Дело № 2-454/2013 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Собинка 3 сентября 2013 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
Судьи Степановой И.В.
При секретаре Мешковой Г.Е.
С участием прокурора Богатиной М.А.
Представителей ответчика: Захаровой С.Е., Липиной Т.В.
Представителей третьих лиц: Титова А.В. Трухачева В.М., Корепанова А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Асерховского сельского поселения, администрации МО Собинский район о признании незаконным бездействия администрации Асерховского сельского поселения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных общественных кладбищ, расположенных около <...>, об обязании администрации Асерховского сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о поставке на учёт в качестве бесхозяйных указанных общественных кладбищ; об обязании администрации Собинского района принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков под общественными кладбищами, расположенными <...>,
у с т а н о в и л:
Собинский межрайпрокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию Асерховского сельского поселения Собинского района Владимирской области сформировать земельные участки под общественными кладбищами, расположенными <...> и провести действия по постановке их на учет в Собинском отделе Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в качестве бесхозяйных. В заявлении указал, что в соответствие с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного назначения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. По информации, представленной администрацией Асерховского сельского поселения, на территории муниципального образования существуют места захоронений, расположенные <...>. Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о том, что кладбища на территории муниципального образования Асерховское сельское поселение эксплуатируются на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов, земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены, указанные кладбища не включены в реестр муниципальной собственности поселения. Границы кладбищ на местности не определены, ограждения территории кладбищ не установлены, места захоронений (могилы) имеют ограды, установленные на них кресты, венки. Из пояснения заместителя Главы сельской администрации следует, что разрешений на захоронения на указанных кладбищах администрация поселения не выдает, фактический контроль за захоронениями не осуществляет. Таким образом, администрация Асерховского сельского поселения на протяжении длительного времени не принимает мер по выполнению возложенной законодательством обязанности по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории муниципального образования, отвечающей требованиям федерального законодательства, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Собинский межрайонный прокурор представил в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Асерховского сельского поселения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных общественных кладбищ, расположенных <...>, обязании администрации Асерховского сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о поставке на учёт в качестве бесхозяйных указанных общественных кладбищ; указал в качестве соответчика – администрацию муниципального образования Собинский район, предъявив к нему требования об обязании принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков под общественными кладбищами, расположенными <...>; в качестве третьих лиц указал государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Арбузовский психоневрологический интернат», Свято-Троицкий храм, департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области /л.д.43-49/.
В судебном заседании помощник Собинского межрайпрокурора Богатина М.А. требования к администрации Асерховского сельского поселения и администрации Собинского района поддержала в полном объеме; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, уточнила, что кладбища, расположенные на территории Асерховского сельского поселения, как объекты недвижимого имущества, не могут находиться ни в чьей другой собственности, кроме муниципальной. Факт предоставления земельных участков, на которых расположены кладбища <...>, в пользование Свято-Троицкому храму и ГБУСО «Арбузовский психоневрологический интернат», а также расположение кладбища, находящегося <...>, не препятствует решению вопроса о постановке данных кладбищ на учет в органы Росреестра в качестве бесхозяйных, поскольку земли, на которых расположены вышеуказанные кладбища, находятся в государственной собственности, полномочия на которую не разграничены. Ею распоряжается администрация Собинского района, которая вправе изъять участки, занятые кладбищами <...>, из пользования Свято-Троицкого храма и Арбузовского ПНИ, сформировать их предоставить Асерховской администрации в целях постановки кладбищ на учет в качестве бесхозяйных и последующей регистрации права собственности на указанные кладбища. В целях постановки на учет в качестве бесхозяйного кладбища, находящегося <...>, ответчики в пределах своей компетенции имеют возможность инициировать решение вопроса о выводе территории кладбища из земель лесного фонда, после чего участок под данным кладбищем также может быть предоставлен Асерховской сельской администрации под содержание кладбища.
Представители ответчика администрации Асерховского сельского поселения-Глава администрации Захарова С.Е. и Липина Т.В., иск признали частично, в части требований относительно кладбища, расположенного <...>; не возражали против его постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества и последующего признания права муниципальной собственности на данный объект, однако пояснили, что осуществление указанных мероприятий зависит от бюджета МО Асерховское сельское поселение и не может быть реализовано в короткие сроки. Против необходимости постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества кладбища <...> возражали, поскольку данное кладбище является вероисповедальным, находится в границах ограждения храма, на земле, которая предоставлена храму в постоянное бессрочное пользование для осуществления культовой деятельности; захоронения на данном кладбище проводятся под контролем настоятеля храма, в уже существующие родовые захоронения; за ограждения территории храма не выходят; на территории, предоставленной Свято-Троицкому храму, расположены здание храма, кладбище, дом священника, ограждение; в настоящее время настоятель намерен провести межевание участка и зарегистрировать права на него. Кладбище <...> расположено на земельном участке, предоставленном в пользование Арбузовскому ПНИ; захоронения на этом кладбище контролируются Асерховской администрацией, там производится уборка, администрация Асерховского сельского поселения имеет намерения с согласия ПНИ разрешить вопрос об изъятии у последнего земельного участка, занятого кладбищем, и передаче его в пользование Асерховского сельского поселения с целью постановки кладбища на учет как бесхозяйного и последующего признания права собственности на него. Кладбище, находящееся <...> <...>, расположено в землях лесного фонда; там производит захоронения Арбузовский ПНИ; процесс вывода участка под кладбищем из состава этих земель - длительный, администрация намерена в установленном законом порядке обращаться в департамент лесного хозяйства администрации <...> с ходатайством об инициировании в Минэкономразвития РФ вопроса вывода участка под кладбищем из земель лесного фонда. В случае положительного решения вопроса о предоставлении Асерховскому сельскому поселению земель, занятых этим кладбищем, администрация Асерховского сельского поселения сможет решить вопрос постановки его на учет, как бесхозяйного и дальнейшего обращения в свою собственность. В течение предыдущего времени администрация Асерховского сельского поселения не решала вышеуказанные вопросы в связи с отсутствием в бюджете средств на данные цели; отсутствие средств является уважительной причиной, поэтому они не считают бездействие администрации в части постановки кладбищ на учет в качестве бесхозяйных незаконным, просят в иске в данной части отказать.
Представитель ответчика администрации МО Собинский район Владимирской области Борунова М.М., извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие; ранее в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что земли, занятые кладбищами, <...>, находятся в государственной собственности, полномочия на которую не разграничены; кладбище возле храма находится на земле, предоставленной храму в постоянное бессрочное пользование; кладбище <...> <...>, находится на землях, предоставленных в постоянное бессрочное пользование Арбузовскому ПНИ; не исключено, что часть этой земли накладывается на земли сельскохозяйственного назначения, которые состоят в частной собственности, и которой администрация <...> не вправе распоряжаться; кладбище <...> <...> находится в землях лесного фонда, состоящих в собственности Российской Федерации. Отметила, что по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Собинского района и администрацией Асерховского сельского поселения о передаче полномочий…, администрация муниципального района осуществляет функции владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, резервирования земель и изъятия, в том числе, путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, функции земельного контроля за использованием земель поселения; указанные функции сводятся, в основном, к оформлению документов. Она полагает, что администрация не сможет решить вопросы организации и проведения землеустроительных и кадастровых работ и осуществить постановку на кадастровый учет участков, занятых всеми четырьмя кладбищами, поэтому просит в иске к ней отказать.
Представитель третьего лица - ГБУСО Владимирской области «Арбузовский психоневрологический интернат» Титов А.В. с иском прокурора согласился, пояснил, что Арбузовский ПНИ имеет на праве постоянного пользования земельный участок площадью <данные изъяты>. О том, что кладбище, расположенное <...> <...>, находится на данном участке, ПНИ узнало в ходе судебного разбирательства по данному делу. Данным кладбищем ПНИ не пользуется и никаких полномочий в отношении него не осуществляет, захоронений там не производит; пояснения об интересе ПНИ в данном участке он давать не уполномочен.
Представитель третьего лица - Свято-Троицкого храма настоятель Трухачев В.М., с заявлением не согласился, пояснил, что Свято-Троицкий храм и его ограждение являются объектами культурного наследия; храм освящен в ДД.ММ.ГГГГ, и является постоянно действующим. Решением администрации Вышмановского сельского Совета от 1 ноября 1993 года храму предоставлен в постоянное бессрочное пользование для содержания учреждения культа земельный участок площадью <данные изъяты>, о чем выдано свидетельство о праве на землю, которое он предоставляет суду. Земельный участок имеет ограждение, которое само по себе является памятником. В границах этого ограждения, вокруг всего храма с давних времен осуществляются захоронения. С момента назначения его настоятелем храма в ДД.ММ.ГГГГ он осуществляет контроль за состоянием кладбища, осуществлением захоронений, выдачей устных разрешений на них; данное кладбище является вероисповедальным, захоронения на нем осуществляются в имеющиеся ограды; подзахоронения в имеющиеся могилы разрешается им лишь по истечении <данные изъяты> с момента прежнего захоронения. Бесхозяйным кладбище не является. Поскольку земля предоставлена храму в бессрочное пользование, необходима для осуществления его деятельности и содержания храма, он не согласен на передачу участка в границах ограждения храма в пользование администрации Асерховского сельского поселения и передачу кладбища при храме в муниципальную собственность.
Представитель департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области Корепанов А.Л. с заявлением прокурора согласился, пояснил, что кладбище <...> <...> расположено непосредственно в лесу, на землях лесного фонда, которые учтены, как земли насаждений, площадью <данные изъяты>. Данное кладбище фактически является бесхозяйным, не огорожено, на нем ведутся бесконтрольные захоронения. Департамент лесного хозяйства согласен на вывод территории, занятой кладбищем, из состава земель лесного фонда с соблюдением установленной законом процедуры.
Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд признает иск обоснованным, подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п.п. 2, 4, 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
По определению, приведенному в ст. 4 Федерального закона РФ "О погребении и похоронном деле", местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Указанное определение позволяет отнести кладбища, как места погребения, к объектам недвижимого имущества.
В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного назначения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
В судебном заседании сторонами и третьими лицами не оспаривалось, что на территории Асерховского сельского поселения расположены следующие четыре земельных участка под кладбищами, расположенными <...>. Права собственности на указанные кладбища не зарегистрированы; сведения о наличии их собственника не представлены; на всех четырех кладбищах производятся захоронения. Сведений о том, что указанные четыре кладбища по принадлежности являются государственными кладбищами, в дело не представлены, следовательно, по принадлежности они могут быть признаны муниципальными кладбищами.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных в материалы дела уведомлений Россреестра, кадастровых выписок на земельные участки, данных публичных кадастровых карт, генеральному плану МО Асерховское поселение, свидетельству о праве на землю /л.д.20-29/ усматривается, что три из перечисленных кладбищ - <...> располагаются на земельных участках, состоящих в государственной собственности, предоставленных в пользование Свято-Троицкому храму, Арбузовскому ПНИ, на землях, переданных Асерховскому сельскому поселению. Кладбище, расположенное <...>, расположено на землях, состоящих в собственности Российской Федерации, переданных в Государственный лесной фонд /л.д.173/.
Возражая против иска, администрация Асерховского сельского поселения не предоставила доказательств надлежащего исполнения ею обязательств по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения – общественных кладбищ, расположенных <...>.
Сведений о том, что на эти цели решениями Совета народных депутатов Асерховского сельского поселения ежегодно предусматриваются денежные средства в бюджетах, о том, что ответчиком осуществляется контроль за санитарным, экологическим состоянием указанных кладбищ, учет и контроль захоронений, соблюдение порядка подзахоронений, данным ответчиком не представлены.
По признанию представителей администрации Асерховского сельского поселения и объяснениям представителя департамента лесного хозяйства, захоронения на кладбищах в <...> производятся без надлежаще выданных разрешений и учета, территории кладбищ не огорожены; их состояние не контролируется. Данные кладбища эксплуатируются на протяжении длительного времени без правоустанавливающих документов, земельные участки под размещение мест погребения в соответствии с требованиями законодательства не отведены, границы кладбищ на местности не определены. Данные факты подтверждаются объяснениями, полученными в ходе прокурорской проверки от заместителя Главы сельской администрации Липиной Т.В. /л.д.8/.
Установленные обстоятельства свидетельствуют, что данные кладбища используются стихийно, в нарушение требований СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 года.
Указанные кладбища не включены в реестр муниципальной собственности Асерховского поселения, о чем свидетельствуют ответ Главы администрации МО Асерховское сельское поселение в Собинскую межрайпрокуратуру от 29 июня 2012 года / л.д.6-7/; иной их собственник неизвестен.
При подобных обстоятельствах суд приходит к выводу, что кладбища, расположенные <...> являются бесхозяйными объектами и подлежат учету в качестве таковых. Поскольку ч.3 ст. 225 ГК РФ предусматривает принятие бесхозяйной вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, суд приходит к выводу о том, что администрация Асерховского сельского поселения, не имеющая сведений о собственнике трех указанных кладбищ в течение длительного времени, обязана была обратиться в государственный орган для учета их в качестве бесхозяйных объектов. Неисполнение данной обязанности суд расценивает как незаконное бездействие администрации Асерховского сельского поселения, считает обоснованным исковые требования Собинского межрайпрокурора о признании бездействия администрации Асерховского сельского поселения в данной части незаконным и обязании обратиться в уполномоченный государством орган за постановкой на учет трех указанных кладбищ в качестве бесхозяйных.
Вместе с тем суд не может согласиться с требованиями прокурора к администрация Асерховского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного кладбища, расположенного возле Свято-Троицкого храма в <...>.
Согласно п.2 ст. 15, п.1 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть по обычаям - общественными, вероисповедальными, воинскими. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. По смыслу данной нормы орган местного самоуправления выступает инициатором нормативного определения порядка деятельности вероисповедальных кладбищ, однако должен для согласования порядка деятельности привлекать соответствующие религиозные объединения. Вместе с тем безусловного указания о том, что вероисповедальные кладбища должны быть оформлены в собственность муниципальных образований закон не содержит.
Судом установлено, и не оспаривается прокурором, что кладбище возле Свято-Троицкого храма в <...> существует с момента основания храма, и на нем производятся захоронения по православным обычаям. Кладбище расположено в границах территории – земельного участка площадью <данные изъяты>, предоставленного храму в постоянное пользование решением администрации Вышмановского сельского Совета от 1 ноября 1993 года для содержания учреждения культа, о чем выдано свидетельство о праве на землю, представленное в дело. По объяснениям представителя Свято-Троицкого храма - настоятеля Трухачева В.М. здание храма и ограждение территории храма является объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приказом начальника Инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области № 01-92 от 1 июля 2008 года утвержден Список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области в количестве 1219 объектов согласно приложению. В Списке объектов, разделе объекты культурного наследия Собинского района, значится Троицкая церковь <...>, <данные изъяты>, признанная памятником градостроительства и архитектуры регионального значения решением исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов от 23.09.80 № 960/19 «О дополнении решения облисполкома от 5 октября 1960 г. № 754 «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области», и Ограда Троицкой церкви 19 века в <...>, включенная в Список как вновь выявленный объект приказом инспекции по охране объектов культурного наследия от 1 июля 2008 года № 01-92 «Об утверждении Списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области».
Судом установлено, что Свято-Троицкий храм, ограда храма и существующее внутри нее православное кладбище существуют как единый комплекс.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом (ч. 3 ст. 2 ФЗ N 73-ФЗ). В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР", действовавшего до введения в действие ГК РФ, в собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных образований Федерации. С учетом указания закона суд считает, что Свято-Троицкий храм и ограда храма в с.Арбузово Собинского района относятся к государственной собственности субъекта РФ – Владимирской области, как объекты культурного наследия (памятник истории) регионального значения. Оснований полагать, что право собственности Владимирской области на указанные памятники прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется. Кладбище, находящееся в границах ограждения храма, содержится как территория, предоставленная в постоянное бессрочное пользование Свято-Троицкому храму; захоронения на нем ведутся в ограниченном количестве, под контролем настоятеля храма и с его разрешения. Нахождение данного кладбища на территории сельского поселения, но предоставленной для содержания памятника регионального значения, по мнению суда, не может являться основанием для возложения на администрацию поселения обязанности по постановке кладбища при храме на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в качестве бесхозяйного объекта, а, следовательно, основания для удовлетворения требований прокурора в части данного кладбища отсутствуют.
Оценивая обоснованность требований Собинского межрайпрокурора об обязании администрации Собинского района принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков под общественными кладбищами, расположенными по следующим адресам: в <...>, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, земельные участки, занятые кладбищами, находящимися в <...> состоят в государственной собственности, полномочия на которую не разграничены. Земельный участок под кладбищем, находящимся в <...> состоит в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ФЗ от 25 октября 2011 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Решением Совета народных депутатов Собинского района от 24 июня 2011 года № 69/7 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования Собинский район Владимирской области.
Согласно п. 1.2, 1.3 данного Положения распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. Под распоряжением земельными участками понимается принятие решений о предоставлении, изъятии земельных участков; заключение, изменение и расторжение договоров в отношении земельных участков; прекращение прав на земельные участки; установление сервитутов, ограничений прав на землю; осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 1.7.2. Положения администрация МО Собинский район Владимирской области: 1) разрабатывает и реализует программы использования и охраны земель; 2) принимает решения: -о предоставлении земельных участков собственникам расположенного на них недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, предприятий как имущественных комплексов, объектов незавершенного строительства) в собственность или в аренду; - о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством; -о предоставлении земельных участков под строительство объектов недвижимости; -об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд Собинского муниципального района; -об установлении или о прекращении публичных сервитутов в случаях и порядке, установленных земельным законодательством; - о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков; 4/ от имени муниципального образования Собинский район заключает договоры, объектом которых являются земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки, в том числе договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, а также устанавливает или прекращает публичные сервитуты в отношении земельных участков; 5) осуществляет организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, заключает договоры с организациями, специализирующимися на их проведении, утверждает регламенты торгов; 6) осуществляет функции заказчика в пределах своей компетенции при проведении работ по формированию, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков; 9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п 2.1.2 Положения в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Границы земельных участков устанавливаются в ходе проведения землеустроительных и кадастровых работ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представители присутствующих в судебном заседании третьих лиц - ГБУСОВО «Арбузовский ПНИ», которому предоставлен в пользование земельный участок, частично занятый кладбищем, расположенным <...>, и представитель департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, осуществляющего владение землями лесного фонда, на которых расположено кладбище, находящееся <...>, в судебном заседании не возражали против проведения землеустроительных и кадастровых работ с целью установления границ земельных участков, занятых вышеуказанными кладбищами; представитель департамента лесного хозяйства высказал заинтересованность последнего в выводе земельного участка под кладбищем из состава земель лесного фонда.
Поскольку подп. 6 п. 1.7.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования Собинский район Владимирской области предусмотрено осуществление администрацией Собинского района функции заказчика в пределах своей компетенции при проведении работ по формированию, межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора к администрации Собинского района об обязании принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков под общественными кладбищами, расположенными по следующим адресам: <...> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд признает необходимым иск прокурора удовлетворить частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Собинского межрайпрокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Асерховского сельского поселения Собинского района Владимирской области в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных общественных кладбищ, расположенных по адресам: <...>.
Обязать администрацию Асерховского сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о поставке на учёт в качестве бесхозяйных общественных кладбищ, расположенных по адресам: <...>.
Обязать администрацию Собинского района Владимирской области принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков под общественными кладбищами, расположенными по следующим адресам: <...>.
В остальной части исковых требований Собинскому межрайпрокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: /подпись/ И.В. Степанова