Дело № 2-341/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
03 апреля 2018 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего - судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Авдеевой И.М.,
с участием: прокурора Масловой О.С. (по поручению от 23.03.2018),
представителя Управления образованием Администрации г. Шарыпово Мацкевич М.В. (по доверенности № 05/18 от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Красноярского края в интересах несовершеннолетней П к Жуковой Т.Б. о понуждении к предоставлению отчета о хранении, использовании и управлении имуществом опекаемой за 2017 год,
Установил:
Прокурор Шарыповской межрайонной прокуратуры Красноярского края обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней П. к ответчику Жуковой Т.Б. о понуждении к предоставлению отчета о хранении, использовании и управлении имуществом опекаемой за 2017 год.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки исполнения лицами, назначенными опекунами на территории г. Шарыпово, обязанностей по ежегодному предоставлению отчетов о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечных установлено, что ответчик Жукова Т.Б., являясь опекуном несовершеннолетней П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по состоянию на 20 февраля 2018 года не представила в Отдел опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово отчет в письменной форме за 2017 год.
В судебном заседании прокурор Маслова О.С. поддержала иск по тем же основаниям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Управления образованием Администрации г. Шарыпово Мацкевич М.В. (по доверенности) поддержала исковые требования, суду пояснила, что отчет опекуном Жуковой Т.П. не представлен по настоящее время.
Ответчик Жукова Т.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась судом по месту жительства, о причинах неявки в суд не сообщила, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявила.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание согласие прокурора Масловой О.С. на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотрение дела в порядке, установленном главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав прокурора Маслову О.С., представителя третьего лица Мацкевич М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Также заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
При таких обстоятельствах иск предъявлен надлежащим лицом.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
В силу статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: защита прав и законных интересов подопечных. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в силу статьи 8 указанного Закона относится к полномочиям органов опеки и попечительства.
В силу ст. 5 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии с принципом свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; контроль за деятельностью по опеке и попечительству; обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
В силу т. 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.п. 4, 11, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Положениями ч. 2 ст. 24 указанного Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона.
С приведенными полномочиями органа опеки и попечительства связаны положения ст. 25 Закона, согласно ч. 1 которой опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Согласно ч. 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Форма соответствующего отчета утверждена Постановлением Правительства РФ № 927 от 17.11.2010 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».
Частью 3 ст. 25 Закона предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Из анализа приведенных положений следует, что предоставление отчета опекуна или попечителя связано с обеспечением соблюдения прав и законных интересов подопечного и является элементом отношений по контролю за деятельностью опекуна (попечителя) со стороны органа опеки и попечительства. При этом предоставление отчета само по себе не может считаться формой восстановления тех или иных прав самого подопечного, в защиту которого предъявлен иск прокурором, поскольку в зависимости от достоверности сведений, изложенных в отчете, он может быть утвержден или не утвержден органом опеки и попечительства.
Согласно ч. 5 ст. 25 Закона отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного.
Как установлено судом и следует из распоряжения Администрации г. Шарыпово Красноярского края № от 18 сентября 2007 года «Об установлении опеки над несовершеннолетней», Жукова Т.Б. назначена опекуном несовершеннолетней П, ДД.ММ.ГГГГ рождения, оставшейся без попечения родителей. За несовершеннолетней П. закреплено право пользования жилым помещением по <адрес> (л.д.7).
Согласно информации Отдела опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово, направленной в адрес прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры 14 февраля 2018 года, Жукова Т.Б. не представила в государственный орган ежегодный отчет об использовании имущества несовершеннолетней подопечной, предоставление которого предусмотрено законом не позднее 01 февраля 2018 года (л.д.9).
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № 130 в г.Шарыпово Красноярского края от 22 марта 2018 года по делу об административном правонарушении Жукова Т.Б. привлечена к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не предоставила отчет по указанной форме в установленный законом срок - до 01 февраля 2018 года.
Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего дела по существу ответчик Жукова Т.Б. представила в Отдел опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово соответствующий отчет, суду не представлено, оснований для сомнения в достоверности представленных прокурором доказательств и объяснений в судебном заседании представителя третьего лица Мацкевич М.В. у суда не имеется.
Таким образом, факт неисполнения опекуном обязанности по предоставлению в орган опеки и попечительства Управления образованием Администрации г. Шарыпово ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетней подопечной П. и об управлении таким имуществом, нашел свое подтверждение в полном объеме.
Неисполнение своевременно указанной обязанности опекуном, препятствует осуществлению органами опеки и попечительства должного надзора за использованием имущества опекаемой, за его хранением и управлением, не позволяет сделать вывод о добросовестности опекуна, об использовании имущества опекаемого в интересах ребенка, что может повлечь нарушение имущественных прав опекаемого и непринятие своевременных мер органами опеки и попечительства по восстановлению нарушенных прав опекаемого ребенка.
Следовательно, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в сумме 300 рублей по правилам абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Шарыповской межрайонной прокуратуры Красноярского края в интересах несовершеннолетней П удовлетворить.
Обязать Жукову Т.Б. предоставить в Отдел опеки и попечительства Управления образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края письменный отчет о хранении, использовании имущества подопечной П и об управлении имуществом подопечной за 2017 год.
Взыскать с Жуковой Т.Б. в доход Муниципального образования город Шарыпово Красноярского края государственную пошлину в сумме 300 (Триста) рублей.
Ответчик Жукова Т.Б. вправе подать в Шарыповский городской суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения, соответствующее требованиям ст.238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий (подпись)