Производство № 2а-3930/2021
УИД 28RS0004-01-2021-004091-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воронина И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителя администрации Благовещенского района Амурской области Бунцыкиной Е.С., старшего помощника прокурора Благовещенского района Амурской области Леоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому администрации Благовещенского района Амурской области к специализированному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что на основании исполнительного документа ФС № 022527419 от 21.10.2019 года, выданного Благовещенским районным судом Амурской области по делу № 2-549/2019 от 21.10.2019 года на администрацию Благовещенского района возложена обязанность предоставить Черенкевич Е. М., *** года рождения, жилое помещение в границах Благовещенского района Амурской области отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением пристава-исполнителя СО ИОВИД от 25.10.2019 года в отношении администрации Благовещенского района возбуждено исполнительное производство № 23829/19/28025-ИП.
04.03.2021 года в администрацию Благовещенского района поступило постановление от 21.07.2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50000, в связи с тем, что исполнительный документ не был добровольно исполнен администрацией Благовещенского района в установленный срок.
В настоящее время администрацией Благовещенского района ведется работа по размещению аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Приобретенные администрацией района благоустроенные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, согласно очередности.
Черенкевич Е.М. в списке лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, значится под номером 11.
Более того, администрация Благовещенского района неоднократно предлагала Черенкевич Е.М. благоустроенные жилые помещения, от которых она отказывалась, мотивируя тем, что предлагаемые жилые помещения находятся в отдаленности от г. Благовещенска.
Исходя из действий администрации по законному исполнению решения суда, следует, что ею проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу. Применение в данном случае суммы 50000 рублей исполнительского сбора противоречит принципу соразмерности наказания тяжести и характеру правонарушения.
Следовательно, отсутствуют установленные Гражданским кодексом Российской Федерации основания ответственности за нарушение обязательства в виде взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 21.07.2020 года, и имеется возможность освободить должника от его взыскания.
На основании изложенного, просит суд освободить администрацию Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 21.07.2020 года о взыскании исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель администрации Благовещенского района Амурской области Бунцыкина Е.С. настаивала на освобождении от взыскания исполнительского сбора. В дополнение указав, что администрацией Благовещенского района неоднократно были осуществлены телефонные звонки Черенкевич Е.М. с целью ознакомления предоставляемого жилого помещения, кроме того направлялись письма, в которых разъяснялось, что неявка будет рассмотрена как отказ от предоставляемого жилья.
Старший помощник прокурора Благовещенского района Амурской области Леонова К.А. не возражала против освобождения администрации Благовещенского района Амурской от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрацией принимаются меры по исполнению решения суда, исполняет полномочия по предоставлению жилого помещения детям сиротам.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просила рассмотреть дело в её отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2019 года по гражданскому делу № 2-549/2019 на администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность предоставить Черенкевич Е. М., *** года рождения, уроженке г. Благовещенска Амурской области, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории Благовещенского района Амурской области.
На основании исполнительного листа серии ФС № 022527419, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 25 октября 2019 года возбуждено исполнительное производство № 23829/19/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
21 июля 2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 23829/19/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Черенкевич Е. М., *** года рождения, уроженке г. Благовещенска Амурской области, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированногожилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории Благовещенского района Амурской области, вынесено постановление о взыскании с администрации Благовещенского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация Благовещенского района Амурской области в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административным истцом указано, что порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, регулируется Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Таким образом, в силу Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03, исполнение решения Благовещенского районного суда по делу № 2-549/2019, возможно только за счет средств на реализацию передаваемых полномочий, переданных в виде субвенций в составе фонда компенсации областного бюджета.
29.01.2021 года, между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение № 12 о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.1.2 указанного Соглашения, размер субвенции составляет 13689192 рубля.
В настоящее время администрацией Благовещенского района ведется работа по размещению аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Приобретенные администрацией района благоустроенные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, согласно очередности.
Черенкевич Е.М. в списке лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, значится под номером 11.
Кроме того, администрация Благовещенского района неоднократно предлагала Черенкевич Е.М. благоустроенные жилые помещения, от которых она отказывалась, мотивируя тем, что предлагаемые жилые помещения находятся в отдаленности от г. Благовещенска.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Благовещенского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация Благовещенского района объективно была лишена возможности исполнить решение Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2019 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Благовещенского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 23829/19/28025-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Благовещенского района Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по ИОВИД УФССП России по Амурской области Ломакина А.А. о взыскании исполнительского сбора от 21.07.2020 года в рамках исполнительного производства № 23829/19/28025-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.К. Воронин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 мая 2021 года.