Дело 2-249/2015
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 10 июля 2015 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Щербинской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаева А.А. к Бюро № 1 – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы Московской области» о признании незаконными решений об отказе в признании инвалидом и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, восстановлении ранее установленной группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности, возмещении причиненного вреда,
Установил:
Мамаев А.А. обратился в суд с данным иском, указывая в его обоснование о том, что до <данные изъяты> года он работал пилотом на ТУ-134 в <адрес>. Списан по слуху и признан не годным к летной работе. Заболевание признано профессиональным. ДД.ММ.ГГГГ МСЭК <адрес> установила
ему третью группу инвалидности и 40 % степени утраты профессиональной трудоспособности. В <данные изъяты> году он переехал к новому месту жительства –
в <адрес>.
При прохождении очередного освидетельствования МСЭК ему было отказано в установлении инвалидности и процентов утраты профессиональной трудоспособности. После обращения в Балашихинский районный суд <адрес> (дело №) Балашихинская МСЭК восстановила ему третью группу инвалидности и 40% степени утраты профессиональной трудоспособности за 1998 и 1999 годы. При очередном освидетельствовании Балашихинской МСЭК ему повторно было отказано в установлении группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он прошел стационарное обследование в Федеральном научно – практическом центре медико – социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЭРИ), которое направило в Балашихинскую МСЭК свою выписку из истории болезни №
В консультативном медико – социальном заключении данной выписки указана третья группа инвалидности и 40 % утраты профессиональной трудоспособности, которым дано обоснование.
В июле 2001 года Балашихинская МСЭК выдала ему справки
об установлении третьей группы инвалидности и 40 % утраты профессиональной трудоспособности на срок до января 2002 года.
ДД.ММ.ГГГГ при очередном освидетельствовании Балашихинская МСЭК в тертий раз без обоснования выдала ему справки о не признании его инвалидом, и не установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.
В декабре 2013 года он вновь начал готовиться к освидетельствованию
в Балашихинской МСЭ, и только ДД.ММ.ГГГГ смог подать заявление
о проведении МСЭ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании акта освидетельствования №
ему была выдана из него выписка с указанием сниженной до 30% степени утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно. Инвалидом он и на этот раз признан не был.
Нормативные документы после освидетельствования его в 2011 году
во ФЦЭРИ не изменились. Тогда в медико-социальном заключении сделана была ссылка на постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Сейчас МСЭ руководствуется этим же постановлением.
Несмотря на выполнение всех рекомендаций ЛОР врачей, состояние
его здоровья с момента установления у него профессионального заболевания
не улучшилось.
Он считает решение, вынесенное Балашихинской МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него не обоснованным и не законным.
С января 2002 года он не обоснованно был лишен третьей группы инвалидности и возмещения вреда от не установления ему 40% степени утраты профессиональной трудоспособности.
На основании изложенного просил суд восстановить ему имевшиеся ранее третью группу инвалидности и 40 % степени утраты профессиональной трудоспособности, взыскать сумму возмещения вреда за период с января 2002 года (л.д. 7-8).
В дальнейшем представлял пояснения в письменном виде с расчетом денежных сумм, подлежащих взысканию (л.д. 13-21; 32–35; 41-52; 53-59; 144-149). Исковые требования были уточнены, согласно чему истец просил
суд признать незаконными и не обоснованными решения Балашихинского бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отказе признания
его инвалидом и не установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, снижении процента утраты профессиональной трудоспособности и не признании инвалидом в решении от ДД.ММ.ГГГГ; признать вину ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах и взыскать с Фонда социального страхования сумму возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ согласно представленным им расчетам (л.д. 52).
В судебном заседании истец Мамаев А.А. поддержал заявленные исковые требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме, учитывая заявленные уточнения. Давал объяснения, сходные по смыслу и содержанию
с доводами, изложенными в исковом заявлении, и представленных письменных пояснениях. Также не соглашался с доводами представителя ответчика, полагал данные доводы не доказанными материалами дела, а утверждения представителя ответчика считал голословными.
Представитель ответчика – руководитель Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы <адрес>» - врач
по медико - социальной экспертизе ФИО3 против удовлетворения иска возражал. Пояснил, что с 1996 года истец был уволен, после чего происходили возрастные изменения. Таким образом, ухудшение здоровья в период после 1996 года не связано с трудовой деятельностью, а вызвано возрастными изменениями. При этом, истец получает максимальную пенсию, в том числе,
и за стаж работы. Обращал внимание суда на заключение экспертов, представленное в материалы дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –
ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом
или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности, в том числе, возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан
и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; возмещения убытков; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, как это установлено ст. 12 ГК РФ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации,
как это определено в ст. 1 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 60 указанного выше Федерального закона, медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии
с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги
по проведению медико-социальной экспертизы (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ № 32943).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, ФЗ
от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ).
Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности определены в ст. 1 названного выше Федерального закона, согласно которой, Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться
и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица
с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых
и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено ст. 8 этого же Федерального закона, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в том числе, возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида
в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 указанного Положения, Министерство труда
и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг
в установленной сфере деятельности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 5.2, и ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет следующие полномочия, в том числе,
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты - классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила), которые определяют
в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом.
Согласно п. 1 Правил, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах
и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.
В соответствии с п. 2 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций
и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Как определено п.п. 5, 6 и 7 названных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в п. 5 условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте
до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность III группы устанавливается на 1 год согласно п. 9 Правил.
В соответствии с п. 14 данных Правил, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная
с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная
с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Как установлено п. 20 названных Правил, медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания,
по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
Согласно п.п. 21, 22 и 23 указанных Правил, в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования
им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью, что предусмотрено п. 29 Правил.
Порядок обжалования решений бюро, главного бюро и Федерального бюро определен в разделе VI названных Правил, который предусматривает,
в том числе, что решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – Классификации
и критерии), утверждены Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ
№ 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ № 34792).
Согласно п.п. 1 и 2 указанных выше Классификаций и критериев, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
До введения в действие указанных выше Порядка, Классификаций
и критериев, в период возникновения спорных правоотношений с 1997 года, действовали Классификации и временные критерии, используемые
при осуществлении медико – социальной экспертизы, которые были утверждены Приказом Минздрава РФ № 30, постановлением Минтруда РФ
№ от ДД.ММ.ГГГГ; Классификации и критерии, используемые
при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые были утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 535; Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые были утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1013н;
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Согласно п.п. 2, 3, 12 и 17 указанных выше Правил, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии
с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего
в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом. На основе полученных документов
и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты
его профессиональной трудоспособности, исходя из оценки имеющихся
у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях. Под специально созданными производственными условиями понимается организация работы, при которой пострадавшему устанавливаются сокращенный рабочий день, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, создаются соответствующие санитарно-гигиенические условия, рабочее место оснащается специальными техническими средствами, проводятся систематическое медицинское наблюдение и другие мероприятия. В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.
Названные Правила действовали и действуют в период возникновения спорных правоотношений с 2000 года.
Указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения
о порядке установления врачебно - трудовыми экспертными комиссиями степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей».
Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
утверждены временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве
и профессионального заболевания (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № 2876).
Как установлено ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее – ТК РФ), профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 393н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников воздушного транспорта. Данный приказ издан в соответствии
со ст. 144 ТК РФ.
Как установлено данным приказом, должность «второй пилот» относится
к профессиональная квалификационной группе должностей работников воздушного транспорта третьего уровня, и включена в 3 и 4 квалификационный уровни.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать
те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела:
Как усматривается из выписки из акта № к справке серия МСЭ-2009 № и справки серия № в 2014 году Мамаев А.А.
был освидетельствован в Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>». По результатам освидетельствования Мамаеву А.А. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах – 30 % (тридцать процентов) в связи с профессиональным заболеванием от ДД.ММ.ГГГГ, протокол
№ заседания экспертного совета по профессиональным заболеваниям
от ДД.ММ.ГГГГ. Срок установления утраты профессиональной трудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Очередному освидетельствованию не подлежит. Справка выдана ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 9).
Из выписки из истории болезни № следует, что Мамаеву А.А. установлен диагноз: Двустороння нейросенсорная тугоухость I степени. Нейрондикуляторная дистония с незначительными вегетативно – сосудистыми нарушениями. Постмиокардитический кардиосклероз с умеренными изменениями миокарда, НК СИ – гиперметропия слабой степени, ОS – макулодистрофия (л.д. 10-12; 81-82; 83-85).
Приказом филиала № МОРО ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу назначены страховые выплаты. Как указано в приказе, Мамаев А.А. повредил здоровье вследствие профессионального заболевания, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ в период работы в организации. По заключению МСЭ
от ДД.ММ.ГГГГ № Мамаеву А.А. установлено 40 % утраты профессиональной трудоспособности на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Представлена также справка - расчет утраченного заработка на основании индексов роста минимальной пенсии на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ решением Балашихинского районного суда <адрес> по гражданскому делу № частично удовлетворен иск Мамаева А.А. к <адрес> медико – санитарной экспертной комиссии о признании недействительным решения и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности. <адрес> медико – социальной экспертной комиссии об отказе Мамаеву А.А. в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности признано недействительным. В иске Мамаеву А.А.
об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности отказано (л.д. 26-28).
В 2003 году Мамаев А.А. обратился в Балашихинский городской суд <адрес> с иском к Балашихинскому бюро медико-социальной экспертизы о признании необоснованным заключения об отказе в установлении инвалидности. Решением Балашихинского городского суда <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отказано
в удовлетворении иска Мамаева А.А. о признании необоснованным заключения Балашихинского бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-96).
При производстве по названному выше гражданскому делу ответчик возражал против удовлетворения иска (л.д. 102), определением суда
от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная медицинская экспертиза (л.д. 100), производство которой было поручено экспертам Главного бюро медико-социальной экспертизы. По результатам экспертизы указанным учреждением сделаны выводы о том, что оснований для установления Мамаеву А.А. группы инвалидности нет. Мамаев А.А. был признан инвалидом третьей группы
на 1 год (до ДД.ММ.ГГГГ). При переосвидетельствовании Мамаев А.А. инвалидом не признан. Решение бюро МСЭ принято обоснованно
в соответствии с действующими на территории Российской Федерации законодательными актами и нормативными документами (л.д. 97-99).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Балашихинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба Мамаева А.А. – без удовлетворения (л.д. 93).
Мамаев А.А. подал надзорную жалобу на указанные выше решение
и апелляционное определение (л.д. 90-92). Определением судьи Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (№) в истребовании дела по иску Мамаева А.А. к Балашихинскому бюро медико – социальной экспертизы о признании необоснованным заключения об отказе
в установлении инвалидности, рассмотренного Балашихинским городским судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отказано (л.д. 87; 88-89).
В материалы дела в копиях представлены сведения о результатах медицинских освидетельствований истца, и его переписке с различными учреждениями за различные периоды времени, о трудовой деятельности истца,
о произведенных истцу выплатах и предоставлении ему индивидуальной программы реабилитации инвалида по решению суда (л.д. 60-86; 101; 103-108), в числе которых представлены: сообщение филиала № ГУ-МО РО ФСС РФ
от ДД.ММ.ГГГГ, справка Балашихинского Бюро МСЭ, справка серии №, сообщение Фонда социального страхования РФ
от ДД.ММ.ГГГГ, справка-вызов №, индивидуальная программа реабилитации инвалида, расписка, сообщение врачебно-трудовой экспертной комиссии, справка врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), справка серии №, протокол № заседания экспертного совета
по профессиональным заболеваниям от ДД.ММ.ГГГГ, справки филиала № ФГУ ГБ МСЭ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ,
№ от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение ФГУ «ФБМСЭ», направление
на консультацию, выписка из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ, статья
в газете, гражданские запросы Мамаева А.А., сопроводительное письмо Федерального научно-практического центра медико – социальной экспертизы
и реабилитации инвалидов, выписка из истории болезни № 911, копия трудовой книжки, сообщение комитета социальной защиты населения <адрес>, сообщение Министерства труда и социального развития РФ, сообщение управления социальной защиты населения, справки Балашихинского бюро МСЭ, исполнительные листы по гражданскому делу №, рассмотренному Балашихинским городским судом <адрес>.
Содержание указанных выше письменных материалов сторонами
в судебном заседании не оспаривалось.
Трудовая деятельность истца в должности пилота ТУ-134 подтверждена надлежащим образом – трудовой книжкой Мамаева А.А. с датой заполнения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153-163).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу
№ года назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (л.д. 109-110; 111-114). В распоряжение экспертов представлены материалы гражданского дела, а также дело медико-социальной экспертизы Мамаева А.А.
По результатам производства судебной медико – социальной экспертизы
в материалы дела представлено заключение экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-143).
Истец Мамаев А.А. полагал указанное заключение необоснованным
и некорректным по основаниям, изложенным в письменных пояснениях
(л.д. 144-148). Представитель ответчика ФИО3 полагал представленное заключением обоснованным, соответствующим требованиям законодательства.
Указанное заключение сомнений в его правильности или обоснованности
не вызывает, является достаточно ясным и полным, в связи с чем, приобщено судом к материалам гражданского дела в качестве доказательства.
Как следует из выводов, изложенных в заключении экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>»
от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-143), патология органа слуха у Мамаева А.А., протекающая с незначительными функциональными нарушениями,
не ограничивала жизнедеятельность ни в одной из категорий, не требовала
мер социальной защиты и не давала оснований для определения группы инвалидности. Кроме того, из материалов гражданского дела следует, что истец являлся на момент освидетельствования в 1997 году пенсионером по выслуге лет. Объективных оснований для установления группы инвалидности в период
с 1997 года по 2014 год и в настоящее время – не имеется. Специалистами
ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в 2014 году Мамаеву А.А. было установлено 30 % утраты профессиональной трудоспособности, что означает возможность выполнения работы по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд, либо может выполнять работу по профессии
с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней нагрузки). Мамаев А.А. выполнял свои профессиональные обязанности в должности 2 пилота воздушного судна, которая относится к ПКГ третьего уровня с 3, 4 уровнем квалификации. В эту группу отнесены должности, в том числе, наземной службы. Мамаеву А.А. противопоказан профессиональный труд в условиях воздействия производственного шума. Превышающего ПДУ (предельно допустимый уровень). При изменении условий труда, то есть в наземных условиях, Мамаев А.А. со стойким незначительным расстройством слуховой функции вследствие профессионального заболевания может выполнять профессиональный труд в должности 2 пилота в полном объеме. Таким образом, выполнение 2-ым пилотом профессиональных обязанностей возможно
и в наземных условиях. При прохождении освидетельствования в 1997 году Мамаеву А.А. было рекомендовано изменение условий труда, но не профессии. В дальнейшем с 1997 года по 2014 году Мамаев А.А. не трудоустраивался.
В 1997 году у Мамаева А.А. выявлено заболевание: «Двусторонний кохлеарный неврит, нейросенсорная тугоухость 2 степени», которое имело место на момент его освидетельствования в 2014 году. У Мамаева А.А. имелось профессиональное заболевание, его клинико-функциональные критерии определяются разборчивостью речи и способностью слышать, а их влияние
на способность выполнять профессиональную деятельность по профессии пилот ТУ-134 определяет ВЛЭК. Заключение ВЛЭК от ДД.ММ.ГГГГ: Мамаев А.А. признан негодным к летной работе пилотом. Истец нуждался в изменениях условий труда. Степень утраты профессиональной трудоспособности снижена на 30 %, но он мог работать по своей профессии в наземных условиях
в должности 2 пилота в полном объеме. На момент освидетельствования Мамаева А.А. в 1997 году имелись основания для определения 30 % утраты профессиональной трудоспособности. На момент освидетельствования в 1997 году не имелось объективных оснований для определения группы инвалидности. В период времени с 1997 года по 2002 год истцу по последствиям повреждения здоровья в результате профессионального заболевания были установлены 3 группа и 40 % утраты профессиональной трудоспособности. Экспертная комиссия МСЭ считает, что в указанный период объективных оснований для установления группы инвалидности и определения степени УПТ более 30 % не имелось. С 2002 года по 2006 год имелись объективные основания для определения степени УПТ в размере 30 %, оснований
для установления группы инвалидности не имелось. Медицинских документов истца за период с 2006 года по 2014 год не представлено. Вместе с тем, анализ медико-экспертных документов за 2014 год позволяет заключить, что вне воздействия вредных производственных факторов (шум и вибрация) профессиональное заболевание имело медленно прогрессирующее течение
и на момент проведения судебной медико – социальной экспертизы, степень нарушения сенсорных функций организма также незначительная. Учитывая изложенное, принимая во внимание высокий уровень профессионального заболевания, характер трудовой деятельности, степень выраженности повреждения здоровья в результате профессионального заболевания (незначительные), отсутствие быстрого прогрессирования заболевания, наличия незначительных нарушений сенсорных функций (слуха), объективных оснований для установления группы инвалидности в интересующий период –
с 1998 по 2014 год и в настоящее время – не имеется. Степень утраты профессиональной трудоспособности истца в период с 1998 по 2014 года
и по настоящее время – соответствует 30 %. Мамаеву А.А. противопоказан профессиональный труд в условиях воздействия производственного шума, превышающего ПДУ (предельно допустимый уровень). При изменении улсовий труда то есть в назменых условиях, Мамаев А.А. со стойким назначительным расстройством слуховой функции вследствие профессионального заболевания может выполнять профессиональный труд в должности 2 пилота. Мамаев А.А. имеет профессиональное заболевание: «Двусторонний кохлеарный неврит, нейросенсорная тугоухость 2 степени».
ДД.ММ.ГГГГ дело медико - социальной экспертизы Мамаева А.А. возвращено руководителю Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы <адрес>» - врачу по медико - социальной экспертизе ФИО3 (л.д. 165).
В судебном заседании истец Мамаев А.А. в целях рассмотрения дела
по существу и для уточнения доказательственной базы ходатайствовал
об истребовании судом заключения на основании медицинских нормативных документов в Центральную врачебно – летную экспертную комиссию (ЦВЛЭК), находящуюся в Федеральном бюджетном учреждении «Центральная клиническая больница гражданской авиации» (ФБУ ЦКБ ГА), а также Главному правовому инспектору профсоюза летного состава России на основании профессиональных нормативных документов на предмет возможности выполнения работы по профессии 2 пилота ТУ-134 со снижением квалификации на один тарификационный разряд, либо выполнения работы по профессии
с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки) (стр. 8 абзац 4),
а также возможности изменения условий труда пилота. То есть выполнения профессионального труда в должности 2-го пилота в полном объеме в наземных условиях со стойким незначительным расстройством слуховой функции вследствие профессионального заболевания (стр. 12, абзацы 5,6). Ходатайство представлено в письменном виде, и приобщено к материалам гражданского дела (л.д. 164).
Учитывая, что указанные в ходатайстве истца Мамаева А.А. вопросы разрешены при производстве судебной медико-социальной экспертизы,
а заключение экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ содержит ответы
на данные вопросы, суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
Иных доказательств по делу не представлено.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает установленными следующие фактические обстоятельства гражданского дела.
Мамаев А.А. осуществлял трудовую деятельность с 1966 года по 1996 год на различных должностях. С 1987 года по 1996 год осуществлял трудовую деятельность в качестве 2-го пилота самолета ТУ-134. ДД.ММ.ГГГГ освобожден от летной работы по состоянию здоровья и уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. С 1996 года не работал.
В 2014 году Мамаев А.А. был освидетельствован Бюро № - филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы», о чем составлен акт № освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико – социальной экспертизы. Ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах – 30 % на срок с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Очередному освидетельствованию Мамаев А.А. не подлежит, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдана справка.
Доводы истца о том, что ему должны быть установлены 3 группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности – 40 % опровергнуты надлежащим доказательством - заключением экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>»
от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводов которого указано в том числе о том,
что объективных оснований для установления истцу группы инвалидности
в период – с 1998 по 2014 год – не имеется, степень утраты профессиональной трудоспособности Мамаева А.А. в указанный в период соответствует 30 %.
В 2001 году Мамаеву А.А. при очередном освидетельствовании была заполнена индивидуальная программа реабилитации с целью проведения медицинской (диспансеризация) и профессиональной реабилитации
с рекомендациями по трудоустройству и переобучению в ЦЗ. Ранее Мамаев А.А. признавался инвали<адрес> группы сроком на 1 год – до ДД.ММ.ГГГГ. При дальнейшем переосвидетельствовании инвалидом он не признан.
Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Балашихинского городского суда <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, в связи с чем,
в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обязательны для суда, не доказываются вновь,
и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного гражданского дела.
Кроме того, как установлено заключением экспертного состава № ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, объективных оснований для установления истцу группы инвалидности
и определения степени УПТ более 30 % в период времени с 1997 года по 2002 году не имелось.
Оснований не доверять названному выше заключению экспертов
не имеется.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что решение Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы <адрес>» об установлении Мамаеву А.А. степени утраты профессиональной трудоспособности – 30 % принято компетентным в данной сфере деятельности органом в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований
для удовлетворения исковых требований Мамаева А.А. о признании незаконными решений об отказе в признании инвалидом и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, и о восстановлении ранее установленной третьей группы инвалидности и 40 % степени утраты профессиональной трудоспособности.
Учитывая вывод суда об отказе в удовлетворении основных исковых требований истца, не подлежит удовлетворению производное от них исковое требование о взыскании суммы возмещения вреда за период с января 2002 года.
Кроме того, суду не представлено доказательств того, что действиями ответчика истцу причинен какой – либо вред.
Таким образом, по указанным выше основаниям, иск Мамаева А.А.
к Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы <адрес>» о признании незаконными решений об отказе в признании инвалидом и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, восстановлении ранее установленной группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности, возмещении причиненного вреда, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Мамаева А.А. к Бюро № – филиал ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы <адрес>» о признании незаконными решений об отказе в признании инвалидом и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, о восстановлении ранее установленной третьей группы инвалидности и 40 % степени утраты профессиональной трудоспособности,
и о взыскании суммы возмещения вреда за период с января 2002 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 31 июля 2015 г.
Судья Д.И. Лебедев