Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1-574/2019 ~ М-1-614/2019 от 16.07.2019

Дело № 2-1-574/2019

УИД: 33RS0017-01-2019-000933-84

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 августа 2019 года

Собинский городской суд Владимирской области

в составе:

председательствующего            Дементьевой В.В.,

при секретаре                    Бусуриной Е.А.,

с участием

помощника Собинского межрайонного прокурора Модиной А.Н.,

истца Самойлова А.С.,

представителя ответчика            Федоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Собинка Владимирской области гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Самойлова Александра Сергеевича к администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,

у с т а н о в и л:

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Самойлова А.С. к администрации МО Собинский район Владимирской области о возложении обязанности за счет средств бюджета Владимирской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка обеспечения жильем несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Истец Самойлов А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители лишены родительских прав, а он передан под опеку ФИО7 Истец Самойлов А.С. внесен в список по муниципальному образованию Собинского района детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 1 января 2019 года он стоит под №23, дата возникновения права на предоставление жилого помещения – 7 ноября 2015 года. В июне 2019 года Самойлов А.С. завершил службу в Вооруженных силах РФ. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередности внутри Списка, а Порядок предоставления жилых помещений гражданам указанной категории предполагает установление процедурных правил по формированию Списка, в частности, определение перечня необходимых документов, и имеет цель – определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования. Учитывая, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления, полагают, что муниципальным образованием Собинский район Самойлову А.С. должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, применительно к условиям Собинского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.

Истец Самойлов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Модина А.Н. исковые требования поддержала, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Собинский район Владимирской области и третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области Федорова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, не оспаривала право Самойлова А.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суду пояснила, что Самойлов А.С. внесен в Список по муниципальному образованию Собинский район указанной категории детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На выделенные в 2019 году из областного и федерального бюджетов денежные средства в результате проведенных торгов было приобретено 10 благоустроенных однокомнатных квартир на территории Собинского района, которые были распределены по договорам найма специализированных жилых помещений, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшим в Списке по муниципальному образованию Собинский район согласно очередности, исходя из даты рождения. Просила в иске отказать (л.д. 59 - 60).

Представители третьих лиц - администрации Владимирской области и Департамента образования администрации Владимирской области, извещенные о времени и месте слушания дела, в суд не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя (л.д. 53 - 56).

Из письменных возражений администрации Владимирской области и департамента образования администрации Владимирской области на иск следует, что заявленные исковые требования считают не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указано, что распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Бюджетные средства переводятся через департамент образования администрации Владимирской области на счет получателя – МО Собинский район. Обязанности администрации области по распределению субвенций в бюджете РФ не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу, из числа детей, указанной категории, Бюджетный кодекс РФ и законодательство не предусматривают. Администрация Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальным образованиям на выполнение переданных им государственных полномочий не наделена, она лишь выполняет обязанность по обеспечению передачи средств субвенций. Изменение бюджетного законодательства в течение текущего финансового года недопустимо. Самойлов А.С. включен в областной сводный список за № 382, в список по муниципальному образованию за № 23. Право Самойлова А.С. на обеспечение жилым помещением не нарушено, он имеет право на обеспечение жилым помещением согласно списку по дате рождения при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством. В 2019 году на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа запланировано выделение субвенций муниципальному образованию Собинский район в размере 17 811 639 рублей и приобретение 17 квартир (л.д. 53 - 56).

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктами «ж» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Суд установил, что Самойлов А.С., ДД.ММ.ГГГГ, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, его мать - ФИО5 на основании решения суда от 4 августа 2005 года, отец - ФИО6 на основании решения Собинского городского суда от 5 сентября 2011 года лишены родительских прав (л.д. 15 - 17, 18 - 21).

Постановлением главы города Лакинска № 356 от 14 сентября 2005 года несовершеннолетнему Самойлову А.С. был назначен опекун ФИО7 (л.д. 22 - 23).

Из материалов дела следует, что Самойлов А.С. не имеет зарегистрированного недвижимого имущества в г. Собинке, г. Лакинск и Собинском районе (л.д. 25, 26). Комиссией по вопросам предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений 4 марта 2014 года установлен факт невозможности проживания Самойлова А.С. в ранее занимаемых жилых помещениях (л.д. 27 - 30).

Приведенные выше обстоятельства, в том числе, нуждаемость Самойлова А.С. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Самойлов А.С. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159–ФЗ.

Как следует из материалов дела, Самойлов А.С. на основании постановления администрации МО Собинский район № 247 от 4 марта 2014 года включен в Список по муниципальному образованию детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 31 - 32). По состоянию на 1 января 2019 года Самойлов А.С. значится в указанном списке под номером 23, дата возникновения права на предоставление жилого помещения – 7 ноября 2015 года (л.д. 34 - 36). Как указано в письменных возражениях на иск, Самойлов А.С. включен в областной сводный список за № 382.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

Аналогичные нормы содержит Положение об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Собинского района, утвержденное Постановлением администрации Собинского района от 11 сентября 2013 года № 1302.

Статья 50 ЖК РФ устанавливает, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления.

Представителями ответчика и третьих лиц не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения либо по договору социального найма не получено, также не оспаривалось его право быть в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Исходя из изложенного, в соответствии с вышеприведенными нормами материального закона Самойлов А.С. вправе требовать предоставления специализированного жилья на условиях договора найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона № 159 – ФЗ).

При этом пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201 - ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Таким образом, органы местного самоуправления, в том числе, и муниципальное образование Собинский район Владимирской области, наделены полномочием по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указанным законом, а также Законом Владимирской области от 24 декабря 2018 года № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение субвенций муниципальному образованию Собинский район на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году в сумме 17 789 900 рублей. Согласно письменным возражениям администрации Владимирской области и департамента образования администрации Владимирской области и объяснениям представителя ответчика в 2019 году выделены денежные средства в сумме 17 811 639 рублей, по результатам торгов приобретено 10 квартир на территории Собинского района, которые были распределены лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшим в Списке согласно очередности по дате рождения.

Возражая против иска, представитель третьих лиц – администрации Владимирской области и департамента образования администрации Владимирской области указал на то, что право Самойлова А.С. на обеспечение жилым помещением не нарушено, он имеет право на обеспечение жилым помещением согласно списку по дате рождения при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Вместе с тем, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончании прохождения военной службы по призыву.

При этом ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Исходя из изложенного, доводы возражений представителей ответчика и третьих лиц суд признает несостоятельными, поскольку Самойлов А.С. имеет право на обеспечение его жилым помещением, однако на момент рассмотрения настоящего дела судом истцу жилое помещение предоставлено не было.

Таким образом, Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления Собинского района наделены отдельными полномочиями по исполнению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение указанных полномочий в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению Самойлова А.С. жилым помещением лежит на администрации МО Собинский район Владимирской области за счет средств областного бюджета.

Исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и положений законодательства, подлежащих применению, суд полагает необходимым требования прокурора, заявленные в интересах Самойлова А.С., удовлетворить, возложить на администрацию муниципального образования Собинский район Владимирской области обязанность предоставить Самойлову А.С., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджета Владимирской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, применительно к условиям Собинского района по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Собинского межрайонного прокурора в интересах Самойлова Александра Сергеевича удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Собинский район Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области предоставить Самойлову Александру Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, применительно к условиям Собинского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дементьева

2-1-574/2019 ~ М-1-614/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самойлов Александр Сергеевич
Собинский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация муниципального образования Собинский район
Другие
Управление образования администрации Собинского района
Департамент образования администрации Владимирской области
Администрация Владимирской области
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Судья
Дементьева В.В.
Дело на странице суда
sobinsky--wld.sudrf.ru
16.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2019Подготовка дела (собеседование)
29.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Дело оформлено
26.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее