№
№ 2-2159/2021
Решение
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи М.Е. Манушиной,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Богатыревой,
с участием истца Алексеевой Е.Н. и её представителя Присовской Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Е.Н. к администрации г.Оренбурга о признании права собственности,
установил:
истец обратилась в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ее мать С. по договору купли-продажи приобрела жилой дом общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>. По архивным справкам дом был записан за продавцом без юридических документов.
В жилом доме мать проживала до своей смерти, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. также в доме проживала истец с супругом. Ими еще при жизни матери была увеличена общая площадь дома на № кв.м. за счет пристройки сеней.
Жилой дом соответствует строительным, санитарным, пожарным требованиям, не нарушает прав и интересов других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Истец является единственной наследницей.
Истец просит суд установить факт принятия ею наследства после смерти матери, признать за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом.
Определением суда гражданское дело в части требований об установлении факта принятия наследства прекращено, в связи с отказом от данных требований.
Истец Алексеева Е.Н. и ее представитель Присовская Е.Я., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковое заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Оренбурга, третьи лица Алексеев В.В., Колесникова О.В. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежаще.
В письменном отзыве представитель администрации г.Оренбурга Коробкин И.Д. указал, что признание права собственности на самовольную постройку возможно при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, при согласии смежных землепользователей.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно абз.2 п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из разъяснений, изложенных в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ П. продала С. жилой дом по адресу: <адрес> за 10000 рублей.
В соответствии со справкой <данные изъяты> жилой дом по <адрес> записан за П. без юридических документов. Из справки формы № ГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С. записана в качестве собственника в инвентаризационном материале с ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом возведен самовольно в 1954 году, акт о приемке в эксплуатацию не предъявлен.
С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
По домовой книге установлено, что С. проживала в доме с ДД.ММ.ГГГГ и до дня смерти.
Согласно свидетельству о рождении истец Алексеева (до заключения брака С.) Е.Н. является дочерью С.
В соответствии со справкой нотариуса К. от ДД.ММ.ГГГГ, единственной наследницей С. является дочь Алексеева Е.Н.
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Технический план, составленный кадастровым инженером О. ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что жилой дом по адресу: <адрес> настоящее время является одноэтажным, площадью № кв.м., год строительства – 1954.
Из заключений ООО <данные изъяты> следует, что фактические параметры, характеризующие противопожарную безопасность объекта экспертизы, обеспечены соблюдением установленных нормативных требований противопожарной защиты объекта.
Общее техническое состояние жилого дома оценивается как «работоспособное состояние». Фактические значения контролируемых параметров, которые характеризуют механическую безопасность здания (эксплуатационная надежность, несущая способность, долговечность), не превышают предельных параметров. Жилой дом пригоден для эксплуатации, соответствует строительным нормам, правилам и требованиям технических регламентов о безопасности зданий и сооружений, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Жилой дом пригоден для круглогодичного проживания людей и соответствует требованиям санитарных норм и правил.
<данные изъяты> в письме от ДД.ММ.ГГГГ указал, что по результатам работы комиссии по вопросу самовольно возведенного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости. Вопросы по признанию права собственности на самовольные постройки подлежат разрешению в судебном порядке.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка по обращению от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок примерной площадью 902 кв.м. по адресу: <адрес> расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, размещение индивидуального жилого дома. Функциональное назначение строения - размещение жилых помещений.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, возведен на земельном участке, отведенном для индивидуального жилищного строительства, и находящемся в пользовании наследодателя, дом соответствует градостроительным, строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает.
С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Алексеевой Е.Н. удовлетворить.
Признать за Алексеевой Е.Н. право собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 17.09.2021.
Судья М.Е. Манушина