РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2015 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ященко М.Н. о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Ященко М.Н., обратившись в суд с названным заявлением, указала, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью жильем по норме. Заявитель считает указанное распоряжение незаконным, поскольку для ветеранов и участников Великой Отечественной войны установлена учетная норма жилья 14 кв.м. Принимая оспариваемое решение, орган местного самоуправления неверно произвел расчет обеспеченности заявителя жилым помещением и суммарно учел площадь квартиры, принадлежащей Ященко М.Н. на праве собственности и расположенной по адресу: <адрес> а также площадь трехкомнатной квартиры, где заявитель проживает и зарегистрирована. Указанная квартира расположена по адресу г.о.Тольятти, <адрес> собственниками являются ФИО9 (сын заявителя), его супруга ФИО10 и внучка ФИО11 В однокомнатной квартире, принадлежащей заявителю на праве собственности, с момента ее покупки в 2001 году проживает внук заявителя, его супруга и их дочь, правнучка заявителя. Таким образом, расчет нуждаемости должен производиться исходя из суммарной площади всех жилых помещений и количества лиц, в них проживающих (59,1кв.м.+31,8 кв.м. : 8 человек). При таком расчете каждый член семьи заявителя обеспечен жилой площадью 11,36 кв.м., что меньше установленной для заявителя учетной нормы жилья. Заявитель также считает, что ее внук ФИО12, его супруга и дочь являются членами ее семьи, и должны учитываться при определении обеспеченности Ященко М.Н. жилым помещением.
Представитель заявителя ФИО13, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы заявления и пояснил, что однокомнатная квартира была приобретена Ященко М.Н. по договору купли-продажи в 2001 году, когда она и ее внук ФИО12 приехали в г.о.Тольятти из Украины. Заявителя и ее внука связывают родственные и семейные отношения, внука с супругой и ребенком Ященко М.. вселила в свою однокомнатную квартиру именно как членов своей семьи, поэтому при расчете обеспеченности Ященко М.Н. жилым помещением должны учитываться все члены ее семьи. Кроме того, однокомнатная квартира, расположенная в <адрес>, непригодна для проживания, так как туалет находится на улице.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти ФИО14, действующая по доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявлением, указав, что Ященко М.Н. имеет в собственности однокомнатную квартиру, общей площадью 31,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> При определении обеспеченности заявителя жилым помещением была учтена только площадь квартиры, находящейся в собственности заявителя. Внук ФИО12, его супруга и дочь не являются членами семьи Ященко М.Н., поскольку с ней не проживают. Таким образом, право заявителя состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда документально не подтверждено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, Указ не предполагает произвольное обеспечение жильем всех без исключения ветеранов Великой Отечественной войны, а устанавливает обязательным условием предоставления жилья или выплаты субсидий нуждаемость этих категорий лиц в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п.1, п.п.2 п. 3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.6, п.11 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ.
В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Согласно указанному закону граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, что Ященко М.Н. на праве собственности принадлежит однокомнатная квартира, площадью 31,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>
Ященко М.Н. проживает и зарегистрирована в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу г.о.Тольятти, <адрес>76, собственниками которой являются ФИО9 (сын заявителя), его супруга ФИО10 и внучка ФИО11 (по 1/3 доле у каждого).
В квартире, расположенной по адресу г<адрес> кроме заявителя, зарегистрированы ФИО9 (сын заявителя), его супруга ФИО10, ФИО15 (внучка заявителя) и ФИО11 (правнучка заявителя).
В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО12 (внук заявителя), его супруга ФИО16 и правнучка заявителя ФИО17
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Ященко М.Н. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью жильем по норме. В распоряжении указано на то, что Ященко М.Н. имеет в собственности однокомнатную квартиру, общей площадью 31,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, Ященко М.Н. обратилась в суд, в обоснование своего заявления указав на неправильность определения ее нуждаемости в жилых помещениях.
Между тем с доводами заявителя согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (п.11).
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи с толкованием, данным Верховным Судом РФ, позволяет сделать вывод о том, что обязательным условием для признания граждан членами семьи собственника жилого помещения является совместное проживание указанных лиц с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Между тем судом установлено, что внук заявителя ФИО12 и его семья вместе с Ященко М.Н. не проживают, следовательно, не могут быть отнесены к членам семьи заявителя.
Доводы представителя заявителя о непригодности однокомнатной квартиры, принадлежащей Ященко М.Н., для проживания, не могут быть приняты судом, поскольку жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункту 7 которого решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Между тем решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения, принадлежащего Ященко М.Н., непригодным для проживания суду не представлено. Более того, в указанном помещении с 2010 года проживает семья внука заявителя, что свидетельствует о возможности использования спорной квартиры по ее назначению.
Само по себе отсутствие в квартире заявителя канализированной уборной не свидетельствует о непригодности жилого помещения для проживания в нем, поскольку пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). При этом в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Судом установлено, что квартира заявителя находится в поселке <адрес>, то есть за чертой городского округа Тольятти.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления об отказе в принятии Ященко М.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда является законным и обоснованным, а в удовлетворении заявления Ященко М.Н. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Ященко <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2015 года.
Председательствующий: