Дело №2-52/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Янина И.А.,
при секретаре судебного заседания Годуновой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай гражданское дело по иску Коржовой С. Ю. к Салиеву Р. С., Салиевой Л. С., Суфьянову Сейрану, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым Рабочая Ю. Ю. о признании права собственности по завещанию на жилой дом и земельный участок, встречному иску Салиева Р. С., Салиевой Л. С., Суфьянова Сейрана, третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым Рабочая Ю. Ю. об отказе от обязательной доли в наследстве,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Коржовой С.Ю. на основании доверенности Цвилевский Л.Л. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Салиеву Р.С., Салиевой Л.С., ФИО, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании за ней в порядке наследования по завещанию после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: жилой дом, общей площадью 42,6 кв.м, кадастровый №; нежилое здание-сарай, общей площадью 25 кв.м, кадастровый №; земельный участок, общей площадью 369 кв.м, кадастровый №. В обоснование заявленных требований представитель истца сослался на то, что согласно завещанию Валиева Урие ДД.ММ.ГГГГ завещала истцу вышеуказанное недвижимое имущество, при этом, ответчики являются наследниками по закону. Однако, нотариус выдать свидетельство о праве на наследство по завещанию не может, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на указанные объекты недвижимого имущества.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена нотариус <адрес> нотариального округа Республики Крым Рабочая Ю. Ю..
Салиев Р.С., Салиева Л.С., ФИО С., уточнив ДД.ММ.ГГГГ встречные исковые требования, обратились в суд со встречным иском о признании их отказавшимися от обязательной доли наследства по завещанию, открывшегося после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование встречного иска Салиев Р.С., Салиева Л.С., ФИО С. сослались на то, что они являются наследниками по закону после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, при этом они фактически приняли имущество в виде земельного пая (участка) №, расположенного на территории Кольчугинского сельского совета <адрес> РК, принадлежавший наследодателю, реализовав одно из способов наследования – по закону. В отношении обязательной доли в наследственном имуществе, завещанном Коржовой С.Ю., они заявления о принятии наследства не подавали, имущество в натуре не принимали и принимать его не желают.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Исходя из основ состязательности, процессуальной обязанности сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, исследовав предоставленные доказательства, а также материалы дела №, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно уведомления ГУ РК «КРЫМ БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Валиевой Урие в целом на основании свидетельства о праве на наследство, удостоверенного частным нотариусом Бахчисарайского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21).
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Валиева Урие является правообладателем жилого дома площадью 42,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д.23-25).
Кроме того, из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Валиева Урие является правообладателем земельного участка общей площадью 369 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д.27-31).
Из завещания Валиевой Урие от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО, зарегистрированного в реестре под №, следует, что право собственности на принадлежащие ей жилой дом в целом с надворными строениями и сооружениями, а также на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, она завещает Коржовой С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.39, дело №).
Валиева Урие умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.33, дело №).
Из материалов наследственного дела, заведённого нотариусом <адрес> нотариального округа Республики Крым Рабочая Ю.Ю. после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ к нотариусу поступило заявление Коржовой С.Ю. о принятии наследства по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО, с указанием о том, что наследниками по закону являются: Салиев Р. С., Салиева Л. С., ФИО Сейран (л.д.34, дело №).
Из справки администрации Кольчугинского сельского поселения <адрес> РК от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что совместно с умершей Валиевой Урие на день её смерти (ДД.ММ.ГГГГ) проживали и были зарегистрированы: Салиев Р. С., Салиева Л. С., а также другие лица, не являющиеся наследниками первой очереди по закону (л.д.42, дело №).
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст.ст.1111, 1112 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу ч.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
В соответствии с положениями ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По правилам ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» установлено, что наследник, совершивший действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (например, проживание совместно с наследодателем, уплата долгов наследодателя), не для приобретения наследства, а в иных целях, вправе доказать отсутствие у него намерения принять наследство, в том числе и по истечении срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ), представив нотариусу соответствующие доказательства либо обратившись в суд с заявлением об установлении факта непринятия наследства.
Проанализировав положения п.2 ст.1153 ГК РФ, суд считает необходимым отметить, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Таким образом, из предоставленных доказательств, исследованных в судебном заседании, следует, что Салиев Р.С., Салиева Л.С., будучи наследниками по закону первой очереди к имуществу своей матери Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в течение шести месяцев со дня открытия наследства не совершили активных действий, свидетельствующих о принятии ими обязательной доли в наследстве по завещанию, не вступили во владение и в управление завещанным Коржовой С.Ю. наследственным имуществом, не произвели за свой счет расходы на содержание данного наследственного имущества, не выразили намерения (волю) на принятие обязательной доли наследства.
При таких обстоятельствах, встречные исковые требования Салиева Р.С., Салиевой Л.С. о признании их отказавшимися от обязательной доли наследства по завещанию, открывшегося после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в удовлетворении встречных исковых требований Суфьянова Сейрана о признании его отказавшимся от обязательной доли наследства по завещанию, открывшегося после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, необходимо отказать, поскольку материалы дела, в том числе материалы наследственного дела, не содержат сведений о принятии им наследства.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, иск Коржовой С.Ю. о признании за ней в порядке наследования по завещанию после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание, что удовлетворение исков не обусловлено установлением факта нарушения или оспаривания прав истцов со стороны ответчиков, судебные издержки, понесённые в связи с рассмотрением требований истцов распределению между лицами, участвующими в деле, не подлежат (п.19 Постановления пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Коржовой С. Ю. удовлетворить.
Признать за Коржовой С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования по завещанию после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>:
- земельный участок, общей площадью 369 кв.м, кадастровый №;
- жилой дом, общей площадью 42,6 кв.м, кадастровый №;
- нежилое здание-сарай, общей площадью 25 кв.м, кадастровый №.
Встречный иск Салиева Р. С., Салиевой Л. С. удовлетворить.
Признать Салиева Р. С., Салиеву Л. С. отказавшимся от обязательной доли в наследстве по завещанию, открывшемся после смерти Валиевой Урие, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении встречного иска Суфьянова Сейрана отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Янин