Дело № 2-174/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 24 мая 2018 года
дело по иску Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича и Кораблевой Елены Викторовны к администрации Беловского городского округа о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Кораблев В.Г., Кораблева Н.Н., Кораблев Д.В., Кораблева Е.В. обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Свои требования мотивируют тем, что решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дело № были удовлетворены требования Кораблевых, к Ликвидационной комиссии АООТ шахта «Пионерка». Судом постановлено обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» включить Кораблева Виктора Германовича, Кораблеву Наталью Николаевну с несовершеннолетними детьми в дополнительны список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья и обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» приобрести для Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны с несовершеннолетними детьми благоустроенное помещение с жилой площадью не менее 36 кв.м в черте города Белово.
ДД.ММ.ГГГГ № № они получили ответ от Администрации Беловского городского округа, что решение Беловского городского суда в части включения их «Сводный список сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных пород непригодным» исполнено, однако финансовых средств на покупку жилья пока нет, и Администрация Беловского городского округа ждет поступления государственного финансирования.
Решая вопрос о ликвидации шахты организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхим из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Тот факт, что жилье стало непригодным в связи с влиянием горных пород судом установлено.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, имеющим право проживания и постоянно проживающим в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Согласно ст.12 ФЗ РФ № 173 ФЗ «О государственной социальной помощи», социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
В силу п.8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Так как семья истцов по Решению суда уже включена в списки, а жилье им так и не предоставили, т.е. исполнили Решение наполовину, просят обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Кораблеву Виктору Германовичу, Кораблевой Натальи Николаевне, Кораблевой Елене Викторовне и Кораблеву Дмитрию Викторовичу благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам в черте города Белово.
Впоследствии истцами было представлено заявление об уточнении исковых требований, просят обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Кораблеву Виктору Германовичу, Кораблевой Натальи Николаевне, Кораблевой Елене Викторовне и Кораблеву Дмитрию Викторовичу социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам в черте муниципального образования «Беловский городской округ» взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахт непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств программы «Содействия гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности».
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Истцы Корбалев В.Г., Кораблева Н.Д., Кораблев Д.В., Кораблева Е.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кораблева В.Г. – Плотников К.Н., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал. При этом подтвердил обстоятельства, на которых основаны исковые требования, дал показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Агалакова Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, поддержала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Здрок А.Е., действующая на основании нотариальной доверенности, показала, что возражает относительно исковых требований Кораблевых, доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, поддерживает, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Кораблевых не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 года N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 года N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правилапредоставлениямежбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условияпредоставленияза счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п.5 Правил.
Согласно п.5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в формепредоставлениясубсидий. Субсидии предоставляютсяна основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Таким образом, указанные мерысоциальнойпомощи носят целевой характер; являются одной из форм государственнойсоциальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод, чтопредоставлениесоциальнойвыплатыза счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры посоциальнойзащите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указаннаясоциальнаягарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п.2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением “ГУРШпри Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В соответствии с п.11 Правил,социальныевыплатыпредоставляютсяпри условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средствпредоставленнойемусоциальнойвыплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, чтосоциальныевыплатыпредоставляютсяне всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
К числу таких условий, относится, в частности, признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
В судебном заседании установлено, что решением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Кораблева В.Г., Кораблевой Н.Н. к Ликвидационной комиссии АООТ «шахта «Пионерка» о включении истцов в дополнительный список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья и о приобретении жилого помещения, постановлено: обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» включить Кораблева Виктора Германовича, Кораблеву Наталью Николаевну с несовершеннолетними детьми в дополнительный список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения. Обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» приобрести для Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны с несовершеннолетними детьми благоустроенное жилое помещение с жилой площадью не менее 36 кв.м., в черте города Белово (л.д.5-6).
Согласно сообщению Администрации Беловского городского округа от 13.11.2002 года № №, по решению Беловского суда Ликвидационная комиссия ш.«Пионерка» и администрация города Белово включила Кораблева В.Г., Кораблеву Н.Н. и несовершеннолетних детей в «Сводный Список сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным» и направила в Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ). Информации о включении в ТЭО этих дополнительных списков по решениям Беловского городского суда до сих пор нет. Финансирование на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, производится Минфином России за счет средств государственной поддержки. При поступлении финансовых средств на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и согласно «Списков...», администрация города будет персонально рассматривать жилищные условия каждой переселяемой семьи и принимать решение по предоставлению жилья (л.д.7).
Согласно сообщению Администрации Беловского городского округа от 18.01.2018 года, в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности, семья Кораблевых не значится (л.л.36).
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 24.01.2018 года, Кораблев Виктор Германович и Кораблева Наталья Николаевна являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-49).
Согласно уведомлению Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области от 16.01.2018 года, право притязания на спорный жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.50).
Судом установлено также, что между ФИО5 и Администрацией г.Белово ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.88). Впоследствии на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 приобрела указанную квартиру в собственность (л.д.89).
Согласно расписке, составленной в простой письменной форме, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 продала дом ФИО2 по цене 280 т.р. (л.д.92)
Из акта ТУ мкр.Бабанаково от 17.01.2018 года следует, что в <адрес> без прописки проживают: ФИО6 и ФИО2. Квартира 2-х комнатная, неблагоустроенная, была куплена по расписке, состояние квартиры удовлетворительное (л.д.34).
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 08.02.2018 года по делу по иску Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича, Кораблевой Елены Викторовны к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения была назначена судебная техническая экспертиза, производство которой поручено специалистам Государственного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела (СФ ОАО ВНИМИ) (л.д.62-65).
11.04.2018 года СФ ОАО ВНИМИ направлено сообщение о невозможности дать заключение, так как имеющихся материалов и документов недостаточно для проведения исследований по гражданскому делу по иску Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича, Кораблевой Елены Викторовны к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения, новый технический паспорт на спорное жилое помещение истцы не имеют и изготовить его не могут (л.д.68,л.д.74).
Согласно положениям ч.ч.1-3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Таким образом, в силу ст.ст.56 и 57 ГПК РФ на сторонах лежит обязанность представить в суд соответствующие доказательства, подтверждающие их требования.
Суд, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст.1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, разрешает спор исходя из заявленных требований и возражений сторон.
Суд считает подлежащим отклонению ходатайство представителяответчикао применении последствий пропуска срока исковой давности, поскольку срок для обращения с иском в суд истцами не пропущен – предполагаемое истцами нарушение их прав носит длящийся характер.
Также суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что Администрация Беловского городского округа является ненадлежащим ответчиком. В силу п.12 Правил предоставлениямежбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. Согласно ч.6 ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе и контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности представленные доказательства, положения законодательства о том, что предоставлениесоциальнойвыплаты– это одна из формсоциальнойзащиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением, суд приходит к выводу, что, оснований для удовлетворения исковых требований Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича, Кораблевой Елены Викторовны не имеется, так как совокупность условий, необходимых и достаточных для предоставления социальной выплаты, отсутствует. Истцы Кораблев Виктор Германович, Кораблева Наталья Николаевна на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобрели в общую совместную собственность жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, где по настоящее время зарегистрированы и проживают. Доказательств наличия прав истцов на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича, Кораблевой Елены Викторовны о предоставлении социальной выплаты, суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кораблева Виктора Германовича, Кораблевой Натальи Николаевны, Кораблева Дмитрия Викторовича и Кораблевой Елены Викторовны об обязании администрации Беловского городского округа предоставить Кораблеву Виктору Германовичу, Кораблевой Наталье Николаевне, Кораблеву Дмитрию Викторовичу и Кораблевой Елене Викторовне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в пределах муниципального образования «Беловский городской округ» взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств программы «Содействия гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2018 года.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов