Дело № 2-503/2015
Решение
Именем Российской Федерации
04 сентября 2015 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой О.В., при секретаре судебного заседания Бузыревой Г.С., с участием помощника прокурора Панкратовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки, расположенной в 50 метрах к юго-западу от полигона твердых бытовых отходов Рамзайского сельсовета, примерно в 700 метрах к северо-западу от административного здания администрации Рамзайского сельсовета,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка соблюдения на территории администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства в сфере землепользования. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании положений ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Рамзайского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Рамзайского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства; обязать администрацию Рамзайского сельсовета в месячный срок организовать выполнение работ по устранению несанкционированной свалки, расположенной в 50 метрах к юго-западу от полигона ТБО размером 20х20 метров, почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Мокшанский район, с. Рамзай, ул. Пушкарская, 24, примерно в 700 метрах к северо-западу от административного здания администрации Рамзайского сельсовета.
В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Панкратова Е.В. заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме.
Администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть без участия ее представителя, требования прокурора признает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий, населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, в с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области в 50 метрах к юго-западу от полигона ТБО Рамазйского сельсовета расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размером 20х20 метров, почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Мокшанский район, с. Рамзай, ул. Пушкарская, 24, примерно в 700 метрах к северо-западу от административного здания администрации Рамзайского сельсовета.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрацией Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области суду не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, а также ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки.
Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации свидетельствует о бездействии со стороны администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Рамзайского сельсовета Мокшанского района граждан.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Поскольку прокурор в соответствии с подп.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины, следовательно государственная пошлина при вынесении решения взысканию с администрации не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов.
Обязать администрацию Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 10 октября 2015 года организовать выполнение работ по устранению несанкционированной свалки, расположенной в 50 метрах к юго-западу от полигона ТБО Рамзайского сельсовета размером 20х20 метров, почтовый адрес ориентира: Пензенская область, Мокшанский район, с. Рамзай, ул. Пушкарская, 24, примерно в 700 метрах к северу-западу от административного здания администрации Рамзайского сельсовета.
Обязать администрацию Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.
Мотивированное решение составлено 08.09.2015.