Дело № 2-42/2021 (2-297/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года г. Новоржев Псковской области
Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе
председательствующего судьи Ленгарт М.Я.
при секретаре Александрович Е.А.
с участием
прокурора Новоржевского района Псковской области Иванова В.Л.
истца Антрафекова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новоржевского района Псковской области, поданному в интересах Антрафекова А.А. к администрации Новоржевского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор Новоржевского района Псковской области, действуя в интересах Антрафекова А.А., обратился в суд с иском к администрации Новоржевского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований прокурором указано, что прокуратурой Новоржевского района Псковской области проведена проверка по обращению Антрафекова А.А., <дата> года рождения, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от <дата> года мать Антрафекова А.А. - ФИО1 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО2., <дата> г.р., ФИО3 <дата> г.р., ФИО4 <дата> г.р., в результате чего Антрафеков А.А. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата> года Антрафеков А.А. включен в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом начальника территориального отдела Новоржевского района ГГУСЗН ПО от <дата> года № Антрафеков А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Антрафекову А.А. установлена <данные изъяты> бессрочно от <дата> года (повторно).
В настоящее время Антрафеков А.А. вынужден проживать в доме брата Антрафекова С.А. в д<адрес>, в связи с отсутствием жилья.
Несмотря на то, что за Антрафековым А.А., как за лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признано право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда, это право, вопреки требованиям действующего законодательства, до настоящего времени не реализовано, Антрафеков А.А., имеющий по состоянию на день рассмотрения дела порядковый номер №, в список претендентов подлежащих обеспечению жильем в 2020 году не включен.
Ссылаясь на то, что действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не устанавливает какую-либо очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор просил возложить на администрацию Новоржевского района Псковской области обязанность по предоставлению Антрафекову А.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Истец Антрафеков А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Новоржевского района Псковской области, представители третьих лиц – администрации Псковской области и Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Комитет по социальной защите Псковской области представил в суд письменное возражение на исковое заявление, в котором иск не признал, указав, что, администрация предоставляет жилые помещения по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со списком претендентов, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем году. Поскольку Антрафеков А.А. не включен в список претендентов на 2020 год, а списки на 2021 год еще не сформированы, то требования не могут быть удовлетворены. Кроме того указал, что заявленные требования по сути являются требованиями о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено, следовательно удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение прав других лиц, которые ранее истца включены в указанный Список
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального" найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом первым статьи 8 данного Федерального закона.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области от 9 января 2013 г. № 1241-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Псковской области № 1241-03).
Определенный статьей 7 Закона Псковской области № 1241-03 порядок реализации жилищных прав предусматривает, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (далее - Список) формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства.
При этом орган опеки и попечительства ежегодно в определенный срок направляет в орган исполнительной власти области, осуществляющий государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики, сведения о потребности в финансовых средствах для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующем календарном году.
Согласно статье 9 того же Закона финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области от 3 июня 2011 г. № 1082-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Материалами дела установлено, что решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от <дата> года мать Антрафекова А.А. - ФИО1 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО2 <дата> г.р., ФИО3 <дата> г.р., ФИО4 <дата> г.р., в результате чего Антрафеков А.А. приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 14.04.2014 года Антрафеков А.А. включен в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом начальника территориального отдела Новоржевского района ГГУСЗН ПО от <дата> года № Антрафеков А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Антрафекову А.А. установлена <данные изъяты> бессрочно от <дата> года (повторно).
Жилое помещение по месту регистрации Антрафекова А.А. сгорело. Какого-либо жилого помещения в собственности, либо на условиях договора социального найма Антрафеков А.А. не имеет.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор, действуя в интересах Антрафекова А.А. исходил из того, что, несмотря на указанное признание уполномоченным органом жилищных прав истца, они до настоящего времени остаются нереализованными, а, следовательно, являются нарушенными и подлежат защите в судебном порядке.
Суд находит данную позицию обоснованной.
Исходя из анализа вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни данная норма, ни иные положения Федерального закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения данной категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе № 159-ФЗ и законодательстве субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующее толкование действующего законодательства содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.
По делу установлено, что обстоятельства, являющиеся условиями предоставления Антрафекову А.А. жилого помещения, наступили, соответствующие требования закона относительно реализации права на жилье истцом выполнены, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
При этом наличие других лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод о недостаточности финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судом не принимается во внимание, поскольку это обстоятельство не исключает и не может исключать право Антрафекова А.А. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, гарантированное ему федеральным законодательством.
Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и удовлетворяет их.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Новоржевского района Псковской области, поданное в интересах Антрафекова А.А. к администрации Новоржевского района Псковской области, удовлетворить.
Возложить на администрацию Новоржевского района Псковской области обязанность предоставить Антрафекову А.А. за счет средств субъекта Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 25 кв. м. в черте города <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в течение месяца со дня его принятия.
Решение принято в окончательной форме 26.01.2021 г.
Судья М.Я. Ленгарт