Гражданское дело № 2 – 3375/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2014 года Центральный районный суд
г. Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края
в составе:
Председательствующего судьи АЙЗЕНБЕРГ А. М.
При секретаре ЧАЛОЙ О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семенова В. В. к муниципальному образованию городской округ «город Комсомольск – на – Амуре» и УМВД России по г. Комсомольску – на – Амуре о признании права пользования квартирой на условиях социального найма, об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что проходит службу в данные скрыты с (дата) по настоящее время. До (дата) работал в отдельном батальоне конвойной службы. У истца не было жилого помещения, он проживал с родителями и братом в двухкомнатной квартире.
В (дата) истцу предложена работа участковым инспектором на условиях предоставления ему служебного жилья, которое после пяти лет работы в указанной должности будет передано ему в собственность.
Истец, будучи согласен с данными условиями, (дата) заключил контракт (трехсторонняя типовая форма) о службе в органах внутренних дел в должности участкового инспектора милиции.
Сторонами указанного контракта являются истец, УВД (адрес) и администрация (адрес).
Согласно пунктам 4.1.1. и 4.1.2. контракта, Администрация города обязалась предоставить служебное помещение на обслуживаемом административном участке в виде отдельной квартиры.
С (дата) до предоставления служебного жилья осенью (дата) истец неоднократно обращался в администрацию города и УВД города с заявлениями с просьбой о предоставлении на основании контракта служебного жилья.
Согласно пункту 6.3. указанного контракта, контракт считается продолженным, если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие контракта считается продолженным на неопределенный срок.
Истец продолжил службу в органах внутренних дел, осенью (дата) ему было предоставлено служебное жилье.
В (дата) истец, добросовестно выполняя обязанности по указанному контракту, обратился в администрацию (адрес) – на - Амуре с заявлением о снятии статуса служебного жилья со спорной квартиры согласно контракту, в чем ему было отказано.
Также было отказано администрацией города в удовлетворении аналогичного ходатайства руководству Управления министерства внутренних дел РФ по (адрес).
В связи с этим, истец считает, что им исполнены обязательству по контракту, он продолжает исполнять обязанности участкового инспектора, тогда как, администрацией города обязательства по указанному контракту не исполнены в полном объеме, а именно, ему отказано в передаче в собственность квартиры, которую он занимает как служебное жилое помещение.
Просит суд исключить из специализированного жилого фонда (адрес) жилое помещение (адрес), признать его право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В ходе судебного разбирательства истец изменил свои требования, о чем представил письменное заявление от (дата).
Согласно заявлению, уточняет свои исковые требования и просит суд признать за ним право пользования на условиях социального найма жилым помещением – квартирой (№) в (адрес), корпус (№) по (адрес), исключить указанное жилое помещение из специализированного жилого фонда (адрес) и обязать муниципальное образование городской округ «(адрес)» в лице администрации города заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
В судебном заседании истец и его представитель Гребенщикова Р. К. на уточненных исковых требованиях настаивали, дали суду пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, пояснили, что служебное жилое помещение по вышеуказанному адресу ему (истцу) было предоставлено в (дата), (дата) с администрацией города был заключен типовой договор найма служебного жилья, на основании которого истец вселился в (адрес).
Согласно пункту 4.2. Контракта, администрация обязалась по истечении 5 лет работы в должности участкового инспектора милиции передать сотруднику занимаемую служебную жилую площадь, предоставленную по контракту в собственность безвозмездно с правом приватизации.
Тогда как, он прослужил более 13 лет в должности участкового милиционера, а затем в должности участковым уполномоченным полиции, добросовестно выполняя обязанности по трехстороннему контракту.
Он неоднократно в течение всего вышеуказанного периода обращался в администрацию города о надлежащем исполнении ими данного контракта, однако, ему было отказано.
В письменном отказе от (дата) ответчик указал, что данное жилое помещение является служебным и не подлежит приватизации.
Истцу стало известно, что квартира получила статус служебного жилья только в (дата) на основании постановления администрации города (№) от (дата). В связи с чем, считает, что у администрации отсутствовали основания для заключения с ним типового договора найма служебного жилого помещения.
В данной квартире он проживает один. Кроме указанного, другого жилого помещения у него нет. С момента вселения в указанное жилое помещение он был зарегистрирован по месту своего проживания, имеется соответствующий штамп паспортно – учетной службы. По месту службы – в УМВД России по (адрес) он состоит в очереди нуждающихся в жилье.
Считает, что неисполнением администрацией трехстороннего контракта, а именно, не предоставление ему жилого помещения, нарушены его права на обеспечение его жилым помещением.
Просит суд, на основании п.2 ст. 92 ЖК РФ, признать за ним право пользования на условиях социального найма жилым помещением – квартирой (№) в (адрес) исключить указанное жилое помещение из специализированного жилого фонда (адрес) и обязать муниципальное образование городской округ «(адрес)» в лице администрации города заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
Представитель ответчика муниципального образования городской округ «(адрес)» Ткаченко В. Л. в судебном заседании иск не признала, указав, что истец, будучи сотрудником милиции, а затем ввиду изменения законодательства - сотрудником полиции, проживает на условиях типового договора служебного найма в указанном жилом помещении с (дата) по настоящее время.
С (дата) данное жилое помещение является служебным жилым помещением на основании распоряжения данные скрыты (№) от (дата). Кроме указанного документа, у них нет других документов, подтверждающих присвоение в (дата) указанному жилому помещению статуса служебного жилого помещения. (дата) в соответствии с пунктом 2 договора с истцом, как с сотрудником милиции, был заключен типовой договор найма служебного жилого помещения.
Спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду. Собственник данного имущества распоряжается им по своему усмотрению. Спорное жиле помещение истцу предоставлено в связи с его служебной деятельностью, согласно пункту 5 контракта на период прохождения службы. Об этом истцу было известно, он согласился, сам лично подписал договор.
Постановлением администрации (адрес) за (№) от (дата) жилому помещению присвоен статус служебного жилого помещения. Иных документов, подтверждающих указанный статус жилого помещения, у них нет.
Из документов видно, что на период принятия вышеуказанного Постановления истец продолжал проживать в этой квартире, в ней же он остается проживать по настоящее время, в связи с чем, его права не нарушены действиями администрации (адрес).
Истец не состоит в городской очереди на получение или улучшение жилищных условий, истец не признан и не отнесен к категории лиц, которым в соответствии с законом, должно быть предоставлено жилье, поэтому у муниципального образования отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма. Сам истец не обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении ему муниципального жилого помещения. В соответствии с пунктом 6 статьи 19 ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», им, как муниципальному образованию, не предоставлены полномочия и финансовые средства для обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
Истец состоит в очереди на получение жилья по месту своей службы в данные скрыты. Обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе, сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти - УМВД России по (адрес), что определено Федеральным законом «О полиции».
Начиная с (дата), истец неоднократно обращался к ним с заявлениями о предоставлении ему в собственность указанного жилого помещения, ему отказано, поскольку служебные жилые помещения не подлежат приватизации, а проживание в них по договору социального найма не предусмотрено действующим жилищным законодательством.
На этом основании считает, что отказ администрации в предоставлении данной квартиры истцу на условиях социального найма является законным и обоснованным. Также отсутствуют основания для исключения указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Просит суд в удовлетворении иска к ним отказать.
Представитель УМВД России по г. Комсомольску – на – Амуре в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, согласно телефонограмме просят суд рассмотреть дело без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанного ответчика на основании статьи 167 п. 3 ГПК РФ.
Ранее, в судебном заседании представитель УМВД России по г. Комсомольску – на – Амуре Коцур А. А. суду пояснил, что истец проходит службу в органах внутренних дел, в частности, в (адрес), с (дата). С истцом был заключен контракт (трехсторонняя типовая форма) о службе в органах внутренних дел от (дата). Согласно контракту (дата) ему была предоставлена спорная квартира, а также был заключен типовой договор служебного найма жилого помещения. Истец с (дата) года зарегистрирован и проживает в спорной квартире. Истец состоит в очереди нуждающихся в жилье в данные скрыты жилых помещений у истца нет. Истец по настоящее время проходит службу в должности участкового инспектора, добросовестно исполняет свои служебные обязанности, нарушений служебной дисциплины не имеет, полностью соблюдает условия служебного контракта, неоднократно отмечен руководством данные скрыты только с положительной стороны.
Руководство данные скрыты обращалось в администрацию города с ходатайством о предоставлении истцу квартиры, однако, им было отказано по мотиву того, что спорное жилое помещение является служебным.
Разрешение указанного спора оставляет на усмотрение суда (протокол судебного заседания от (дата)).
Суд, выслушав пояснения истца, его представителя Гребенщикову Р. К., представителя ответчика муниципального образования городской округ «город Комсомольск – на – Амуре» Ткаченко В. Л., изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Согласно статье 6 ФЗ от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 30.11.2011 года), сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Таким образом, как следует из приведенной нормы права, претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма могут: - только уволенные со службы в органах внутренних дел сотрудники или граждане; - сотрудники органов внутренних дел, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, то есть, сотрудники, еще не уволенные со службы претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма по закону не могут. Законодатель исходил из того, что их право на жилое помещение реализуется посредством предоставления им служебного жилого помещения или выплаты сотрудникам органов внутренних дел денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. А жильем по договору социального найма, сотрудник может быть обеспечен только на общих основаниях, как и все другие нуждающиеся в жилых помещениях граждане государства.
Часть 1 статьи 6 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основана на ч. 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из указанной нормы следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел Российской Федерации, Приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года №345 (ред. от 27.07.2004) "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
В целях установления единого порядка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральных государственных служащих и работников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации (за исключением главных управлений МВД России по федеральным округам), и предоставления им жилых помещений в домах, построенных (приобретенных) Министерством, полученных по долевому участию в строительстве, а также освободившихся за выездом граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации, был издан Приказ МВД РФ от 18 марта 2003 года № 169 "Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений".
В судебном заседании установлены и подтверждены сторонами вышеописанные обстоятельства, что подтверждается материалами дела и пояснениями лиц, участвующих в деле (статья 55 ГПК РФ).
Кроме того, установлено, что (дата) между истцом, УВД (адрес) и органом местного самоуправления (адрес) в лице зам главы города заключен контракт (трехсторонняя форма) о службе в органах внутренних дел в должности участкового (старшего участкового) инспектора милиции сроком на 5 лет: с (дата) по (дата).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что сотрудник обязуется служить по контракту в должности участкового (старшего участкового) инспектора милиции органа внутренних дел УВД (адрес).
Пунктом 4 контракта предусмотрено, что руководитель органа местного самоуправления обязуется предоставить сотруднику не позднее года, после заключения контракта (при признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, после согласования на Совете округа и при наличии положительной характеристики СПДК) жилую площадь (служебную жилую площадь) в виде отдельной квартиры или дома на обслуживаемом административном участке в порядке и по нормам, установленным законодательством.
По истечении 5 лет работы сотрудника в должности участкового (старшего участкового) инспектора милиции передать сотруднику занимаемую служебную жилую площадь, предоставленную ему по контракту, в собственность безвозмездно, с правом приватизации. Сохранить в силе это обязательство и срок его исполнения в случае перемещения сотрудника на вышестоящую должность в подразделение по организации работы участковых инспекторов милиции органа внутренних дел на должность руководителя милиции общественной безопасности или руководителя органа внутренних дел (пункты 4.1, 4.1.1., 4.1.2, 4.2 контракта).
Согласно представленной справке данные скрыты за (№) от (дата), истец действительно проходит службу в УМВД России по (адрес) с (дата) по настоящее время.
Согласно представленной справке отдела по работе с личным составом УМВД России по (адрес) за (№) от (дата), истец действительно проходит службу в УМВД России по (адрес) с (дата) по настоящее время, состоит на должности старшего участкового данные скрыты. Данное обстоятельство подтверждается также пояснениями сторон в судебном заседании, личным делом Семенова В. В. за (№), контрактами о службе в органах внутренних дел.
Согласно контракту о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от (дата), между майором полиции Семеновым В. В., старшим участковым уполномоченным полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции (№) УМВД России по (адрес), и данные скрыты Г.Е.В. заключен контракт на неопределенный срок, по которому сотрудник обязуется выполнять обязанности по должности старшего уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции (№) УМВД России по (адрес).
Из представленной в материалы дела справки (№), выданной данные скрыты, следует, что Семенов В. В. состоит в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в данные скрыты с (дата), учетное дело (№). Жилья и субсидий на приобретение жилья в УМВД России по (адрес) за весь период службы не получал.
Семенов В. В. в списках очередников в (адрес) администрации (адрес) не состоит, в списки очередников округа не включался, жилым помещением не обеспечивался, что подтверждается справкой данные скрыты за (№) от (дата).
Согласно справке, данные скрыты от (дата), истец был зарегистрирован в двухкомнатной приватизированной квартире, принадлежащей его родителям и расположенной по адресу: (адрес), по месту пребывания на период с (дата) по (дата).
Согласно справке, данные скрыты составленной на основании первичной карточки регистрации, Семенов В. В. был зарегистрирован по адресу: (адрес), с (дата) по (дата); с (дата) по (дата).
Как видно из справки, данные скрыты от (дата), в однокомнатной, отдельной, муниципальной служебной квартире, расположенной по адресу: (адрес) на (дата) никто не зарегистрирован по месту проживания.
Распоряжением Администрации (адрес) за № 1394 - ра от 10 июня 2005 года "Об установлении категорий граждан, обеспечивающихся служебными жилыми помещениями" установлены категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения: участковым уполномоченным (приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября № 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции") (так указано в данном распоряжении).
Из Распоряжения Администрации (адрес) за № 2905 - ра от 11 октября 2007 года "О предоставлении жилых помещений и заключении договоров найма служебных жилых помещений" следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ (с дополнениями и изменениями), распоряжением администрации города от 10 июня 2005 года № 1394 - ра "Об установлении категорий граждан, обеспечивающихся служебными жилыми помещениями", предоставить жилое помещение и заключить договоры найма служебных жилых помещений: Управлению внутренних дел (адрес): Семенову В. В. однокомнатную квартиру (адрес), жилой площадью данные скрыты. на состав семьи 1 человек (пункты 2, 2.1).
Согласно типовому договору найма служебного жилого помещения (№) от (дата), между Администрацией (адрес) в лице первого заместителя главы администрации города Е.Ю.В., именуемым в дальнейшем Наймодателем, с одной стороны, и Семеновым В. В., именуемым в дальнейшем нанимателем, с другой стороны, на основании решения о предоставлении жилого помещения от (дата) (№), заключен настоящий договор, по которому Наймодатель передает Нанимателю и членам его семье за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации права (сведения отсутствуют), состоящее из квартиры жилой площадью данные скрыты кв. м., расположенное по (адрес) для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Управлении внутренних дел (адрес) в должности участкового инспектора. Настоящий договор заключается на время прохождения службы.
Согласно справке (выписке из поквартирной карточки), выданной паспортно - учетной службой МУП "Единый расчетно - кассовый центр (адрес)" от (дата), Семенов В. В. с (дата) зарегистрирован в отдельной однокомнатной квартире по адресу: (адрес) на основании типового договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата).
Установлено и подтверждается материалами дела, в частности, заявлением истца и ходатайством руководства данные скрыты, что истец и руководство данные скрыты обращалось в администрацию города о предоставлении в пользование истцу квартиры, которую он занимает по договору найма служебного жилья, а также о снятии с квартиры статуса служебного жилья, в их удовлетворении отказано ввиду того, что спорное жилое помещение отнесено к служебному жилью.
Таким образом, предоставление указанного жилого помещения и проживание в нем Семенова В. В. непосредственно связано со служебной деятельностью истца и было предоставлено для улучшения его жилищных условий.
На основании статьи 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением установленных требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правительством РФ принято Постановление от 26.01.2006 г. N 42, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12 указанного Постановления).
В соответствии с п. 13 указанных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым ему требованиям. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (пункт 14 Постановления).
Пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее:
а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Таким образом, в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, на момент предоставления жилого помещения истцу действовала статья 92 ЖК РФ и утвержденные Постановлением Правительства РФ 26.01.2006 г. Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Из анализа вышеприведенных документов: Распоряжения Администрации города Комсомольска - Амуре за № 2905 - ра от 11 октября 2007 года "О предоставлении жилых помещений и заключении договоров найма служебных жилых помещений" и типового договора найма служебного жилого помещения (№) от (дата) следует, что спорное жилое помещение не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение.
Таким образом, на момент предоставления квартиры в (дата) истцу, в соответствии с нормами ст. 92 ЖК РФ, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, спорная квартира к специализированному жилищному фонду в установленном порядке отнесена не была.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиком в лице администрации (адрес) суду не представлено.
Следовательно, на момент предоставления истцу спорной квартиры на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, отсутствовал статус служебного жилого помещения.
По указанным основаниям суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика администрации (адрес) Ткаченко В. Л. о том, что спорная квартира являлась служебным жилым помещением на основании Распоряжения Администрации (адрес) за № 2905 - ра от 11 октября 2007 года «О предоставлении жилых помещений и заключении договоров найма служебных жилых помещений».
При таких обстоятельствах, распоряжение главы администрации (адрес) за № 2905 - ра от 11 октября 2007 года «О предоставлении жилых помещений и заключении договоров найма служебных жилых помещений» в части включения однокомнатной (адрес), жилой площадью данные скрыты кв. м. на состав семьи 1 человек в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещением и предоставлении Семенову В. В. указанной квартиры как служебной является незаконным.
Статьей 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что договор найма служебного жилого помещения, заключенный с Семеновым В. В. на спорное жилое помещение, заключен необоснованно, без соблюдения требований вышеназванных норм, следовательно, истец пользовался указанным жилым помещением на условиях социального найма с момента заключения с ним типового договора найма служебного жилого помещения.
Постановлением Администрации (адрес) за № 2350 – па от 24 июля 2012 года «О служебных жилых помещениях», изданным в соответствии со статьями 92, 100 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», распоряжением администрации (адрес) от 10 июня 2005 года № 1394 – Ра «Об установлении категорий граждан, обеспечивающихся служебными жилыми помещениями», отнесены к специализированному муниципальному жилищному фонду жилые помещения, согласно приложению. Из Перечня служебных жилых помещений (приложение к Постановлению администрации города от 24 июля 2012 года № 2350 - па) следует, что квартира, расположенная по адресу: (адрес) отнесена к служебным жилым помещениям.
Из указанного Постановления и приложения к нему видно, что спорное жилое помещение не зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного вышеназванными нормами порядка отнесения жилищного фонда к служебному, ответчиком в лице администрации (адрес) не представлено.
Таким образом, на момент принятия администрацией города указанного Постановления, в соответствии с нормами ст. 92 ЖК РФ, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, спорная квартира к специализированному жилищному фонду в установленном порядке отнесена не была.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, стороной ответчика - Администрацией города суду не представлено.
Кроме того, вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о том, что истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий и, в соответствии с положениями статьи 30 Закона РФ «О милиции» (действовавшего в период предоставления истцу жилого помещения), должен был быть обеспечен жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован и проживает в спорной квартире с (дата).
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ, о наличии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, она не может использоваться по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании ч. 3 статьи 49 ЖК РФ жилое помещение для данной категории граждан должно предоставляться по договорам социального найма, в том числе, и из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Как указано выше, Распоряжением Администрации (адрес) за № 2905 – ра от 11 октября 2007 года квартира, расположенная по адресу: (адрес), предоставлена Управлению внутренних дел (адрес). Этим же Распоряжением спорное жилое помещение предоставлено истцу и возложена обязанность по заключению договора найма служебного жилого помещения.
Из Постановления администрации города от (дата) (№) следует, что квартира, расположенная по адресу: (адрес) отнесена к служебным жилым помещениям. Однако, как указано выше, порядок присвоения квартире статуса служебного жилого помещения Администрацией не соблюден.
Между тем, предоставление служебного жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел регламентировано Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№).
Исходя из пунктов 4, 10 и 11 настоящего Типового положения служебное жилое помещение предоставляется сотруднику по решению жилищно-бытовой комиссии подразделения органов внутренних дел из закрепленного за ним на праве оперативного управления служебного жилищного фонда.
При этом, по смыслу пунктов 6 и 7, предоставление служебного жилого помещения производится не в связи с улучшением жилищных условий, а для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении сотрудником служебных обязанностей.
Учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД по (адрес), в связи с чем, не составляли его служебный жилищный фонд, предоставление истцу спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья.
Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, установив нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, установленного Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», суд приходит к выводу о том, что предоставление жилого помещения могло осуществляться истцу администрацией (адрес) только с целью улучшения его жилищных условий, то есть по договору социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В развитие названного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке (часть 1 статьи 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», в редакции, действовавшей на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с включением в общий список). Изменение правового регулирования в результате принятия и вступления в силу федерального закона «О полиции», не предусматривающего предоставление жилого помещения сотруднику органа внутренних дел, признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке, не является основанием для прекращения ранее возникшего у истца права на обеспечение жилым помещением.
Доводы представителя ответчика администрации (адрес) Ткаченко В. Л. о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти - УМВД России по (адрес), по выводу суда, являются несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что сотрудники органов внутренних дел, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жилыми помещениями по месту службы.
Как видно из материалов дела и указано выше, истец проходит службу и состоит в очереди на получение жилья в УМВД России по (адрес) – на - Амуре. Территориальный орган – УМВД России по (адрес) местом службы истца не является.
С учетом изложенного, и принимая во внимание то, что фактически сотруднику органов внутренних дел было предоставлено спорное жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий и нарушение порядка отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, суд приходит к выводу об обоснованности требований о признании права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма.
Учитывая то, что указанное жилое помещение является муниципальной собственностью, и, как указано выше, не передано в оперативное управление УМВД России по (адрес), то в данном случае ответственность по данному иску надлежит возложить на Администрацию (адрес), тем самым освободить от ответственности УМВД России по (адрес).
Учитывая то, что требования о возложении обязанности на администрацию (адрес) об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда (адрес) и заключению с истцом договора социального найма на спорную квартиру являются непосредственно вытекающими и тесно взаимосвязанными с первоначальными требованиями, которые удовлетворены судом, то, в соответствии с вышеназванными нормами, указанные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Семенова В. В. к муниципальному образованию городской округ «город Комсомольск – на – Амуре» и УМВД России по г. Комсомольску – на – Амуре о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма, об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда и о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать за Семеновым В. В. право пользования квартирой (№) в доме (№) 7, корпус (№) в (адрес) – на – Амуре на условиях договора социального найма.
Обязать муниципальное образование городской округ «город Комсомольск – на – Амуре» исключить квартиру (адрес) из специализированного жилого фонда (адрес) и заключить с Семеновым В. В. договор социального найма на квартиру (адрес)
В удовлетворении исковых требований к УМВД России по г. Комсомольску – на – Амуре о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма, об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда и о возложении обязанности Семенову В. В. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через суд, его вынесший.
СУДЬЯ: