№ 2-717/2008
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» августа 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего Михиной Н.А.,
при секретаре Слепокуровой А.А.,
с участием:
представителя истца Безпека А.Н. по доверенности и ордеру адвоката Мешкова А.И.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о частичном изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 по иску Безпека Анатолия Николаевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учётом индексации, взыскании ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с учетом индексации, взыскании ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью с учетом индексации, об обязании ответчика начислять ежемесячную денежную компенсацию по приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью, ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда здоровью,
установил:
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 года исковые требования Безпека А.Н. были удовлетворены (л.д.29-33).
02.08.2018 ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения указанного решения суда, в котором просит частично изменить порядок исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 31.01.2008, обязать Военный комиссариат Воронежской области производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Безпека А.И. по решению суда (л.д.57-62).
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяинова И.В. в судебном заседании доводы заявления поддержала, и пояснила, что в настоящее время выплачиваемая Безпека А.И. денежная компенсация превышает суммы, определенные Правительством РФ и необходимо выровнять размер компенсационных выплат, установленных законом, и получаемых Безпека А.Н. по решению суда.
Истец Безпека А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Безпека А.Н. по доверенности и по ордеру адвокат Мешков А.И. в судебном заседании против удовлетворения заявления ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление (л.д.72-77).
Прокурор о рассмотрении заявления извещен, в заседание суда не явился.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу названных норм, изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. При этом изменение решения суда по существу не допускается.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.
Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Безпека А.И. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в ред. ФЗ от 26.04.2004 N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 (т.е. исчисленных исходя из 83,49 руб.), а с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 847, от 07.05.2005 N 292, от 25.04.2006 N 246, от 21.03.2007 N 171, от 21.12.2007 N 914 (ред. от 24.12.2008), от 21.12.2007 N 914 (ред. от 07.07.2009), от 16.12.2009 N 1024, от 21.12.2010 N 1079, от 08.12.2011 N 1019, от 04.12.2012 N 1255, от 19.12.2013 N 1189, от 18.12.2014 N 1411, от 28.01.2016 № 42, от 26.01.2017 № 88, утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Как следует из материалов дела, выплачиваемая на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 Безпека А.Н. в настоящее время выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 2392,45 рублей, ежегодная денежная компенсация в возмещение вредя здоровью – 3820,68 рублей, тогда как в соответствии с вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ с учетом ежегодной индексации на 2017 год предусмотрена компенсация в сумме 903,28 рублей и 1175 рублей соответственно.
В ходе судебного разбирательства, судом из материалов дела и пояснений представителей сторон установлено, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Безпека А.Н. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат Воронежской области такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд считает, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.
В этой связи, учитывая ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат: исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, суд принимает во внимание доводы ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о том, что Безпека А.Н. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст.203 ГПК РФ, для удовлетворения заявления имеются.
Вместе с тем, суд учитывает, что ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016), действующей с 1 января 2018 года размеры выплаты, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
На этом основании довод представителя истца о том, что суд изменит решение суда в случае удовлетворения заявления, суд считает не состоятельным.
Суд также не может принять во внимание довод представителя истца о том, что требования заявления ответчика выходят за рамки ранее постановленного решения и ведут к изменению правового положения сторон, подмене фактических и юридических последствий.
Выплачиваемые в настоящее время Безпека А.Н. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 225, 434 ГПК РФ, суд
определил:
Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения суда г.Воронежа от 31 января 2008 года по иску Безпека Анатолия Николаевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной компенсации, удовлетворить.
Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31 января 2008 года.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Бепека Анатолию Николаевичу исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, по коэффициентам индексации, определяемым Правительством Российской Федерации, после выравнивания размеров компенсационных выплаты, установленных законом и получаемых Безпека Анатолия Николаевичем по решению суда от 31 января 2008 года
На определение может быть подана частная жалоба и представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Михина Н.А.
№ 2-717/2008
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» августа 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего Михиной Н.А.,
при секретаре Слепокуровой А.А.,
с участием:
представителя истца Безпека А.Н. по доверенности и ордеру адвоката Мешкова А.И.,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о частичном изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 по иску Безпека Анатолия Николаевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учётом индексации, взыскании ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с учетом индексации, взыскании ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью с учетом индексации, об обязании ответчика начислять ежемесячную денежную компенсацию по приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью, ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда здоровью,
установил:
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 года исковые требования Безпека А.Н. были удовлетворены (л.д.29-33).
02.08.2018 ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» обратилось в суд с заявлением об изменении порядка исполнения указанного решения суда, в котором просит частично изменить порядок исполнения решения Центрального районного суда г.Воронежа от 31.01.2008, обязать Военный комиссариат Воронежской области производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Безпека А.И. по решению суда (л.д.57-62).
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяинова И.В. в судебном заседании доводы заявления поддержала, и пояснила, что в настоящее время выплачиваемая Безпека А.И. денежная компенсация превышает суммы, определенные Правительством РФ и необходимо выровнять размер компенсационных выплат, установленных законом, и получаемых Безпека А.Н. по решению суда.
Истец Безпека А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Безпека А.Н. по доверенности и по ордеру адвокат Мешков А.И. в судебном заседании против удовлетворения заявления ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление (л.д.72-77).
Прокурор о рассмотрении заявления извещен, в заседание суда не явился.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
По смыслу названных норм, изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. При этом изменение решения суда по существу не допускается.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.
Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.
Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Безпека А.И. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 названного Закона (в ред. ФЗ от 26.04.2004 N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 (т.е. исчисленных исходя из 83,49 руб.), а с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 847, от 07.05.2005 N 292, от 25.04.2006 N 246, от 21.03.2007 N 171, от 21.12.2007 N 914 (ред. от 24.12.2008), от 21.12.2007 N 914 (ред. от 07.07.2009), от 16.12.2009 N 1024, от 21.12.2010 N 1079, от 08.12.2011 N 1019, от 04.12.2012 N 1255, от 19.12.2013 N 1189, от 18.12.2014 N 1411, от 28.01.2016 № 42, от 26.01.2017 № 88, утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Как следует из материалов дела, выплачиваемая на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31.01.2008 Безпека А.Н. в настоящее время выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 2392,45 рублей, ежегодная денежная компенсация в возмещение вредя здоровью – 3820,68 рублей, тогда как в соответствии с вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ с учетом ежегодной индексации на 2017 год предусмотрена компенсация в сумме 903,28 рублей и 1175 рублей соответственно.
В ходе судебного разбирательства, судом из материалов дела и пояснений представителей сторон установлено, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Безпека А.Н. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат Воронежской области такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ. Учитывая правовую природу указанных компенсационных выплат, являющихся гарантией социальной защиты, суд считает, что установление их размера для одной категории граждан должно быть единым. Иной подход противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав человека и гражданина.
В этой связи, учитывая ч. 3 ст. 5 базового Закона, предусматривающей принципы индексации соответствующих выплат: исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, суд принимает во внимание доводы ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о том, что Безпека А.Н. индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах суд полагает, что имеются основания, предусмотренные ст.203 ГПК РФ, для удовлетворения заявления имеются.
Вместе с тем, суд учитывает, что ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016), действующей с 1 января 2018 года размеры выплаты, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
На этом основании довод представителя истца о том, что суд изменит решение суда в случае удовлетворения заявления, суд считает не состоятельным.
Суд также не может принять во внимание довод представителя истца о том, что требования заявления ответчика выходят за рамки ранее постановленного решения и ведут к изменению правового положения сторон, подмене фактических и юридических последствий.
Выплачиваемые в настоящее время Безпека А.Н. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций. Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо изменение порядка исполнения решения суда должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что изменение порядка исполнения судебного акта, о котором просит ответчик, будет соответствовать конституционному принципу справедливости. Конституционное право истца на возмещение вреда здоровью нарушено не будет, так как размер производимых ему выплат останется прежним, порядок же индексации будет приведен в соответствие с действующим законодательством. При этом частичное изменение порядка и способа исполнения судебного акта восстановит баланс прав и законных интересов должника и взыскателя, предоставив возможность должнику осуществлять назначенные судом выплаты в возмещение вреда здоровью истца с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета, предусмотренных законом на эти цели.
Руководствуясь ст.ст. 225, 434 ГПК РФ, суд
определил:
Заявление ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об изменении порядка исполнения решения суда г.Воронежа от 31 января 2008 года по иску Безпека Анатолия Николаевича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной компенсации, удовлетворить.
Частично изменить порядок и способ исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 31 января 2008 года.
Обязать Военный комиссариат Воронежской области производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Бепека Анатолию Николаевичу исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, по коэффициентам индексации, определяемым Правительством Российской Федерации, после выравнивания размеров компенсационных выплаты, установленных законом и получаемых Безпека Анатолия Николаевичем по решению суда от 31 января 2008 года
На определение может быть подана частная жалоба и представление в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья Михина Н.А.