№ 2-1-30/2020
УИД 33RS0017-01-2019-001426-60
(УИД 33RS0017-01-2019-001540-09)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 августа 2020 года г. Собинка
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием представителя истца по первоначальному иску, ответчика по объединенному делу администрации МО г.Собинка Роговой М.Ю.,
ответчика по первоначальному иску, истца по объединенному делу Климовой Е.В., а также ее представителя Датчука И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования г.Собинка к Климовой Е.В. о возложении обязанности прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной, привести здание закусочной в соответствие с техническим паспортом по состоянию на 26.11.2014 года, демонтировать наружные стены второго этажа здания закусочной и по гражданскому делу по иску Климовой Е.В. к администрации муниципального образования г.Собинка о признании права собственности на здание после проведения инженерно-ремонтных работ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО г. Собинка обратилась в суд с иском к Климовой Е.В. об обязании прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной, обязании привести здание закусочной в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 26.11.2014 года. В обоснование иска указали, что в августе 2019 года администрацией МО г. Собинка был выявлен факт проведения работ по реконструкции здания – изменение конфигурации кровли и помещения второго этажа, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего на праве собственности Климовой Е.В. До настоящего времени работы по реконструкции здания проводятся без юридически оформленного разрешения на строительство. Письмом от 29.08.2019 года в адрес ответчика было направлено предупреждение о прекращении работ по реконструкции объекта и возвращении здания в прежнее состояние. Однако до настоящего времени работы не прекращены. В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета народных депутатов г. Собинка № 50/8 от 17.07.2013 года спорный реконструированный объект капитального строительства расположен в зоне ОД-1 Многофункциональные административно-деловые зоны. Для вида разрешенного использования «Магазины 4.4» установлены следующие регламенты: 1) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков не подлежат установлению; 2) минимальный отступ от границ земельных участков – 3м. Минимальный отступ от красной линии улицы – 5м. 3) предельное количество этажей – 3 (для отдельно стоящих зданий); 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка – 50%; 5) ограничение использования земельных участков и объектов капитального строительства – в границах ЗОУИТ. Ответчиком нарушаются требования регламента №№ 2, 4, 5. Кроме того, спорный реконструированный объект капитального строительства располагается в защитной зоне (200 м) множества объектов культурного наследия, в том числе Здания рабочих казарм XIX в. (ул. Дмитрова, д.9, ул. Димитрова, д. 7, ул. Димитрова, д. 16), Корпус фабричной больницы начала ХХ века (ул. Димитрова, 24а-24е). Сохранение объекта в реконструированном виде повлечет нарушение установленных Правилами землепользования и застройки г. Собинка предельных параметров застройки (градостроительного регламента), что с точки зрения Градостроительных норм является недопустимым. Просят суд обязать Климову Е.В. прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...>; обязать Климову Е.В. привести здание закусочной «Сити-Шарм» в соответствие с планом в техническом паспорте здания по состоянию на 26.11.2014 года (л.д.4-8 том 2).
В процессе рассмотрения дела администрация МО г.Собинка уточнила исковые требования. Дополнительно просят суд обязать Климову Е.В. демонтировать наружные стены второго (мансардного) этажа здания закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...> до уровня 4 м 10 см (от уровня чистого пола) в соответствии с предпроектной документацией 2013 года (л.д.107 том 2).
Климова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО г.Собинка Владимирской области о признании права собственности на здание с кадастровым номером NN, общей площадью NN кв.м., площадью первого этажа – NN кв.м., площадью второго этажа – NN кв.м., площадью лоджии – NN кв.м., площадью лоджии – NN кв.м., расположенного по адресу: <...>, в котором указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером NN, общей площадью NN кв.м. по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>. На указанном участке расположено нежилое здание кафе общей площадью NN кв.м., кадастровый номер NN, адрес объекта <...>, принадлежащее Климовой Е.В. Право собственности на указанное здание в указанных характеристиках было получено Климовой Е.В. на основании решения суда от 21.12.2016 года. Решением Собинского городского суда от 14.02.2019 года суд обязал Климову Е.В. обеспечить в помещениях здания соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе в срок до 01.06.2019 года убрать торгово-офисные помещения с пути эвакуации или оборудовать этаж вторым эвакуационным выходом; выполнить эвакуационный выход из помещения приготовления шаурмы высотой не менее 1,9 м; оборудовать здание системой противодымной вентиляции; оборудовать второй этаж здания вторым эвакуационным выходом. Пунктом 2 части 3 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлен исчерпывающий перечень возможных вариантов устройства пожарного эвакуационного выхода со второго этажа здания, в том числе: непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3 типа; в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа. Исходя из конструктивных характеристик и планировочных решений здания, существовавших на момент вынесения решения суда от 14.02.2019 года, а также требований федерального закона № 123-ФЗ, Климовой Е.В. проведены следующие инженерно-ремонтные работы: в узаконенной ранее закрытой эксплуатируемой кровле над частью здания с литерой А3 (по техническому паспорту помещения 21, 22 первого этажа) обустроено холодное помещение — лоджия площадью 27,1 кв.м., то есть был специально оборудован участок кровли, ведущий далее на лестницу 3 типа в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 3 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ; из указанной лоджии устроен эвакуационный выход на металлическую лестницу 3 типа; металлическая лестница, в техническом паспорте 2016 года обозначенная как помещение 31 (подлестничное пространство), но не соответствовавшая пожарным нормам, была приведена в соответствие с ними — уменьшился угол наклона, появилась промежуточная площадка, увеличилась длина лестницы, ширина ступеней. Опоры лестницы при этом остались в границах предоставленного под здание земельного участка; на первом этаже здания были оборудованы необходимые проемы для второго эвакуационного выхода с первого этажа. Климова Е.В. считает, что указанные работы были направлены на исполнение судебного решения. В результате проделанной работы незначительно уменьшились параметры основного здания: уменьшился размер 1 этажа с 318 кв.м, до 315,6 кв.м., уменьшился размер второго этажа с 176,5 кв.м., до NN кв.м, уменьшился размер лоджии с NN кв.м. до NN кв.м. Здание с общим размером NN кв.м. и лоджией NN кв.м. по состоянию на 21.12.2016 года стало NN кв.м. с лоджией NN кв.м. и лоджией NN кв.м. по состоянию на 22.10.2019 года. Климовой Е.В. было отказано в выдаче разрешения на проведение инженерно-ремонтных работ. Со ссылкой на положения статьи 222 ГК РФ просит суд признать за ней право собственности на здание наименование: кафе, количестве этажей: 2, общая площадь: NN кв.м., площадь первого этажа NN кв.м., площадь второго этажа: NN кв.м., площадь лоджии: NN кв.м., площадь лоджии NN кв.м., адрес объекта: <...> (л.д.6-8 том 1).
Определением суда от 10 декабря 2019 года указанные дела были объединены в одно производство для рассмотрения.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика по объединенному делу администрации МО г.Собинка Рогова М.Ю., действующая на основании доверенности исковые требования администрации МО г.Собинка поддержала, возражала против удовлетворения требований Климовой Е.В. Указала, что проведенные Климовой Е.В. работы относятся к реконструкции здания. Несмотря на то, что в настоящий момент работы прекращены, требования о прекращении производства строительных работ она поддержала, поскольку возможно Климовой Е.В. ведутся какие-либо отделочные работы. Работы по реконструкции здания заключаются в увеличении высоты наружных стен здания и изменении конфигурации кровли. Данные строительные работы вышли за пределы требования о возведении лестницы, фактически была расширена мансарда. Лестница, которая выходила за границы земельного участка была демонтирована. Указанные работы Климова Е.В. провела без получения соответствующего разрешения.
Ответчик по первоначальному иску, истец по объединенному делу Климова Е.В. поддержала свои исковые требования. Возражала против иска администрации МО г.Собинка. Указала, что по техническому паспорту 2014 года здание было двухэтажным, второй этаж – мансардный. Стены были обложены кирпичом. После проверки сотрудников МЧС изменили внутреннюю планировку первого этажа, при этом само здание не расширялось. На мансардном этаже была разная высота. Где был выход, высота составляла 1,75 м, поэтому там, где сделан эвакуационный выход, увеличили высоту выхода. Высота здания при этом изменилась и конфигурация крыши, а ширина не изменилась. Изначально лестница эвакуационного выхода состояла из двух пролетов и частично выходила на участок, принадлежащий администрации МО г.Собинка. Указала, что просила выделить ей этот участок, однако поскольку было отказано, нужно было решать вопрос по созданию лестницы иным путем, изменили ее конфигурацию.
Представитель Климовой Е.В. Датчук И.М., действующий на основании доверенности, представивший также документ о наличии высшего юридического образования, в суде возражал против доводов администрации МО г.Собинка, поддержал исковые требования Климовой Е.В. Указал, что решением Собинского городского суда от 21.12.2016 года было признано право собственности на самовольную постройку, здание в том виде, как оно описано в техническом паспорте по состоянию на 2014 год. По своей застройке здание не изменилось после узаконивания данным решением. В техническом паспорте 2019 года отражено, что не стало 2 этажа, как был мансардный этаж, так он и остался. Изменения, которые были выполнены, это возведение лестницы по решению суда от 14.02.2019 года. Была лестница, которая выходила за пределы земельного участка, которую решением суда обязали убрать, сейчас лестница перестроена. Лестница установлена в границах земельного участка. Ранее было два пролета, а теперь – один пролет. Ранее была крыша и чердак, по которому проходили коммуникации, а сейчас сделан выход на эвакуационную лестницу. Чердак стал проходом к лестнице. Никакой надстройки не было. В настоящее время кровля прямая, а раньше была с уклоном и сделано помещение. Лестница была сделана внутри помещения. Указанная лестница изображена между помещениями 5 и 6 на листе 4 технического паспорта по состоянию на 2019 год. На первом этаже возведена перегородка между помещениями 20а и 20. Лестница была выполнена в качестве исполнения решения суда. Считает, что характер работ не подпадает под понятие реконструкция, а имели место инженерно-ремонтные работы по исполнению решения суда. Указал, что в настоящее время никакие работы не ведутся (л.д.77-78 том 2).
Представитель третьего лица, действующего на стороне администрации МО г.Собинка, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Направили в суд письменные возражения, в которых указали, что не согласны с заявленными требованиями Климовой Е.В., исковые требования администрации МО г.Собинка считают законными и обоснованными по следующим основаниям. Климовой Е.В. организованы и проведены строительные работы на земельном участке с кадастровым номером NN, расположенном в защитных зонах двух объектов культурного наследия регионального значения «Здание рабочих казарм, XIX в.», по адресу г.Собинка, ул.Димитрова, д.7 и д.9. Границы территории на указанные объекты культурного наследия регионального значения не утверждены. В соответствии с п.4 ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 м от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 указанного закона защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям, и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. На земельном участке с кадастровым номером NN, расположенном по адресу: г<...> уже существует объект капитального строительства на основании решения Собинского городского суда от 21.12.2016 года № 2-1132\2016, в связи с чем увеличение объемно-пространственных характеристик данного строения невозможно. В соответствии с заключением судебной экспертизы, работы, выполненные на объекте капитального строительства по адресу: <...>, выходящие за пределы содержания технического паспорта здания на 2014 год, относятся к реконструкции, поскольку произошло изменение параметров здания (высоты, площади, объема). Согласно выводам эксперта работы, проведенные в части увеличения высоты стен мансардного этажа основного строения, замена крыши с изменением конфигурации, работы по увеличению высоты стен парапета основного строения и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров с устройством отдельного помещения – выходят за рамки исполнения решения суда от 14.02.2019 года. Кроме того, эксперт не делает вывод о невозможности создания эвакуационного выхода без изменения параметров здания, содержащихся в техническом паспорте 2014 года. Следовательно, действия собственника Климовой Е.В. по проведению строительных работ на земельном участке с кадастровым номером NN, расположенном в защитных зонах двух объектов культурного наследия регионального значения являются нарушением ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ (л.д.73-75, 81-83 том 2).
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск администрации МО г.Собинка подлежащим удовлетворению в части, а иск Климовой Е.В. – не обоснованным.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство объекта должно вестись при наличии разрешения на строительство и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии с положениями статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление градостроительной деятельности производится с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Судом установлено, что Климовой Е.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью NN кв.м. с кадастровым номером NN, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предприятие общественного питания (закусочная), расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>. Также ей принадлежит нежилое здание, наименование кафе, с кадастровым номером NN, площадью NN кв.м, расположенное по адресу: <...>. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером NN (л.д.56-67 том 2).
В соответствии с данными технического паспорта здания (строения) закусочной «Сити-Шарм» по адресу: <...>, лит. А, А1, А2, А3, А4, составленного по состоянию на 26 ноября 2014 года, строение состояло из 1 этажа и мансардного этажа. Первый этаж состоял из помещений: лит. А общей площадью NN кв.м., состоящего из офиса площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., подсобного помещения площадью NN кв.м., подсобного помещения площадью NN кв.м., топочной площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м; А1 общей площадью NN кв.м., состоящего из коридора площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., тамбура площадью NN кв.м., моечной площадью NN кв.м., гардероба для персонала площадью NN кв.м., кухни площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., склада площадью NN кв.м., мясного цеха площадью NN кв.м., овощного цеха площадью NN кв.м; А2 площадью NN кв.м., состоящего из помещений шашлычной площадью NN кв.м. и офиса площадью NN кв.м.; А3 площадью NN кв.м., состоящего из офиса площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., магазина площадью NN кв.м.; А4 площадью NN кв.м., в том числе офис площадью NN кв.м., офис площадью NN кв.м., магазин площадью NN кв.м., магазин площадью NN кв.м., офис площадью NN кв.м., коридор площадью NN кв.м. и тамбур площадью NN кв.м. Общая площадь здания по первому этажу составляет NN кв.м. Мансарда состоит из лит.А площадью NN кв.м., включающей в себя офис площадью NN кв.м., душевой площадью NN кв.м., туалета площадью NN. кв.м., кабинета площадью NN кв.м., а также лит. А1 площадью NN кв.м., включающей в себя лестницу площадью NN кв.м., банкетный зал площадью NN кв.м., туалет площадью NN кв.м. Общая площадь мансарды составляет NN кв.м. Общая площадь здания по указанному техническому паспорту составляла NN кв.м. Кроме того, указано на наличие лоджии площадью NN кв.м (л.д. 137-151 том 2).
Решением Собинского городского суда от 21 декабря 2016 года, вступившим в законную силу 27 января 2017 года, были удовлетворены исковые требования Климовой Е.В. к администрации МО г.Собинка Владимирской области о признании права собственности на нежилое здание в реконструированном состоянии. За Климовой Е.В. признано право собственности на реконструированное нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м., согласно плану в техническом паспорте здания по состоянию на 26 ноября 2014 года (л.д. 113-117 том 2).
Право собственности на здание в указанных габаритах зарегистрировано.
Решением Собинского городского суда от 14 февраля 2019 года был удовлетворен иск Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Климовой Е.В. об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Суд обязал индивидуального предпринимателя Климову Е.В. обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в помещении торгового центра «Сити Шарм», расположенного по адресу: <...>. Обязал индивидуального предпринимателя Климову Е.В. в срок до 1 июня 2019 года устранить выявленные при проведении проверки нарушения требований пожарной безопасности в торговом центре «Сити Шарм», расположенном по адресу: <...>: убрать торгово-офисные помещения с пути эвакуации или оборудовать этаж вторым эвакуационным выходом; выполнить эвакуационный выход из помещения приготовления шаурмы высотой не менее 1,9 м; оборудовать здание системой противодымной вентиляции; оборудовать второй этаж здания вторым эвакуационным выходом (л.д.112-114 том 3).
Решением Собинского городского суда от 10.06.2019 года, вступившим в законную силу 16 июля 2019 года, суд удовлетворил исковые требования Собинского межрайонного прокурора. На Климову Е.В. была возложена обязанность прекратить производство строительных работ с северо-восточной стороны здания по адресу: <...> и в срок не позднее трех месяцев демонтировать металлическое сооружение – лестницу, возведенную с северо-восточной стороны здания (сзади закусочной) по адресу: <...> (л.д.118-123 том 2).
Как утверждает Климова Е.В., проводимые строительные работы являлись необходимостью исполнения решения суда от 14 февраля 2019 года в части оборудования второго этажа здания вторым эвакуационным выходом. Изначально эвакуационный выход со второго этажа был выполнен путем захода на земельный участок, не принадлежащий Климовой Е.В., что послужило основанием для вынесения решения суда от 10.06.2019 года.
17 июня 2019 года Климова Е.Г. обратилась в администрацию МО г.Собинка с просьбой выдать разрешение на ремонтные работы с северо-восточной стороны здания закусочной «Сити-Шарм» в связи с исполнением решений суда от 14.02.2019 года о необходимости оборудовать второй этаж здания вторым эвакуационным выходом и от 10.06.2019 года о необходимости демонтировать металлическое сооружение - лестницу. Просила разрешить установить второй эвакуационный выход со второго этажа в границах своего земельного участка с северо-восточной стороны здания в один марш. Также просила выдать ордер на производство земляных работ для демонтажа лестницы в том виде, в котором она установлена (л.д.55 том 2).
Письмом администрации МО г.Собинка от 18.07.2019 года на обращение Климовой Е.В. был направлен ордер на право производства земляных работ для согласования и дополнительно указано, что демонтаж лестницы, возведенной частично за границами предоставленного земельного участка предусмотрен решением суда. Дополнительных разрешений на демонтаж лестницы не требуется. Реконструкция здания, расположенного по адресу: <...>, связанная с изменением его параметров (высоты, количества этажей, площади) запрещена в силу ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д.54 том 2).
24 июля 2019 года Климова Е.В. повторно обращалась в администрацию МО г.Собинка с заявлением о получении разрешения на установку второго эвакуационного выхода со второго этажа здания в границах своего земельного участка с северо-восточной стороны здания. Указала, что для проведения указанных работ по устройству лестницы необходимо провести земляные работы, бетонированные столбики в нескольких местах на своем земельном участке, поэтому в ордере на земляные работы необходимо указать не только о демонтаже существующей лестницы, но и устройство второго эвакуационного выхода, начиная с бурения скважины для столбов, бетонирования и армирования столбов, сварочные работы на лестничной площадке, пробивание стены для выхода и установка двери, небольшое изменение крыши лоджии (балкона) для проема не ниже 1,9 м согласно СП 1.13130.2009 (Эвакуационные пути и выходы, п.7.1.11) (л.д.53 том 2).
Письмом администрации МО г.Собинка от 12.08.2019 года Климовой Е.В. разъяснялось, что ордер на право производства земляных работ, который представляет собой разрешение на производство работ, связанных с разрытием грунта, был направлен ей письмом от 18.07.2019 года № 01-42-2193 для согласования. Однако, разрешение на реконструкцию здания, связанную с изменением его параметров (высоты, количества этажей, площади), выдано быть не может в силу ограничений, предусмотренных статьей 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д.52 том 2).
Администрацией МО г.Собинка был выявлен факт проведения Климовой Е.В. работ по реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> в западной части здания без соответствующего разрешения. Поскольку работы проводятся в защитной зоне объектов культурного наследия регионального значения письмом от 29.08.2019 года было предложено остановить работы по реконструкции объекта и вернуть реконструированное строение в прежнее состояние (л.д.50 том 2).
Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия был выявлен факт нарушения требований законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия при производстве строительных работ в защитной зоне объектов культурного наследия регионального значения «Здание рабочих казарм», XIX в. (г.Собинка, ул.Димитрова, д.7, д.9), в связи с чем в отношении собственника здания закусочной «Сити Шарм» Климовой Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ (нарушение требований законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия) (л.д.47, 49 том 2).
В соответствии с актом проверки Инспекции государственного строительного надзора Администрации Владимирской области № 1\ИГСН\03-04\405-19 от 08.10.2019 года, визуальным осмотром было установлено, что изменена конструкция объекта, расположенного по адресу: <...>, которая застрагивает часть второго этажа в месте размещения помещений 5,6,7 и лестничной клетки по техническому паспорту. Увеличена высота наружных стен приблизительно на 2,5 метра по всему периметру этой части второго этажа, заменена стропильная система крыши. Кровля выполнена из металлочерепицы. С южного и западного фасада здания выполнены работы по устройству наружных стен второго этажа из газобетонных блоков на высоту приблизительно от 2,5 до 3,5 метра над помещениями, согласно техническому паспорту здания. На всю длину стены уложена деревянная опорная балка (мауэрлат) для стропильной конструкции крыши. По деревянной стропильной конструкции крыши выполнена обрешетка. Над выстроенным объемом здания выполнено устройство кровли из металлочерепицы. С западного фасада здания выполнены работы по надстройке наружных стен второго этажа из газобетонных блоков на высоту приблизительно 3,5 м. Надстройка наружных стен выполнена на высоту этажа здания, приблизительно 2,5 метра. В результате проводимых работ за счет увеличения объема помещений часть мансардного этажа становится вторым этажом с увеличением площади за счет присоединения площадей над помещениями первого этажа № 21, 22 по техническому паспорту. Установлено, что при надстройке наружных стен увеличивается площадь второго этажа, а соответственно и объем здания, что в силу ч.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкцией объекта капитального строительства, разрешение на которую не выдавалось. Выявлено нарушение ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ. В адрес администрации МО г.Собинка было направлено уведомление о выявлении самовольной постройки (л.д.108-112 том 2).
Из содержания письма отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Петушинскому и Собинскому районам УНДиПР Главного управления МЧС России по Владимирской области от 18.12.2019 года № 1107, следует, что в рамках проверки 6 августа 2018 года, 25 октября 2018 года и 4 июня 2019 года, 7 октября 2019 года, принадлежащего Климовой Е.В. торгового объекта «Сити Шарм» по адресу: <...> были выявлены нарушения, отраженные в Актах проверки и Предписаниях, которые были устранены, а именно первый этаж обеспечен вторым эвакуационным выходом, высота эвакуационного выхода из помещения приготовления шаурмы выполнена 1,9 м., выполнен план эвакуации соответствующий планировке помещений, помещения пристроек к зданию оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, второй этаж оборудован вторым эвакуационным выходом (л.д.163 том 2, 76-85 том 1).
В соответствии с актом проверки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (Собинский отдел) от 9 декабря 2019 года, выявлено, что нарушение земельного законодательства, выраженное в использовании части кадастрового квартала (земельного участка) 33:24:010109 из земель государственной неразграниченной собственности, ориентировочной площадью 13 кв.м., примыкающей с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>, под размещение запасного выхода (пожарной лестницы) устранено (л.д.164-166 том 2).
30 сентября 2019 года Климова Е.В. обращалась в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия с заявлением о согласовании устройства эвакуационного выхода со второго этажа здания «Закусочная Сити Шарм», согласно решения суда от 15.03.2019 года. Письмом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 29.10.2019 года заявителю было разъяснено, что согласование проектной документации в границах защитных зон объектов культурного наследия с государственным органом по охране памятников истории и культуры не предусмотрено действующим законодательством об объектах культурного наследия (л.д.97-99 том 1).
Из содержания технического паспорта здания (строения) закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...>, лит.А, А1, А2, А3, А4, изготовленного по состоянию на 29 ноября 2019 года следует, что строение состоит из 1 этажа и мансардного этажа, проектная документация на которые не представлена. Первый этаж состоит из помещений: лит. А общей площадью NN кв.м., состоящего из офиса площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м, тамбура площадью NN кв.м, моечной площадью NN кв.м., мясного цеха площадью NN кв.м., топочной площадью NN кв.м, коридора площадью NN кв.м.; А1 общей площадью NN кв.м., состоящего из подсобных помещений площадью NN кв.м., NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., кухни площадью NN кв.м., туалета площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., склада площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м., коридора площадью NN кв.м; А2 площадью NN кв.м., состоящего из помещений офиса площадью NN кв.м., офиса NN кв.м., магазина площадью NN кв.м., магазина площадью NN кв.м.; А3 площадью NN кв.м.. состоящего из шашлычной площадью NN кв.м, офиса площадью NN кв.м., тамбура площадью NN кв.м; А4 площадью NN кв.м., в том числе офиса площадью NN кв.м., офиса площадью NN кв.м., магазина площадью NN кв.м. Общая площадь здания по первому этажу составляет NN кв.м. Мансарда состоит из лит.А площадью NN кв.м., включающей в себя офис площадью NN кв.м., душевую площадью NN кв.м., туалет площадью NN кв.м., кабинет площадью NN кв.м., а также лит. А1 площадью NN кв.м., включающей в себя лестницу площадью NN кв.м., банкетный зал площадью NN кв.м., туалет площадью NN кв.м. Общая площадь мансарды составляет NN кв.м. Общая площадь здания по указанному техническому паспорту составляет NN кв.м. Кроме того, указано о наличии двух лоджий площадью NN кв.м. и NN кв.м. (л.д.89-98 том 2). Всего площадь здания, включая лоджии, составляет NN кв.м.
Таким образом, по сравнению с данными технического паспорта, изготовленного по состоянию на 26 ноября 2014 года, площадь помещений первого этажа уменьшилась с 318 кв.м. до 315,6 кв.м. Площадь мансарды также уменьшилась с NN кв.м. до NN кв.м. При этом, увеличилась площадь лоджий. Если по техническому паспорту 2014 года указано на наличие лоджии площадью NN кв.м., то по техническому паспорту 2019 года указано на наличие двух лоджий площадью NN кв.м. и NN кв.м. Таким образом, общая площадь здания увеличилась за счет новой лоджии, возведенной на мансардном этаже.
В соответствии с заключением судебной экспертизы, выполненным ООО «Владимирское Бюро судебной экспертизы» от 28 мая 2020 года № 8\16.1, в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, были проведены следующие работы, выходящие за пределы содержания технического паспорта здания по состоянию на 26 ноября 2014 года:
- работы по увеличению высоты стен мансардного этажа основного строения (лит.А1) и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров в составе: разборка крыши над помещениями основного строения (лит.А1); кладка наружных и внутренних стен основного строения (лит.А1) из легкобетонных блоков с облицовкой по дворовому (восточному) фасаду лицевым, рифленым кирпичом коричневого цвета и окраской блоков по остальным фасадам выше «существующей» кровли краской коричневого цвета; на лоджии выполнена закладка проема до одного оконного проема размером 1,24 х 1,19 (h) м; по торцевому (южному) фасаду выполнен оконный проем; устройство двускатной крыши основного строения (лит.А1) по вновь возведенным стенам со смещением конька на ~ 2,6 м в сторону южного фасада; кровля выполнена из металлочерепицы красного цвета; подшивка карниза выполнена сайдингом (софитом) белого цвета; устройство водосточной системы с одной водосточной трубой по дворовому (восточному) фасаду; замена оконного блока из ПВХ профиля белого цвета другой конфигурации в помещении № 8; установка оконного блока из ПВХ профиля белого цвета во внутренней стене в помещении № 6 основного строения (лит. А1); отделочные работы в помещениях № 6, № 7, № 8 основного строения (лит.А1); электромонтажные работы в помещениях № 6, № 7, № 8 основного строения (лит.А1);
- работы по увеличению высоты стен парапета основного строения (лит.А3) и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров с устройством отдельного помещения в составе: разборка крыши основного строения (лит.А3); кладка наружных стен основного строения (лит.А3) из легкобетонных блоков с облицовкой по дворовому (восточному) фасаду лицевым, рифленым кирпичом коричневого цвета и окраской блоков по остальным фасадам выше «существующей» кровли краской коричневого цвета; по торцевому (южному) фасаду выполнены четыре оконных проема; по дворовому (восточному) фасаду (у основного строения (лит.А1)) выполнен дверной проем; устройство односкатной крыши над основным строением (лит.А1), как продолжение ската крыши основного строения (лит.А3); кровля выполнена из металлочерепицы красного цвета; подшивка карниза выполнена сайдингом (софитом) белого цвета; устройство водосточной системы с двумя водосточными трубами по торцевому (южному) фасаду; устройство бетонного пола в помещении № 9 основного строения (лит.А3); «перенос» входного дверного блока в «новый» дверной проем; переоборудование системы вентиляции из нижерасположенных помещений, проходящей транзитом через помещение № 9 основного строения (лит.А3); электромонтажные работы выполненные частично в объеме: проложено основание короба по двум стенам, смонтирована гофрированная труба, проложен кабель в коробе и гофр. Трубе;
- устройство наружной лестницы по дворовому (восточному) фасаду следующей конструкции: фундвменты — железобетонные столбы под стойки; стойки — четыре стойки из швеллера, окрашены; стены первого этажа помещения № 31 основного строения (лит.А3) - «наращивание» кладки с облицовкой лицевым, рифленым кирпичом коричневого цвета; «наращивание» металлического дверного блока; лестница — металлическая со ступенями в количестве 16 шт. + 2 шт. и двумя площадками шириной от стены — 1,24 м; металлическое ограждение высотой 1,14 м; часть площадок и ступеней облицованы тротуарной плиткой.
Согласно нормативной и справочной документации работы, выполненные в здании по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.7а, и выходящие за пределы содержания технического паспорта здания по состоянию на 26 ноября 2014 года, относятся к строительным работам, как комплексу рабочих операций и процессов осуществляемых при реконструкции здания; реконструкции, поскольку произошло изменение параметров здания (высоты, площади, объема).
Работы, выполненные в здании по адресу: <...>, и выходящие за пределы содержания технического паспорта здания по состоянию на 26 ноября 2014 года связаны с изменением высоты здания с 7,15 м до 8,2 м; площади здания:
- общей площади здания с NN кв.м. на NN кв.м.;
- полезной площади здания с NN кв.м. на NN кв.м.;
Не связаны с изменением количества этажей — два.
Работы, выполненные в здании по адресу: <...>, и выходящие за пределы содержания технического паспорта здания по состоянию на 26 ноября 2014 года, относятся к исполнению решения Собинского городского суда от 14 февраля 2019 года дело № 2-1-143\2019 о возложении обязанности на Климову Е.В. по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в помещении торгового центра «Сити Шарм» и выходят за рамки содержания данного решения суда в части:
- работы по увеличению высоты стен мансардного этажа основного строения (лит.А1) и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров — выходят за рамки содержания данного решения суда;
- работы по увеличению высоты стен парапета основного строения (лит.А3) и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров с устройством отдельного помещения — выходят за рамки содержания данного решения суда;
- работы по устройству наружной лестницы по дворовому (восточному) фасаду — относятся к исполнению решения.
Строительные работы Климовой Е.В. производились без получения соответствующего разрешения на реконструкцию нежилого здания, что сторонами не оспорено в суде (л.д.48, 51 том 2).
В соответствии с данными судебной экспертизы, выполненной ООО «Владимирское Бюро судебной экспертизы», здание кафе, расположенное по адресу г.Собинка Владимирской области, ул.Димитрова, д.7а, после выполнения инженерно-ремонтных работ, предписанных решением Собинского городского суда Владимирской области от 14.02.2019 года по делу № 2-1-143\2019 года, соответствует строительным нормам и правилам, требованиям надежности, работоспособности и безопасности, строительные конструкции данного здания после выполнения указанных инженерно-ремонтных работ обеспечивают его безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, не нарушающую права и охраняемые законом интересы других лиц, за исключением:
- п.6.1 СП 118.13330.2012 – частично отсутствует покрытие ступеней и площадок на наружной открытой лестнице, что может привести к «спотыканию» людей о металлические «борта» при движении по лестнице;
- п.9.3 СП 118.13330.2012 – в помещении № 9 на втором этаже основного строения (Лит.А3) в оконные проемы не установлены оконные блоки и отливы (или другие конструкции), что не обеспечивает на постоянной основе меры по защите здания от проникновения дождевых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания;
- п. 4.1.3 СП 1.13130.2009 – ширина эвакуационного выхода на наружную открытую лестницу в свету составляет менее 0,8 м;
- п.4.18 СП 118.13330.2012, п.4.3.1 СП 1.13130.2009 – в помещениях № 8, № 9 на втором этаже здания отсутствуют системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей, аварийное освещение;
- п.6.12 СП 118.13330.2012 – покрытие ступеней и площадок наружной открытой лестницы выполнены тротуарной плиткой частично (ступени и площадки должны иметь решетчатое или перфорированное покрытии);
- п.6.12, п.6.16 СП 118.13330.2012, п.4.4.2 СП 1.13130.2009-высота ограждения наружной открытой лестницы составляет менее 1,2 м;
П.6.12 СП 118.13330.2012, п.6.16 СП 118.13330.2012 – наружная открытая лестница имеет поручень с одной стороны (должны быть с двух сторон) на высоте 1.1 м (высота поручней должна быть 0,85-0,92 м);
- п.9.2 СП 118.13330.2012 – металлические элементы наружной открытой лестницы имеют ржавчину – защита (окраска) выполнена на неподготовленное основание и в недостаточном объеме (л.д.153-154 том 3).
Таким образом, Климовой Е.В. проведена реконструкция принадлежащего ей объекта, в границах принадлежащего ей земельного участка, реконструированный объект соответствует требованиям строительных норм и правил, требованиям надежности, работоспособности и безопасности.
Однако, по смыслу гражданского законодательства признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, поскольку по общему правилу самовольное строительство запрещено. Указанный способ защиты права может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по не зависящим от него причинам было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в порядке, установленном нормативными актами, регулирующими отношения по градостроительной деятельности и по использованию земель.
Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, одним из обязательных условий признания судом права собственности на самовольную постройку является соответствие данной постройки установленным требованиям на день обращения в суд, то есть на 6 ноября 2019 года.
Согласно п.26 ч.1 ст.16 и ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, по которым органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Здание по адресу: <...> расположено в зоне ОД-1 Многофункциональные административно-деловые зоны (л.д.42 том 2).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета народных депутатов г.Собинки Собинского района Владимирской области от 17.07.2013 года № 50\8, в редакции решения Совета народных депутатов г.Собинки Собинского района от 14.12.2018 года № 105\14, для вида разрешенного использования магазины (4.4) в зоне ОД-1 Многофункциональные административно-деловые зоны установлены следующие предельные параметры: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков не подлежат установлению; минимальный отступ от границ земельных участков – 3м. Минимальный отступ от красной линии улицы – 5 м.; предельное количество этажей – 3 (для отдельно стоящих зданий); максимальный процент застройки в границах земельного участка – 50 %; ограничение использования земельных участков и объектов капитального строительства - в границах ЗОУИТ (л.д. 35-41 том 2).
В соответствии с данными технического паспорта, подготовленного по состоянию на 29.11.2019 года, площадь земельного участка составляет 440 кв.м., при этом застроенная площадь составляет 376,2 кв.м., следовательно нарушены правила землепользования и застройки в части минимального отступа от границ земельного участка в 3 м и нарушен максимальный процент застройки.
Таким образом, при проведении последней реконструкции без получения на это необходимых разрешений и согласований Климовой Е.В. нарушены положения ст.51 ГрК РФ, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Собинки.
«Здание рабочих казарм», XIX в., по адресу г.Собинка, ул.Димитрова, д.7 и «Здание рабочих казарм», XIX в., по адресу г.Собинка, ул.Димитрова, д.9 являются объектами культурного наследия регионального значения.
В соответствии с Постановлением главы администрации Владимирской области № 510 от 30.10.1996 года на основании решения законодательного Собрания Владимирской области от 14.08.1996 года № 211 объекты недвижимости «Здание рабочих казарм, XIX в” по адресу ул.Димитрова, д.7, г.Собинка и «Здание рабочих казарм, XIX в” по адресу ул.Димитрова, д.9, г.Собинка объявлены вновь выявленными объектами памятниками истории и культуры Владимирской области, поставлены на учет и государственную охрану местного значения (л.д.43-45 том 2, л.д.6-9 том 3).
Приказом Министерства культуры от 27.11.2015 года № 21595-р объекту культурного наследия регионального значения «Здание рабочих казарм», XIX в., по адресу г.Собинка, ул.Димитрова, д.7 присвоен регистрационный номер 331510317900035 (л.д.2-3 том 3).
Приказом Министерства культуры от 27.11.2015 года № 21930-р объекту культурного наследия регионального значения «Здание рабочих казарм», XIX в., по адресу г.Собинка, ул.Димитрова, д.9 присвоен регистрационный номер 331510317900045 (л.д.4-5 том 3).
Границы территории на указанные объекты культурного наследия регионального значения не утверждены.
В соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 ст. 34.1 Закона об объектах культурного наследия объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника (пункт3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника (пункт 4).
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» положение пункта 1 статьи 34.1 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу указанного закона, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.
В соответствии с данными судебной экспертизы, выполненной ООО «Владимирское Бюро судебной экспертизы» расстояние от внешней стены объектов культурного наследия федерального значения «Здание рабочих казарм» XIX в. по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.7 и «Здание рабочих казарм» XIX в. по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.9 до спорного объекта по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.7а составляет до здания № 7 – 7,28-7,54 м, до здания № 9 – 7,26-7,28 м (л.д.154 том 3).
Работы, выполненные на объекте капитального строительства по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.7а, выходящие за пределы содержания технического паспорта здания на 26.11.2014 года, относятся к реконструкции, поскольку произошло изменение параметров здания (высоты, площади, объема), была возведена новая лоджия, изменилась конфигурация кровли. Согласно данным экспертного заключения работы, проведенные в части увеличения высоты стен мансардного этажа основного строения, замена крыши с изменением конфигурации и технических параметров, работы по увеличению высоты стен парапета основного строения и замене крыши с изменением ее конфигурации и технических параметров с устройством отдельного помещения - выходят за рамки исполнения решения суда от 14.02.2019 года.
С учетом того, что расстояние между спорным объектом, принадлежащим Климовой Е.В. и объектами культурного наследия составляет менее 200 метров, увеличение параметров здания, расположенного по адресу: г.Собинка, ул.Димитрова, д.7а не соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Данное обстоятельство, учитывая нормы ч.4 ст.3 Федерального закона от 5 апреля 2016 года № 95-ФЗ, абз.3 п.3 ст.222 ГК РФ, является препятствием для признания за истцом права собственности на самовольную постройку.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Климовой Е.В. При этом, поскольку решением суда от 21 декабря 2016 года за Климовой Е.В. признано право собственности на данный объект недвижимости согласно данным технического паспорта здания по состоянию на 26 ноября 2014 года, исковые требования администрации МО г.Собинка о возложении на Климову Е.В. обязанности привести здание закусочной «Сити-Шарм» в соответствии с планом в техническом паспорте здания по состоянию на 26 ноября 2014 года подлежат удовлетворению.
Порядок создания эвакуационного выходы со второго этажа здания, не являлся предметом данного рассмотрения, однако создание данного выхода во исполнение решения суда от 14 февраля 2019 года следует произвести с учетом положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Суд находит подлежащими удовлетворению требования о возложении на Климову Е.В. обязанности прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...>, поскольку суду не представлено доказательств завершения всех строительных работ на данном объекте, а кроме того, на момент обращения с иском в суд, то есть на 17 октября 2019 года, работы осуществлялись, что следует из представленных суду доказательств проверки контролирующих органов и обращений Климовой Е.В. в соответствующие органы за получением разрешений на строительство.
В соответствии с предоставленной предпроектной документацией пристройки к существующему кафе, выполненной ООО «НС-ПРОЕКТ» в 2013 году уровень первого этажа заканчивался на высоте 4,1 м., а далее следовала крыша (л.д. 126-127, 153-162 том 2).
Однако, суду не представлено доказательств, что возведенная постройка, характеристики которой были отражены в техническом паспорте по состоянию на 26.11.2014 года, соответствовала проектным данным. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Администрации МО г.Собинка в части возложения на Климову Е.В. обязанности демонтировать наружные стены второго (мансардного) этажа здания закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...> до уровня 4 м 10 см (от уровня чистого пола) в соответствии с предпроектной документацией 2013 года.
В соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
При обращении с иском в суд администрация МО г.Собинка была освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
Определением суда от 30.12.2019 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Владимирское Бюро судебной экспертиза». Расходы по оплате экспертизы были возложены на Климову Е.В. (л.д.174-179 том 2). Стоимость экспертизы составила 40600 рублей и была оплачена ею частично, в размере 20300 рублей. Следовательно, неоплаченная часть экспертизы составила 20300 рублей (л.д.117 том 3).
С учетом указанных разъяснений законодательства, несмотря на то, что иск Администрации МО г.Собинка был удовлетворен частично, с Климовой Е.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска была освобождена администрация МО г.Собинка в размере 6000 рублей и в пользу ООО «Владимирское Бюро судебной экспертизы» в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы 20300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования г.Собинка к Климовой Е.В. о возложении обязанности прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной, привести здание закусочной в соответствие с техническим паспортом по состоянию на 26.11.2014 года, демонтировать наружные стены второго этажа здания закусочной удовлетворить частично.
Обязать Климову Е.В. прекратить производство строительных работ по реконструкции здания закусочной «Сити-Шарм», расположенного по адресу: <...>.
Обязать Климову Е.В. привести здание закусочной «Сити-Шарм» в соответствие с планом в техническом паспорте здания по состоянию на 26 ноября 2014 года.
В остальной части оставить исковые требования без удовлетворения.
Исковые требования Климовой Е.В. к администрации муниципального образования г.Собинка о признании права собственности на здание после проведения инженерно-ремонтных работ оставить без удовлетворения.
Взыскать с Климовой Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Взыскать с Климовой Е.В. в пользу ООО «Владимирское Бюро судебной экспертизы» в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы 20300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: /подпись/ И.В. Кондратьева