Дело № 2-199/2020
40RS0004-01-2019-002130-14
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Г. Боровск 02 июля 2020 года
Боровский районный суд Калужской области в составе председательствующего – судьи Гаврикова Ю.А.
При секретаре – Лониче А.В.
С участием истца Исаевой О.М., являющейся законным представителем истца ФИО3, а так же их представителя – адвоката Артемова А.В.,
Ответчика Шишлякова П.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаевой О.М. и ФИО3 к Шишлякову П.И., Администрации МО «ГП «г. Ермолино» и Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности в порядке наследования по закону, признании недействительным соглашения о перераспределении земельного участка, исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности,
У С Т А Н О В И Л
Истцы Исаева О.М. и ФИО3 обратились в суд с иском к ответчикам Шишлякову П.М., администрации МО «ГП «г. Ермолино» и Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права ФИО3 на 2/3 доли в праве собственности на гараж, площадью 50,6 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, за Исаевой О.М. право на 1/6 доли в праве собственности.
В ходе рассмотрения дела истцы исковые требования увеличили и просили:
- признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенное между администрацией МО «ГП «г. Ермолино» и Шишляковым П.М.;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на образованный в результате перераспределения земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 582 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> и восстановить сведения о праве собственности Шишлякова П.М. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером №
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на нежилое здание: гараж, площадью 50,6 кв.м., с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>.;
- признать за ФИО3 право на 4/6 доли в праве собственности на нежилое здание: гараж, площадью 50,6 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону, после смерти ФИО1;
- признать за Исаевой О.М. право на 1/6 доли в праве собственности на нежилое здание: гараж, площадью 50,6 кв.м., с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону, после смерти ФИО1
В судебном заседании истец и ее представитель, исковые требования поддержали и пояснили, что истцы ФИО3 и Исаева О.М. приходятся ФИО1, соответственно, женой и дочерью. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Истцы и ответчик Шишляков П.М. являются наследниками первой очереди. Все истцы в установленном законом порядке приняли наследство. Однако спорный гараж, площадью 50,6 кв.м. не был включен в наследственную массу, поскольку при жизни наследодатель ФИО1 должным образом его не зарегистрировал.
Право собственности наследодателя ФИО1 на спорный гараж подтверждается постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 разрешено построить подземный бетонный погреб перед домом № по <адрес>, а также постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № которым ФИО1 разрешено строительство надземной постройки над подземным погребом размером 4х6 м, при домовладении по адресу: <адрес>.
В соответствии с указанными выше документами ФИО1 построил подземный погреб и надземную постройку, а потом и гараж, однако, должным образом их не зарегистрировал и не оформил право собственности.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности наследодателя на спорный гараж, он не был включен в наследственную массу.
Несмотря на это считают, что спорный гараж является наследственным имуществом и должен быть включен в наследственную массу.
Поскольку ФИО3 приходится наследодателю ФИО1 супругой, то в силу закона ей принадлежит ? доли на указанный спорный гараж.
Таким образом, наследованию подлежит ? доли в спорном гараже, право на которую имеют три наследника, в связи с чем, требования истцов должны быть удовлетворены.
О том, что ответчик Шишляков П.М. зарегистрировал право собственности на спорный гараж, а также в порядке перераспределения оформил в собственность земельный участок, на котором расположен спорный гараж, истцы узнали только в ходе настоящего судебного разбирательства.
Считают, что ответчик Шишляков П.М. просто воспользовался ситуацией и оформил спорный гараж на себя.
Указанные действия ответчика нарушают права истцов, поскольку препятствуют им в реализации своих прав в отношении наследственного имущества, а потому просили их требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Шишляков П.М. исковые требования не признал и пояснил, что спорный гараж построил своими силами, поэтому он (гараж) никогда наследодателю ФИО1 не принадлежал. Имеющиеся у ФИО1 документы по строительству погреба и навеса над ним выдавались на другой земельный участок, а не на тот, на котором он (Шишляков П.М.) построил гараж. Фактически гараж им был построен примерно в 2000 году, однако, его постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности были произведены позднее. Никаких прав истцов он никогда не нарушал. Просил в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 из которых следует, что спорный гараж был построен наследодателем ФИО1, показания свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12 из которых следует, что спорный гараж был построен ответчиком Шишляковым П.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был отведен земельный участок, размером 9,0 кв.м. для строительства подземного погреба перед домом по <адрес> и разрешено строительство подземного бетонного погреба размером 3,0х3,0 м. перед домом по <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 разрешено строительство надземной постройки над подземным погребом размером 4х6 кв.м. при домовладении по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1
Судом также установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Администрацией МО «ГП «<адрес>» и Шишляковым П.М., последний приобрел в собственность земельный участок, площадью 400 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Соглашением о перераспределении земель и (или) земельных участков от 04 апреля 2019 года № 8, заключенного между администрацией МО «ГП «г. Ермолино» и Шишляковым П.М., стороны достигли соглашения о перераспределении земельного участка из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 400 кв.м., находящегося в частной собственности Шишлякова П.М., что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по адресу: <адрес> кв.м., в результате которого образовался земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 582 кв.м. с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Шишляков П.М. зарегистрировал свое право собственности на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 40:03:120206:140, запись регистрации 40:03:120206:140-40/003/2019-1.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик Шишляков П.М. зарегистрировал свое право собственности на нежилое здание, гараж, площадью 50,6 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации №
Судом также установлено, что вышеуказанный спорный гараж площадью 50,6 кв.м., а также земельный участок, на котором расположен гараж, никогда в собственности у наследодателя ФИО1 не находился и не принадлежал последнему на ином праве. Каких-либо действий, направленных на регистрацию права собственности на спорный гараж наследодателем ФИО1 при жизни совершено не было. Что фактически не оспаривалось и стороной истца.
Следовательно, спорный гараж, площадью 50,6 кв.м. в состав наследства после смерти ФИО1 не входит.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, исходя из заявленных истцами исковых требований о признании права собственности, и их оснований - в порядке наследования по закону, после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ приходящегося истцам ФИО3 и Исаевой О.М., соответственно, мужем и отцом, суд отказывает в их удовлетворении, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
В удовлетворении других исковых требований истцов:
- о признании недействительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенное между администрацией МО «ГП «<адрес>» и Шишляковым П.М.;
- исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на образованный в результате перераспределения земельный участок, площадью 582 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> и восстановлении сведений о праве собственности Шишлякова П.М. на земельный участок, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером №
- исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации права собственности Шишлякова П.М. на нежилое здание: гараж, площадью 50,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, суд также отказывает, поскольку они являются производными от исковых требований о признании права собственности, в удовлетворении которых истцам отказано.
Ссылка истцов в обоснование заявленных исковых требований на постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку из указанных постановлений не следует о возникновении у наследодателя ФИО1 права собственности на спорный гараж, площадью 50,6 кв.м.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований Исаевой О.М. и ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца, через Боровский районный суд.
Председательствующий