РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2013 года Дело № 2-58/2013
с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
федерального судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре О.А. Мишкиной,
с участием прокурора –
заместителя прокурора Шебалинского района А.Е. Мунатова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение о понуждении к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение, разработке инструкции по организации сбора, накопления ртутьсодержащих ламп и назначении в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шебалинский районный суд с требованием об обязании администрации муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение к проведению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории МО Беш-Озекское сельское поселение, разработке инструкции по организации сбора, накопления ртутьсодержащих ламп и назначении в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности администрации МО Беш-Озекское сельское поселение выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и принятых в его развитие Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, выразившиеся в непринятии мер по сбору и накоплению ртутьсодержащих ламп. На территории МО Беш-Озекское сельское поселение сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован. Кроме того, в здании администрации для освещения используются указанные лампы. Какая-либо специальная тара для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в администрации МО Беш-Озекское сельское поселение не имеется, договор со специализированной организацией для размещения данных ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования не заключен.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил обязать сельскую администрацию МО Беш-Озекское сельское поселение организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, разработать инструкцию по организации сбора, накопления ртутьсодержащих ламп и назначении в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Указанное уточнение исковых требований принято судом к сведению и рассмотрению в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Представитель ответчика сельской администрации МО Беш-Озекское сельское поселение Быкин М.В. в судебное заседание, о времени и месте которого был извещен надлежащим образом, не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований, указав в заявлении, что последствия признания иска ему ясны и понятны.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований предусмотрена ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
В судебном заседании установлено, что на территории МО Беш-Озекское сельское поселение не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп. Кроме того, указанный тип ламп используется самой администрацией, при этом специальная тара для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в администрации МО Беш-Озекское сельское поселение не имеется, договор со специализированной организацией для размещения данных ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования не заключен.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией главы МО Беш-Озекское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой на территории сельского поселения не производится сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у населения ввиду отсутствия специальной тары для хранения данных ламп, а также в связи с тем, что договор утилизации данных ламп администрацией со специализированной организацией не заключен. Неисполнение обязанности по организации сбора данной категории отходов глава МО Беш-Озекское сельское поселение обосновал отсутствием денежных средств.
Обязанность администрации МО Беш-Озекское сельское поселение организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп следует из п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года № 681 (далее – Правила), в соответствии с которым органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Из положений п.п. 6,9 Правил следует, что не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Таким образом, ответчик, как орган местного самоуправления обязан организовать на территории МО Беш-Озекское сельское поселение сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 4,5,7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
Кроме того, пунктом 3 Правил предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатывать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначать в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Поскольку сельская администрация является потребителем ртутьсодержащих ламп, она обязана разработать инструкцию по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, а также назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора к администрации МО Беш-Озекское сельское поселение являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Также суд отмечает, что отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обосновано и обусловлено тем, что непринятие мер по сбору и накоплению ртутьсодержащих ламп может нанести вред окружающей среде, что приведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не усматривает препятствий для принятия признания иска ответчиком.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения. С учетом принципа разумности, объема и характера работы для устранения нарушений, суд считает необходимым установить указанный срок в виде двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение о понуждении к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение, разработке инструкции по организации сбора, накопления ртутьсодержащих ламп и назначении в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами удовлетворить.
Обязать Сельскую администрацию муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Беш-Озекское сельское поселение, разработать инструкцию по организации сбора, накопления ртутьсодержащих ламп и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Шебалинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2013 года
Федеральный судья З.Н. Раднаева