Дело 2-140/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Петровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбаума ФИО10 к МБУЗ «Шатурская ЦРБ», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области, Министерству здравоохранения Московской области о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном обследовании и лечении в терапевтическом отделении ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России» в связи с заболеванием сердца. В соответствии с имеющимся у него заболеванием, у него возникло право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.94. После выписки из больницы ему было рекомендовано лечение и постоянный прием престариума А, конкора, тромбо АСС, плавикса, гиполипидемичесая терапияавторвастатином (тулип, тровакард, липримар).
При обращении в МБУЗ «Шатурская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ вышеназванные назначения лекарственных препаратов лечащим врачом ФИО3 были подтверждены. Лечащие врачи ФИО3 ФИО4, ФИО5, которые менялись по мере ухода в отпуск, сообщали, что бесплатных рецептов нет. С ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден самостоятельно приобретать дорогостоящие лекарственные средства за собственные деньги, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ затраты истца составили <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство здравоохранения Московской области, ДД.ММ.ГГГГ - в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в МБУЗ «Шатурская ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты поступило письмо, в котором было указано, что в случае отсутствия препарата, лечащий врач может заменить аналогом, имеющимся на данное время в аптеке и о необходимости истцу явиться к кардиологу для осмотра и назначения лечения.
ДД.ММ.ГГГГ кардиологом ФИО4 были выданы рецепты. В аптеке ему сообщили о том, что лекарства с названиями Конкор, Тромбо Асс, Плавикс, Аторис отсутствуют для бесплатного приобретения, но есть другие с тем же международным непатентованным наименованием. От приобретения таких лекарственных препаратов он воздержался и обратился в МБУЗ «Шатурская ЦРБ» с тем, чтобы ему объяснили, как распорядиться бесплатными рецептами, данное обращение истца осталось без ответа. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился с полученными им рецептами в аптеку, где ему сообщили, что все вышеуказанные препараты имеются, но только для приобретения их за деньги, по бесплатным рецептам есть их аналоги с такой же химической формулой.
Просит взыскать с МБУЗ «Шатурская ЦРБ», Министерства здравоохранения Московской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области солидарно денежную компенсацию в счет возмещения материального вреда расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; обязать МБУЗ «Шатурская ЦРБ», Министерство здравоохранения Московской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области обеспечить отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истцом были уточнены исковые требования, в которых просит взыскать с ответчиков денежную компенсацию в счет приобретения лекарственных средств за свой счет в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) рубль.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ».
Истец Оренбаум В.М. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном обследовании и лечении в терапевтическом отделении ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России» г. Москвы. При обращении ДД.ММ.ГГГГ в Шатурскую районную поликлинику МБУЗ «Шатурская ЦРБ», назначенные ранее лекарственные препараты лечащим врачом ФИО3 были подтверждены. Лечащие врачи МБУЗ «Шатурская ЦРБ» ФИО3, ФИО5, ФИО4 на приеме говорили ему о том, что бесплатных рецептов нет, в связи с чем он был вынужден самостоятельно приобретать дорогостоящие лекарственные препараты за собственные средства. После его обращения с жалобой, ДД.ММ.ГГГГ ему были выданы рецепты, но необходимые лекарственные препараты отсутствовали в аптеке, были только их аналоги, которые он получил.
Ответчик- представитель МБУЗ «Шатурская ЦРБ» ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что врачи МБУЗ «Шатурская ЦРБ» всегда выдавали истцу рецепты на приобретение лекарств. Врачи предлагали истцу рецепты на имеющиеся в базе лекарства дженерики - аналоги лекарственных средств, но он от них отказывался, мотивируя тем, что врач ему нечего не выдал. Врачи не могут выписать рецепт на лекарство, которое отсутствует в базе. Считает, что МБУЗ «Шатурская ЦРБ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечением и распределением лекарственных средств занимается Министерство здравоохранения Московской области. Лечащие врачи не отказывали истцу в выдаче рецептов, а не могли этого сделать из-за отсутствия лекарств в аптеках. Министерством здравоохранения Московской области установлены программы, которые не позволяют выдать рецепты, которые отсутствуют в аптеках.
Ответчик - представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, мотивируя тем, что Постановлением Правительства РФ от 28.12.2007 N 935 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 №864, а именно, с 01.01.2008 года были исключены пункты 5-10, 13-18, в соответствии с
которыми Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляли финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами. Федеральным законом Российской Федерации от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Указанный закон был дополнен статьей 4.1., согласно которой полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых входит заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Как следует из текста данной нормы закона, с ДД.ММ.ГГГГ функции по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, имеющих право на набор социальных услуг, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнителем данного закона на территории Московской области является Министерство здравоохранения Московской области. В спорный период времени Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области не участвовал в финансировании расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами.
Третье лицо - представитель ОАО «МОСОБЛФАРМАЦИЯ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве пояснил, что Министерство здравоохранения Московской области проводит торги на поставку лекарственных средств. ОАО «Мособлфармация» осуществляет услугу по отпуску лекарственных препаратов и не несет ответственность за поставку лекарственных средств в аптеку. Оренбаум В.М. обращался в аптеку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с бесплатными рецептами, по которым ему были выданы лекарственные препараты. Лекарственные средства с торговым наименованием Плавикс, Тромбо Асс, Бисопропол в аптеку по региональной льготе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступали (л.д.125-130,141-153).
Свидетель ФИО8 показала в судебном заседании, что обеспечением лекарственных средств занимается Министерство здравоохранения Московской области. Для этого объявляется конкурс и та фирма, которая выигрывает тендер, предоставляет лекарства. Она делает заявку в Министерство здравоохранения Московской области на лекарства, которые необходимы МБУЗ «Шатурская ЦРБ». Но заявка формируется из представленного Министерством здравоохранения Московской области списка, из того, что у них уже есть. Лекарственные средства, которых нет в указанном списке, заказывать бесполезно, так как Министерство здравоохранения Московской области не будет организовывать тендер для приобретения одного лекарства. Все лекарственные средства заказываются по международным непатентованным названиям. Заявки подаются каждый месяц с запасом, но приходит всегда меньше требуемого примерно в пять раз, они не могу выйти за сумму в 23 млн. рублей, поэтому приходится сокращать заявки. В случае, если в аптеках отсутствуют бесплатные лекарства, согласно положению, врач должен выписать рецепт и передать его на обеспечение в аптеку, но в этом заключается сложность, поскольку нужные бесплатные препараты приходят редко, рецепты в аптеках копятся. С 2007 г. на компьютерах установлена программа, которая не позволяет выписать рецепт на лекарство, которого нет в наличии. Врач может выписать другое лекарство, но опять же, программа не дает этого сделать, рецепт не выдается. Врач может предложить аналогичные лекарственные средства, если пациент отказывается, то предлагает приобрести требуемые ему лекарства самостоятельно. Врач может также выписать нужное лекарство под другим названием, но его опять же не будет в аптеках.
Свидетели ФИО3, ФИО5, ФИО4 в судебном заседании пояснили, что истец пришел на прием, представив выписку из истории болезни ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России», где проходил лечение и ему было назначено лечение. Рецепты не были выписаны, так как лекарств не было в наличии. В случае истца возможна также замена препарата на дженерики, но на момент обращения истца в больницу в базе не было ни оригинальных препаратов, ни дженериков. На обеспечение не могут выписать рецепт, так как на компьютерах установлена программа, не позволяющая выписать рецепт на отсутствующий в базе препарат. В таких случаях они объясняют это пациентам и предлагают приобрести лекарства за свой счет. В любом случае, если в аптеке нет оригинала лекарства, то и на дженерики рецепт компьютер не выдаст.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Оренбаум В.М. находился на стационарном обследовании и лечении в ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России», где ему было рекомендовано лечение, что подтверждается выпиской из истории болезни № (л.д.9).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 г. N 856 принята Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год. Данным Постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2007 N 935 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ были исключены пункты 5-10, 13-18, в соответствии с
которыми Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляли финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами.
Федеральным законом Российской Федерации от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Указанный закон был дополнен статьей 4.1., согласно которой полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых входит заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ функции по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, имеющими право на набор социальных услуг, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнителем данного закона на территории Московской области является Министерство здравоохранения Московской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" и в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья, совершенствования организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения, рационального и эффективного использования направляемых в здравоохранение ресурсов, Постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2011 г. N 1621/52 утверждена Московская областная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год.
Согласно п. 15 указанной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области финансируются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 с последующими изменениями "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно Приложению № 1 «Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», утвержденного данным Постановлением, в указанный перечень входит и имеющееся у истца заболевание (инфаркт миокарда). Согласно которому, первые шесть месяцев лекарственные средства, необходимые для лечения, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
По результатам анализа приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что истец имел право на получение бесплатно лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России», за счет средств бюджета Московской области.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94 - ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Министерство здравоохранения Московской области в рамках объемов финансирования за счет средств бюджета Московской области производит закупку лекарственных препаратов на основании заявок органов управления.
Из материалов дела, следует, что в 2012 году Министерством здравоохранения Московской области произведена закупка препаратов, в том числе и препаратов, рекомендованных Оренбауму В.М. для лечения, имеющегося у него заболевания (Престариум А, Конкор, Тромбо Асс, Плавикс, Аторис) (л.д. 57-94).
Не нашли своего подтверждения доводы представителя ответчика МБУЗ «Шатурская ЦРБ» о том, что истец отказался от получения аналогов лекарственных препаратов, поскольку данный отказ нигде не зафиксирован. Кроме того, судом установлено, что когда истцу были выданы рецепты ДД.ММ.ГГГГ, все препараты по ним были получены, в том числе и заменители.
Из объяснений представителя ответчика МБУЗ «Шатурская ЦРБ», показания свидетелей ФИО8, ФИО3, ФИО5, ФИО4 судом также было установлено, что истцу было отказано в выдаче бесплатных рецептов в связи с отсутствием лекарственных препаратов в аптеках города, по той причине, что при отсутствии препаратов в аптеке, установленная на компьютерах программа не позволяет выдать рецепт как на оригинальные препараты, так и на их аналоги.
Из показаний указанных выше свидетелей судом установлено, что на момент обращения истца, рекомендованные ему препараты отсутствовали, в связи с чем истец вынужден был приобрести лекарственные препараты за свой счет на общую сумму <данные изъяты> руб., что подтверждается кассовыми чеками (л.д. 8,24,106).
В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Поскольку ответственным исполнителем государственной программы является Министерство здравоохранения Московской области, суд считает, что именно на нем лежит обязанность по своевременному обеспечению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и приходит к выводу о том, что если препараты были самостоятельно приобретены гражданином, то затраченные истцом денежные средства, являющиеся для него убытками, в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Московской области.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с Министерства здравоохранения подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Оренбаума ФИО11 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Оренбаума ФИО12 денежную компенсацию в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>) руб.
В удовлетворении требований к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранению «Шатурская ЦРБ», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ, председательствующий: судья Н.А. Грошева