Дело №2-598/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шахунья |
17 сентября 2012 года |
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Арефьевой М.М.,
с участием и.о. прокурора Шахунского района Захарова А.В., представителя администрации г.Шахунья Волковой Е.В.,
при секретаре Брусовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шахунья гражданское дело по заявлению прокурора Шахунского района о признании незаконным бездействия администрации г.Шахунья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шахунского района обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации г.Шахунья, обязании устранить несанкционированное размещение отходов, указывая, что прокуратурой Шахунского района Нижегородской области в порядке надзора в связи с информацией из Уренского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Шахунского района. В результате проверки установлено следующее. 27 августа 2012 года при обследовании территории г.Шахунья было выявлено скопление твердых бытовых отходов (несанкционированная свалка) по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный, что указывает на несвоевременную уборку территории и вывоз мусора. Несанкционированная свалка мусора выявлена на участке, не переданном во владение и (или) пользование третьим лицам. Таким образом, администрация г.Шахунья не обеспечивает исполнение обозначенных требований к уборке и содержанию территорий. Бездействием администрации г.Шахунья нарушены нормы действующего законодательства, права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации г.Шахунья по устранению несанкционированного размещения отходов по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный; обязать администрацию г.Шахунья устранить несанкционированное размещение отходов по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный.
И.о. прокурора Шахунского района Захаров А.В. в судебном заседании заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель администрации г.Шахунья (по доверенности) Волкова Е.В. требования прокурора признала в полном объеме, просила предоставить срок для исполнения решения суда до 15.10.2012 г.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению.
В суде установлено, что прокуратурой Шахунского района Нижегородской области в порядке надзора в связи с информацией из Уренского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Шахунского района. В результате проверки установлено следующее. 27 августа 2012 года при обследовании территории г.Шахунья было выявлено скопление твердых бытовых отходов (несанкционированная свалка) по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный, что указывает на несвоевременную уборку территории и вывоз мусора. Данная информация подтверждается актом № 13-069-364 от 27.08.2012 г.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в п. 24 ст. 5 Устава города Шахунья Шахунского района Нижегородской области, принятого решением городской Думы г.Шахуньи от 25.11.2005 г. № 3-1.
На основании ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На основании требований ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3, к одному из вопросов местного значения поселения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.В соответствии со ст. 13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяются органами местного самоуправления и должны соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Решением городской думы г.Шахунья от 20.12.2011 г. № 28-3 утверждены Типовые Правила благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории г.Шахуньи Шахунского муниципального района Нижегородской области (далее – Правила).
Согласно п. 1 главы 6 Правил контроль за обеспечением чистоты и порядка на территории города Шахунья осуществляет администрация города Шахуньи в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 3.1 главы 5 Правил обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов, находящихся в муниципальной собственности, не переданных во владение и (или) пользование третьим лицам возложены на администрацию города Шахуньи.
Несанкционированная свалка выявлена на участке, не переданном во владение и (или) пользование третьим лицам.
Таким образом, администрация г.Шахунья не обеспечивает исполнение обозначенных требований к уборке и содержанию территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Одновременно с тем, по смыслу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ с учетом разъяснений, данных в п. 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия является наличие нарушения прав и свобод гражданина в совокупности с одним из следующих обстоятельств: наличие у заинтересованного лица, чье бездействие оспаривается, соответствующих полномочий на совершение определенных действий; несоблюдение порядка совершения данного действия, выразившееся в оспариваемом бездействии; несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст. 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту гражданских прав.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов /ч. 1/; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд с учетом мнения прокурора, не возражавшего предоставить срок для исполнения решения до 15.10.2012 г., считает возможным установить срок для исполнения решения суда – до 15.10.2012 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Шахунского района о признании незаконным бездействия администрации г.Шахунья удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации г.Шахунья по устранению несанкционированного размещения отходов по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный.
Обязать администрацию г.Шахунья не позднее 15.10.2012 г. устранить несанкционированное размещение отходов по адресу: г.Шахунья, перекресток ул.Энгельса с переулком Овражный.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Шахунский районный суд в течение месяца.
Судья (подпись) М.М.Арефьева
Копия верна:
Судья:
Решение вступило в законную силу:
Судья:
Секретарь суда: