РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 13 апреля 2016 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Каратеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-464/2016 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вихоревского городского поселения об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнения) к Администрации Вихоревского городского поселения об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Братского района проведена проверка по информации ОНД МЧС России по г. Братску и Братскому району исполнения Администрацией Вихоревского городского поселения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории Вихоревского городского поселения имеются 85 пожарных гидрантов, из которых 19 находятся в неисправном состоянии.
Сооружение - муниципальный имущественный комплекс - объекты коммунального назначения Вихоревского муниципального образования, назначение: нежилое, протяженность 51274 м, инв. № 23298, лит. 1, адрес объекта: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, принадлежит муниципальному образованию «Вихоревское городское поселение», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2011.
В ходе обследования пожарных гидрантов муниципальных водопроводных сетей установлено, что 19 пожарных гидрантов на территории города Вихоревка находятся в неисправном состоянии.
На основании п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.
В силу ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 10 Федерального закона РФ № 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В силу ст. 19 Федерального закона РФ № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Как следует из ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 63 ФЗ РФ № 123-Ф3, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу ст. 68 ФЗ РФ № 123-Ф3, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Как следует из Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружении, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил.
Пунктом 55 указанных выше Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В нарушение указанных выше требований действующего законодательства, на территории Вихоревского городского поселения до настоящего времени пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии. Отсутствие или неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения свидетельствует о неготовности Вихоревского городского поселения к пожароопасному периоду 2016 года, повышению риска распространения огня на значительную площадь при возникновении техногенного пожара.
Прокурор Братского района просил суд обязать Администрацию Вихоревского городского поселения в срок до 01.07.2016 обеспечить надлежащее состояние источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Вихоревка Братского района по адресам: ул. Кошевого, д. 13, возле детского сада № 210, пожарный гидрант № 5; на пересечении улиц Дзержинского и Октябрьская, пожарный гидрант № 8; ул. Дзержинского, д. 42, пожарный гидрант № 9; рядом с д. 1 в микрорайоне Энергетиков, пожарный гидрант № 10; ул. Комсомольская, д. 9, пожарный гидрант № 14; ул. Ленина, д. 21, пожарный гидрант № 19; ул. Ленина, д. 4, пожарный гидрант № 22; ул. Октябрьская, д. 7, пожарный гидрант № 24; на пересечении улиц Советская и Космодемьянская, пожарный гидрант № 26; на пересечении улиц Советская и Ленина, пожарный гидрант № 32; ул. Дзержинского, д. 4 «а», пожарный гидрант № 38; ул. Солнечная, пожарный гидрант № 39; ул. Дзержинского, д. 34 «а», пожарный гидрант № 45; ул. Ленина, д. 38, пожарный гидрант № 62; ул. Пионерская, д. 11, пожарный гидрант № 64; ул. Доковская, д. 18, пожарный гидрант № 71; на пересечении улиц Чехова и Лазо, пожарный гидрант № 80; на пересечении улиц Чехова и Школьная, пожарный гидрант № 81; ул. Доковская, д. 1 «а», пожарный гидрант № 82, в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распечаткой с интернет сайта «Почта России: отслеживание почтовых отправлений».
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, действующий на основании доверенности Мироманов В.А., исковые требования прокурора Братского района об обязании Администрации Вихоревского городского поселения устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, поддержал, суду пояснил, что ОГКУ «Противопожарная служба Иркутской области» в период с 15.06.2015 по 15.10.2015 была проведена проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения подведомственной территории, в том числе работоспособности пожарных гидрантов, установленных на водоводах муниципальных сетей г. Вихоревка. В ходе проведения проверки было выявлено, что из общего количества пожарных гидрантов в количестве 85 штук, 19 находятся в неисправном состоянии. До настоящего времени данные нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены.
Представитель третьего лица ОГКУ «Противопожарная служба Иркутской области» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся: представителя ответчика Администрации Вихоревского городского поселения, представителя третьего лица ОГКУ «Противопожарная служба Иркутской области», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области по доверенности Мироманова В.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в обязанности руководителей организаций входит, в том числе, соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработка и осуществление мер пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
В силу п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Согласно ст. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В судебном заседании установлено, что в период с 15.06.2015 по 15.10.2015 ОГКУ «Противопожарная служба Иркутской области» была проведена проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения подведомственной территории, в том числе работоспособности пожарных гидрантов, установленных на водоводах муниципальных сетей города Вихоревка. В ходе проверки выявлено, что из общего количества пожарных гидрантов – 85, установленных на муниципальных сетях Вихоревского городского поселения, в неисправном состоянии находится 19 пожарных гидрантов, что составляет 22%, а именно: ПГ № 2 ул. Кошевого д. 13, возле детского сада № 210 – отключен от сети; ПГ № 8 на пересечении улиц Дзержинского и Октябрьская – занижен шток; ПГ № 9 ул. Дзержинского, д. 42 – слабое давление воды; ПГ № 10 переулок Монтажников (рядом с д. 1 в микрорайоне Энергетиков) – слабое давление воды; ПГ № 14 ул. Комсомольская, д. 9 – отключен от сети; ПГ № 19 ул. Ленина, д. 21 – отключен от сети; ПГ № 22 ул. Ленина, д. 4 – завышен шток; ПГ № 24 ул. Октябрьская, д. 7 – отключен от сети; ПГ 26 на пересечении улиц Советская и Космодемьянская – завышен шток; ПГ № 32 на пересечении улиц Советская и Ленина – слабое давление воды; ПГ № 38 ул. Дзержинского, д. 4 «а» - короткий шток; ПГ № 39 забор СМП-274 (за нефтебазой) (ул. Солнечная) – отключен от сети; ПГ № 45 на углу ул. Бурлова (ул. Дзержинского, д. 34 «а») – демонтирован; ПГ № 62 ул. Ленина, д. 38 – занижен шток; ПГ № 64 ул. Пионерская, д. 11 – неисправен, не открывается; ПГ № 71 ул. Доковская, д. 18 – уровень ПГ не позволяет установить пожарную колонку (завышен грунт); ПГ № 80 на пересечении улиц Чехова и Лазо – неисправен, не открывается; ПГ № 81 на пересечении улиц Чехова и Школьная - демонтирован; ПГ № 82 ул. Доковская, д. 1 «а» - демонтирован, что подтверждается информацией, представленной главным государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 26.11.2015, а также актом обследования пожарных гидрантов муниципальных водопроводных сетей Вихоревского городского поселения.
Также в судебном заседании установлено, что собственником муниципального имущественного комплекса – объектов коммунального назначения Вихоревского муниципального образования является муниципальное образование «Вихоревское городское поселение», что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности Вихоревского муниципального образования, а также свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2011.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени указанные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности администрацией Вихоревского городского поселения не устранены. Невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей, в том числе проживающих на территории Вихоревского муниципального образования, в случае возникновения лесных пожаров.
Таким образом, нахождение пожарных гидрантов в неисправном состоянии на территории Вихоревского городского поселения нарушает требования пожарной безопасности и, следовательно, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности граждан, проживающих на территории Вихоревского муниципального образования, а также иных граждан, посещающих данный населенный пункт.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Вихоревского городского поселения об обязании устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории г. Вихоревка Братского района, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором – до 01.07.2016.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- ░░. ░░░░░░░░, ░. 13, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 210, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 5;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 8;
- ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 42, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9;
- ░░░░░ ░ ░. 1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 10;
- ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░. 9, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 14;
- ░░. ░░░░░░, ░. 21, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19;
- ░░. ░░░░░░, ░. 4, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 22;
- ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 7, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 24;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 26;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 32;
- ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 4 «░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 38;
- ░░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 39;
- ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░. 34 «░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 45;
- ░░. ░░░░░░, ░. 38, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 62;
- ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 11, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 64;
- ░░. ░░░░░░░░░, ░. 18, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 71;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 80;
- ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 81;
- ░░. ░░░░░░░░░, ░. 1 «░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 82, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░