Г., Волошина Л.А. и Погибельская Е.В. являются нанимателями жилых помещений (<адрес> договорам социального найма.
ОАО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Забайкальского края по поставке электрической энергии покупателям электроэнергии по договорам энергоснабжения.
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче по электроэнергии электрическим сетям потребителям электроэнергии, технологически присоединенным к электросетям ОАО «МРСК Сибири».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, были обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2, подпункта" г" пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового ) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт "с" пункта 31 Правил).
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов,
снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В целях исполнения данной обязанности в соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно при соединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые, в нарушение требований частей 3 - 6.1, не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Основные положения).
Также названный пункт предусматривает, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах
электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств.
Понятия «установка прибора учета» и «допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.
Так, согласно п. п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность), и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых
инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в
лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемо-
го собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 152).
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что услугу по электроснабжению в <адрес>, в <адрес>-2, <адрес> предоставляет ОАО «Читаэнергосбыт».
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», в период с 2009г. по 2013 г. производило установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах <адрес>, и <адрес>, в том числе и в <адрес>, в <адрес>-2. Общедомовой прибор учета установлен Борзинским РЭС ОАО «МРСК-Сибири». Изначально приборы учета были установлены для проведения расчетов между юридическими лицами ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» и не предназначались для учета электроэнергии для общедомовых нужд. Собственникам жилых помещений многоквартирного дома оплата за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета не начислялась до ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что на момент допуска общедомового прибора учета управление жилищным фондом по указанному адресу осуществляло ООО «УК Жилищный сервис», которое согласно выписки из ЕГРЮЛ находится в стадии ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ.
Между ПО ЮЭС филиалом ОАО «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» и ООО «Жилищный сервис» составлен Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 3 Акта счетчик для общего учета активной и реактивной энергии ЦЭ6803В № по адресу: <адрес>-2, <адрес> находится на балансе ПО ЮЭС.
Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» в судебном заседании пояснил, что истцам начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды, с учетом расходов по общедомовому прибору учета электроэнергии. Общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> -2 принят в качестве расчетного на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ № технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электроэнергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений в указанном многоквартирном доме за услуги электроснабжения.
В судебном заседании данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ № технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в <адрес> -2 произведена плановая проверка общедомового прибора учета, прибор учета допущен в эксплуатацию. Указанный акт содержит подписи представителей ОАО «МРСК-Сибири» - «Читаэнерго» инспектора Белова А.В., представителя ОАО «Читаэнергосбыт» электромонтера Безъязыкова Ю.С.
Из представленного в судебном заседании копии Акта от ДД.ММ.ГГГГ № технической проверки/допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии усматривается, что указанный акт ни собственники жилых помещений, ни кто-либо по их поручению, ни иной представитель потребителя, имеющий полномочия на подписание таких актов, данный акт не подписывали и участия в данной процедуре не принимали. Согласно указанному акту произведена внеплановая проверка работы общедомовых приборов учета электроэнергии, и прибор учета принят в качестве расчетного.
Суду не представлено документов (акт) об установке общедомового приборов учета, согласно которому можно было бы определить дату и законность процедуры их первоначальной установки. Так же суду не представлены документы, свидетельствующие об уведомлении потребителей (управляющей организации) об установке общедомового прибора учета, не представлено суду доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета, а так же доказательств наличия имеющихся полномочий у техника управляющей организации на подписание акта.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что на общем собрании собственников жилья решение о включении расходов на приобретение расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, не принималось.
Из пояснений представителя истцов Ломоносовой Е.Ю., следует, что каких-либо уведомлений о необходимости оснащения дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, в адрес собственников квартир в их доме, не поступало.
С учетом изложенного, общедомовой прибор учета для расчетов затрат электроэнергии на общедомовые нужды 01.09.2013 г. не устанавливался, а проведена замена ранее установленного прибора, в ходе которой учет ранее установленных приборов принят расчетным. Из исследованных в ходе судебного заседания материалов дела следует, что прибор учета в доме истца был принят в качестве расчетного без соблюдения предусмотренной законом процедуры. Акт о первоначальной установке общедомового прибора учета в материалах дела отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что в нарушение указанных требований закона, сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» произвела установку общедомового прибора учета и его допуск для расчета количества электроэнергии потребляемой на общедомовые нужды с нарушением установленной процедуры.
Как следует из материалов дела, ответчики не доказали соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, а так же не представили каких-либо доказательств того, что такая процедура на момент установки общедомового прибора учета не требовалась, что, в свою очередь, не позволяет использовать показания указанного прибора учета для расчета платежей на общедомовые нужды.
Таким образом, судом установлено, что ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном жилом <адрес>-2 установлен и в последствии допущен без соблюдения процедуры, установленной Федеральным законом «Об энергосбережении», чем нарушены права истцов, являющихся собственниками квартир в указанном многоквартирном жилом доме.
При таких обстоятельствах, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию истцам, осуществляемый с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии, установленного с нарушением установленного законом порядка, нельзя признать правомерными, а потому плата за электрическую энергию должна быть рассчитана в соответствии с формулой 3 п.п. 3 п. 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, предусмотренной для расчета размера платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещении многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) индивидуальных приборов учета.
Поскольку требования закона и нормативно-правовых актов, являющихся обязательным условием, позволяющим использовать коллективные приборы учета не соблюдены, суд находит обоснованными требования истца, что показания общедомового прибора учета для начисления платы на общедомовые нужды являются непригодными, а начисление ему платы, исходя из показаний коллективного прибора учета являются незаконными.
По смыслу ч. 2 ст. 1, п. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основанных данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг» - при отсутствии приборов учета применяются нормативы потребления гражданами электрической энергии.
Расчет объема (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета производится согласно формуле 15 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.
Следовательно, требования истца о возложении на ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начисленной платы за расход электроэнергии на общедомовые нужды по нормативам потребления подлежат удовлетворению. При этом, подлежит перерасчету период с 01 ноября 2013 года.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать общедомовой прибор учета потребления электроэнергии установленный ПАО «МРСК Сибири» по адресу: <адрес>-2, <адрес>, непригодным для начисления истцам Семеновой М.Г. , Волошиной Л.А. , Погибельской Е.В. , Беляеву В.В. , Ремезовой Е.А. платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести Семеновой М.Г. , Волошиной Л.А. , Погибельской Е.В. , Беляеву В.В. , Ремезовой Е.А. перерасчет платы за коммунальную услугу «электроснабжение», потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ по установленному в соответствии с требованиями законодательства нормативу.
Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго», ОАО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину с каждого в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Борзинский городской суд.
Председательствующий судья И.В. Слепцов