Дело № 12-77/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сланцы 09 ноября 2017 года
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
федерального судьи Сидоровой С.Я.,
при секретаре Тараскиной К.М,
с участием
государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Емельянова А.Н.,
лица, привлекаемого к административной ответственности Тарасовой Н.А.,
защитника – адвоката Колесника Т.Н. представившего удостоверение № и ордер №,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ИП Тарасова Н.А. на постановление №/ДП от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Емельянова А.Н. о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.46. КоАП РФ, в отношении
Тарасовой Натальи Александровны <данные изъяты>, являющейся индивидуальным предпринимателем.
Тарасовой Н.А. были разъяснены положения ст.25.1. КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.
Защитнику Колеснику Т.Н. были разъяснены положения ст.25.5. КоАП РФ.
Ходатайств не поступило.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №/ДП от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Емельянова А.Н. за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.46. КоАП РФ и ИП Тарасовой Н.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В постановлении указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки Сланцевской городской прокуратурой деятельности Тарасова Н.А., было обнаружено, что ИП Тарасовой Н.А. нарушила требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», а именно, имея действующую производственную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, в процессе осуществления производственной деятельности ИП Тарасовой Н.А. эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: ленточный станок <данные изъяты>, горбыльно-ребровый станок <данные изъяты>, торцовочный станок <данные изъяты>, станок заточный – <данные изъяты>» и станок разводной, являющиеся стационарными источниками воздействия на атмосферный воздух. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИП Тарасовой Н.А. не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Тарасова Н.А. обратилась в Сланцевский городской суд Ленинградской области с жалобой, в которой просит указанное постановление должностного лица признать незаконным и необоснованным.
В жалобе Тарасова Н.А. указала, что в его основу положены доказательства, полученные с нарушением процессуальных требований, поскольку проверка проведена с нарушениями требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Выводы, положенные в основу постановления, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, государственный инспектор дал неправильную оценку обстоятельствам, установленным при проведении проверки. Так, административным органом не доказано, что принадлежащие ей станки являются источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Тарасова Н.А. доводы жалобы поддержала и пояснила, что она осуществляет деятельность по обработке древесины и по производству изделий из дерева, в производстве используются станки. Материалами дела не доказано, что при работе данных станков выделяются загрязняющие вещества, и они выбрасываются в атмосферный воздух, факт правонарушения носит предположительный характер. Полагает, что оснований для проведения внеплановой проверки не имелось, о времени проведения проверки её не уведомили, с решением о проведении проверки ознакомили после её проведения, соответственно проверка проведена в её отсутствие. Таким образом, доказательства по делу получены с нарушением законодательства, из чего следует, что обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.
Защитник Колесник Т.Н., поддержав доводы жалобы в полном объеме, дополнил, что применительно к составу вменяемого правонарушения факт осуществления выбросов загрязняющих веществ может быть подтвержден только заключением эксперта (специалиста). При рассмотрении дела такое заключение не составлялось, в постановлении не указано, какие именно вещества выбрасываются в воздух, каким именно источником (марка, тип, модель), превышена ли их предельная допустимая концентрация, постановление должностного лица не мотивировано. Ссылается на процессуальные нарушения при рассмотрении дела, Тарасовой Н.А. не были разъяснены её права и обязанности, что не позволило ей своевременно воспользоваться услугами защитника и представить мотивированные возражения. При проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены многочисленные процессуальные нарушения, поэтому добытые в ходе расследования доказательства не могут считаться допустимыми доказательствами. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор по охране природы Ленинградской области Емельянов А.Н., действующий по удостоверению, требования заявителя не признал обоснованными и просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, так как заявителем Тарасовой Н.А. было совершено, вмененное ей административное правонарушение и ей правомерно назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.46 КоАП РФ.
Выслушав мнение сторон и исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.30.16. КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.2. КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 8.46. КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
По смыслу ст.26.1. и ч.3 ст.26.2. КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должны быть подтверждены допустимыми доказательствами. При этом не допускается использование доказательств, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Заявитель ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указывая на отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, а именно обращения в прокуратуру.
Вместе с тем суд обращает внимание, что в соответствии со ст.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст.ст.21, 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
На основании п.1 ст.6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.22, 27 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Конституционный Суд Российской Федерации в п.5.2 Постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П разъяснил, что согласно п.2 ст.21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со ст.10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке. При этом каких-либо требований к проведению и оформлению результатов прокурорского надзора действующее законодательство не содержит.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Сланцевского городского прокурора Удовиченко О.Е. с целью проверки соблюдения требований законодательства, проведена проверка в отношении ИП Тарасовой Н.А., в ходе которой было установлено, что основной деятельностью ИП Тарасовой Н.А. является распиловка и строгание древесины, пропилка древесины, производственная деятельность проводится на территории производственной площадки по адресу: <адрес>, в цехе зафиксировано работающее оборудование. В ходе проверки, исходя из полученного объяснения, установлено, что документы, предусмотренные экологическим законодательством, не могут быть представлены, так как таковые не оформлялись.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, и указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за №/ДП.
Как видно из представленных материалов, к выводу о виновности Тарасовой Н.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.46. КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании акта проверки.
Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что при проведении проверочных мероприятий были допущены существенные нарушения.
В соответствии с правовой позицией, которая получила законодательное закрепление в Федеральном законе от 07.03.2017 № 27-ФЗ, которым в ст.21 Федерального закона № 2202-1 введен п.3, согласно которому решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Из пояснений Тарасовой Н.А., данных в суде, следует, что о проведении проверки её уведомили только ДД.ММ.ГГГГ. Других каких-либо сведений, объективно подтверждающих соблюдение сотрудниками Сланцевской городской прокуратурой обязанности довести до сведения ИП Тарасовой Н.А. решение о проведении проверки не позднее дня начала проверки, материалы дела не содержат.
Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлен в произвольной форме, что не противоречит действующему законодательству, однако, его текст содержит ссылки на полученные сотрудником прокуратуры «объяснения», без приложения к акту данных объяснений. При этом из материалов дела невозможно установить, ознакомлена ли Тарасова Н.А. с актом проверки. Указание в акте проверки на лиц, давших «объяснения» также отсутствуют. Присутствие мастера Л. при проведении проверки нельзя считать правомерным, поскольку должностная инструкция на Л. как на должностное лицо в материалы дела не представлена, в связи с чем определить её должностные обязанности не представляется возможным. Кроме того, суд обращает внимание на то, что в материалах дела, представленных в суд Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, имеется копия решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Другая копия этого же документа представлена суду Тарасовой Н.А. (<данные изъяты>). Обе копии содержат разные сведения в части срока проведения проверки, что вызывает у суда сомнения в его достоверности. В материалах дела, представленных в суд Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, отсутствуют сведения из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе Тарасовой Н.А., то есть отсутствует подтверждение того, что Тарасова Н.А. является индивидуальным предпринимателем и именно она осуществляет производственную деятельность по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при проведении проверки и расследования по делу не были соблюдены необходимые правила, которые по смыслу закона направлены на обеспечение права Тарасовой Н.А. на защиту.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении №/ДП от ДД.ММ.ГГГГ, а также обжалуемым постановлением Тарасовой Н.А. вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46. КоАП РФ, время совершения правонарушения: «ДД.ММ.ГГГГ 12.00». Вместе с тем, материалами дела достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о проведении проверки, мероприятия по проверке были проведены ДД.ММ.ГГГГ, время проведения проверки не указано. Таким образом, в представленных материалах отсутствуют достоверные и достаточные доказательства, безусловно подтверждающие совершение ИП Тарасовой Н.А. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46. КоАП РФ, в указанное время, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в основу нарушения требований действующего законодательства должностным лицом административного органа положены доказательства, которые не отвечают требованиям ст.26.2. КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие события административного правонарушения предусмотренного ст.8.46. КоАП РФ в действиях Тарасовой Н.А. не доказано.
В силу ч.ч.1, 3 и 4 ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п.1 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление №/ДП от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Емельянова А.Н. о назначении административного наказания по ст.8.46. КоАП РФ, в отношении Тарасовой Н.А. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Тарасовой Н.А. - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6., 30.7. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление №/ДП от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области Емельянова А.Н. о назначении административного наказания по ст.8.46. КоАП РФ, в отношении Тарасовой Натальи Александровны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5. КоАП РФ, жалобу Тарасовой Н.А. - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья С.Я. Сидорова