Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Слепокуровой А.А.,
с участием:
истца Кретининой И.А.,
представителя истца Кретининой И.А. по устному заявлению Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калининой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кретининой Инны Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Кретинина И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) (далее по тексту – УПФ РФ в г. Воронеже) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением УПФ РФ в г.Воронеже № 180000003486/766741/17 от 25.06.2018 истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 02.10.2017 со ссылкой на отсутствие у неё на день обращения необходимого специального стажа работы 30 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; засчитанный специальный стаж составил с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 – 24 года 10 месяцев 18 дней; с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П – 27 лет 10 месяцев 12 дней (л.д.8-11).
Полагая, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993 должен быть включен в специальный стаж в календарном исчислении, истица обратилась в суд.
В судебном заседании истец Кретинина И.А. поддержала заявленные требования и с учетом уточнений (л.д.50) просила: обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в календарном порядке период по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993; признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ; обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 05.07.2018 года.
Представитель истца Кретининой И.А. по устному заявлению Грекова поддержала исковые требования, полагала их подлежащими удовлетворению; пояснила изложенное.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калинина О.И. исковые требования не признала, полагала, что после обучения истцу сразу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком и у истца отсутствует факт выполнения работы; представила письменные пояснения (л.д.30-31).
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2015 года пенсия на льготных условиях назначается в соответствии с Федеральным законом российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400-ФЗ).
Согласно п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, истец Кретинина И.А. после окончания Воронежского медицинского училища, 18.09.1991 принята медсестрой социальной помощи диспансерного отделения №2 в Воронежский областной психоневрологический диспансер, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.13) и приказом №84-к от 18.09.1991 (л.д.18).
Приказом №82-к от 18.09.1991 Кретининой И.А. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 18.09.1991 по 06.08.1992 (л.д.19).
Приказом №68-к от 03.08.1992 Кретининой И.А. разрешен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до исполнения трех лет с 07.08.1992 по 06.02.1994 года (л.д.20-21).
Приказом №127-л от 11.11.1993 Кретинина И.А. была уволена по собственному желанию (л.д.22-23), что также подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.13).
Как следует из материалов дела, истец изначально истец с заявлением о назначении досрочной пенсии обращалась 02.10.2017 года.
Решением от 06.10.2017 №766741/17 истцу была назначена с 02.10.2017 досрочная пенсия по п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ (л.д.51). В последующем решением от 25.06.2018 №766741/18 была обнаружена ошибка, допущенная при установлении пенсии (л.д.52) и решение от 06.10.2017 №766741/17 о назначении истцу досрочной пенсии было отменено из-за отсутствия требуемого стажа (л.д.53). Требований о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, установленных протоколом и расчетом (л.д.54,55) к истцу, не заявлялось.
05.07.2018 истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ.
Согласно приложению к решению от 10.08.2018 №480290/18, истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ с 05.07.2018 в связи с отсутствием необходимого стада 30 лет; период работы истца с 18.09.1991 по 11.11.1993 (2 года 1 месяц 24 дня) в должности медсестры социальной помощи диспансерного отделения №2 в Воронежском областном психоневрологическом диспансере в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не был засчитан в специальный стаж. Специальный стаж по состоянию на 05.07.2018 с учетом Постановления №781 от 29.10.2002 составил 26 лет 7 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П – 29 лет 1 день (л.д.56-58).
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. (далее – Правила № 781), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из п. 6 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 №156/10-30 (действовавший в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 №375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Впоследствии Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Истица была принята на работу на должность медсестры, её отпуск по уходу за ребенком начался до вступления в силу выше указанного закона, указанный период подлежит включению в специальный стаж.
Довод ответчика о том, что день приема на работу совпал с днем предоставления отпуска и поэтому не может быть включен в специальный стаж, суд не принимает во внимание, поскольку он не основан на действовавшем в тот момент законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку суд полагает, что спорный период подлежит включению истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении, то с учетом включения указанного периода, специальный стаж истца составит более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента её обращения – 05.07.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) включить Кретининой Инне Анатольевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993.
Признать за Кретининой Инной Анатольевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 июля 2018 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) назначить и выплачивать включить Кретининой Инне Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением – с 5 июля 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Решение в окончательной форме принято 27.09.2018.
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Слепокуровой А.А.,
с участием:
истца Кретининой И.А.,
представителя истца Кретининой И.А. по устному заявлению Грековой А.А.,
представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калининой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кретининой Инны Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Кретинина И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) (далее по тексту – УПФ РФ в г. Воронеже) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением УПФ РФ в г.Воронеже № 180000003486/766741/17 от 25.06.2018 истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 02.10.2017 со ссылкой на отсутствие у неё на день обращения необходимого специального стажа работы 30 лет, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях»; засчитанный специальный стаж составил с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 – 24 года 10 месяцев 18 дней; с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П – 27 лет 10 месяцев 12 дней (л.д.8-11).
Полагая, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993 должен быть включен в специальный стаж в календарном исчислении, истица обратилась в суд.
В судебном заседании истец Кретинина И.А. поддержала заявленные требования и с учетом уточнений (л.д.50) просила: обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в календарном порядке период по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993; признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии, как за лицом, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ; обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 05.07.2018 года.
Представитель истца Кретининой И.А. по устному заявлению Грекова поддержала исковые требования, полагала их подлежащими удовлетворению; пояснила изложенное.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Калинина О.И. исковые требования не признала, полагала, что после обучения истцу сразу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком и у истца отсутствует факт выполнения работы; представила письменные пояснения (л.д.30-31).
Выслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2015 года пенсия на льготных условиях назначается в соответствии с Федеральным законом российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400-ФЗ).
Согласно п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, истец Кретинина И.А. после окончания Воронежского медицинского училища, 18.09.1991 принята медсестрой социальной помощи диспансерного отделения №2 в Воронежский областной психоневрологический диспансер, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.13) и приказом №84-к от 18.09.1991 (л.д.18).
Приказом №82-к от 18.09.1991 Кретининой И.А. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет с 18.09.1991 по 06.08.1992 (л.д.19).
Приказом №68-к от 03.08.1992 Кретининой И.А. разрешен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до исполнения трех лет с 07.08.1992 по 06.02.1994 года (л.д.20-21).
Приказом №127-л от 11.11.1993 Кретинина И.А. была уволена по собственному желанию (л.д.22-23), что также подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.13).
Как следует из материалов дела, истец изначально истец с заявлением о назначении досрочной пенсии обращалась 02.10.2017 года.
Решением от 06.10.2017 №766741/17 истцу была назначена с 02.10.2017 досрочная пенсия по п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ (л.д.51). В последующем решением от 25.06.2018 №766741/18 была обнаружена ошибка, допущенная при установлении пенсии (л.д.52) и решение от 06.10.2017 №766741/17 о назначении истцу досрочной пенсии было отменено из-за отсутствия требуемого стажа (л.д.53). Требований о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, установленных протоколом и расчетом (л.д.54,55) к истцу, не заявлялось.
05.07.2018 истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ.
Согласно приложению к решению от 10.08.2018 №480290/18, истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ с 05.07.2018 в связи с отсутствием необходимого стада 30 лет; период работы истца с 18.09.1991 по 11.11.1993 (2 года 1 месяц 24 дня) в должности медсестры социальной помощи диспансерного отделения №2 в Воронежском областном психоневрологическом диспансере в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, не был засчитан в специальный стаж. Специальный стаж по состоянию на 05.07.2018 с учетом Постановления №781 от 29.10.2002 составил 26 лет 7 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П – 29 лет 1 день (л.д.56-58).
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. (далее – Правила № 781), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из п. 6 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 №156/10-30 (действовавший в спорный период) следует, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и за стаж работы по специальности и вознаграждения из фонда материального поощрения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР от 29.11.1989 №375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учета, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Впоследствии Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Истица была принята на работу на должность медсестры, её отпуск по уходу за ребенком начался до вступления в силу выше указанного закона, указанный период подлежит включению в специальный стаж.
Довод ответчика о том, что день приема на работу совпал с днем предоставления отпуска и поэтому не может быть включен в специальный стаж, суд не принимает во внимание, поскольку он не основан на действовавшем в тот момент законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку суд полагает, что спорный период подлежит включению истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении, то с учетом включения указанного периода, специальный стаж истца составит более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента её обращения – 05.07.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) включить Кретининой Инне Анатольевне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в календарном исчислении период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.09.1991 по 11.11.1993.
Признать за Кретининой Инной Анатольевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 июля 2018 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ГУ) назначить и выплачивать включить Кретининой Инне Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением – с 5 июля 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Решение в окончательной форме принято 27.09.2018.