Дело № 2-1498/2020
УИД 42 RS0002-01-2020-001310-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Белово 26.06.2020
Беловский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Щапова А.С.,
при секретаре Селеменевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1,2, действующего в своих интересах и интересах <данные изъяты> детей ФИО3,4 к Администрации Краснобродского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1,2,3,4 обратились в суд с иском к Администрации Краснобродского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что семья истцов состояла в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации Краснобродского городского округа и состояла в списках участников в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № принято решение об исключении истцов из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования были удовлетворены частично и был признан незаконным протокол комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи ФИО1 из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».Признано незаконным постановление администрации Краснобродского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в части исключения семьи ФИО1 из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года». Обязать администрацию Краснобродского округа восстановить семью ФИО в составе четырех человек: ФИО1,2,3,4 в составе участников в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ после рассмотрения дела в апелляционной инстанции. ДД.ММ.ГГГГ администрация Краснобродского округа направила в адрес Департамента строительства Кемеровской области ходатайство о включении семьи истцов в первоочередном порядке в список семей на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году. Однако, не смотря на наличие решения суда, не была включена в список семей, получающих социальные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году. Не исполнение решения суда привело к тому, что семья истцов не получила в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ одному из членов семьи – ФИО1 исполняется 36 лет, в связи с чем, семья истцов на основании протокола заседания Комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз исключается из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы«Жилище»на 2015-2020 годы». Считают, что в соответствии со ст.15 и ч. 1 ст.1064 ГК РФ имеют право на возмещение убытков согласно следующему расчету. Сумма социальной выплаты на момент исключения семьи истцов из программы составляет 514508,40 руб. Для приобретения жилья по программе «Молодая семья» был заключен <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1400 000 руб. На момент исключения (второго исключения) семьи истцов из программы (ДД.ММ.ГГГГ) остаток основного долга и процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом составляет: 428771, 23 руб. Неоднократное и системное нарушение прав истцов ответчиками: исключение из списка участников программы в ДД.ММ.ГГГГ; неисполнение решения суда в ДД.ММ.ГГГГ привели к тому, что семья понесла финансовые потери (убытки) в виде оплаты процентов по кредитному договору. Так, если бы, семью истцов не исключили незаконно из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ» в ДД.ММ.ГГГГ то не пришлось бы оплачивать проценты по кредитному договору в период с ДД.ММ.ГГГГ (момент первого исключения из программы) по ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления в суд). Сумма уплаченных процентов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -159173,80 руб. Общая сумма материального ущерба, нанесенного семье истцов незаконными действиями администрацией Краснобродского городского округа и Департаментом строительства Кемеровской области составляет 587945,03 руб. Кроме того, считают, что их семье был причинен моральный вред компенсацию которого оценивают в 100000 руб.
Просят взыскать солидарно с администрации Краснобродского городского округа и Департамента строительства Кемеровской области в пользу ФИО1,2 587945, 03 руб. в качестве возмещения материального ущерба, 100000 руб. компенсацию морального вреда; 9079 руб. оплаченную при подаче иска государственную пошлину.
Истцы ФИО1,2 поддержали требования в полном объеме.
Ответчик администрация Краснобродского городского округа о слушании дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик департамент строительства Кемеровской области о слушании дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд установил и подтверждается письменными материалами дела, что семья ФИО была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – подпрограмма). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числились в Списках участников подпрограммы под №.
Согласно протоколу № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение об исключении семьи ФИО1 из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ».
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ протокол комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации Краснобродского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении семей из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения Кемеровского областного суда.
ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО восстановлена в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснобродского городского округа в адрес департамента строительства Кемеровской области направлено ходатайство о включении семьи ФИО1 в первоочередном порядке в список семей на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства Кемеровской области (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №) в получении социальной выплаты истцам отказано, данная семья не включена в список молодых семей на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в Приложении № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (далее Правила), на основании списков молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Список молодых семей – участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержден ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности первого заместителя Губернатора Кемеровской области ФИО. Основания для внесения изменений в данный список отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 36 лет, в соответствии с абз. 2 п. 27 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» семья должна быть исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснобродского городского округа в адрес департамента строительства Кемеровской области направлено ходатайство о включении семьи ФИО1 в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, департаментом строительство Кемеровской области (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №) во включении в список истцов отказано.
Основания и условия формирования и ведения очереди на включение участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - подпрограмма) и получения социальной выплаты:
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в Приложении к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее Правила выплат молодой семье)
Молодые семьи могут получить социальные выплаты на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050; п. п. 1, 2 Приложения N 1 к Особенностям, утв. Постановлением N 1050).
Для участия в указанном мероприятии ведомственной целевой программы молодая семья, а также неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и одного или нескольких детей, должна соответствовать следующим требованиям (п. 6 Правил выплат молодой семье):
1) один родитель является гражданином РФ;
2) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия органом власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;
3) молодая семья в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении;
4) у семьи имеются доходы, позволяющие получить кредит, или иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей социальную выплату.
Размер социальной выплаты в зависимости от отсутствия или наличия детей в семье составляет соответственно 30 и 35% расчетной (средней) стоимости жилья (п. 10 Правил выплат молодой семье).
Для получения социальной выплаты, молодая семья должна обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением и необходимыми документами, в частности с документами, подтверждающими признание ее нуждающейся в жилых помещениях и имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо денежные средства для оплаты стоимости жилья сверх предоставляемой социальной выплаты. Решение о признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы принимается в 10-дневный срок со дня представления документов (п. п. 18, 21 Правил выплат молодой семье).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз и удостоверяется именным свидетельством. Оно действует не более семи месяцев с указанной в свидетельстве даты выдачи (п. п. 3, 5, 9 Правил выплат молодой семье).
Порядок формирования и ведения списка кандидатов на получение социальной выплаты:
п. 19. Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы.
п. 21. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
п. 24. Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей -участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 30.01.2019 N 62)
п. 25. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятий ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 30.01.2019 N 62)
п. 26. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2016 N 1562, от 30.12.2017 N1710, от 30.01.2019 N62)
п. 27. После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых изфедерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, (в ред. ПостановленияПравительства РФ от 30.01.2019 N62)
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 14.08.2018 N 940, от 30.01.2019 N62)
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 №738-О-О, от 19.10.2010 № 1333-О-О, от 14.07.2011 № 988-О-О, от 16.07.2013 № 1195-О, от 29.01.2015 № 122-О).
Возможность приобретения истцами субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в периоды исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют действия по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; принимают решение о признании либо об отказе в признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы; формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Краснобродский городской округ в планируемом году.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, в том числе, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент принятия Министерством строительства – Кузбасса (Департаментом строительства Кемеровской области) решения о включении молодой семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Из ответа Министерства строительства Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ согласно соглашений о предоставлении субсидий из бюджета Кемеровской области – Кузбасса бюджету Краснобродского городского округа, заключённых между министерством строительства Кузбасс (ранее департамент строительства) и Краснобродским городским округом в ДД.ММ.ГГГГ годах, Краснобродскому городскому округу была выделена субсидия в следующих размерах: <данные изъяты>
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исполнилось 36 лет, то есть он достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" до утверждения списка претендентов Департаментом, в связи с чем, перестал совместно с членами своей семьи относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Доказательств того, что семья истцовмогла быть включенадепартаментом в списки претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом выделенного финансирования, количества молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке и других обстоятельств, суду не представлено.
Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию, сводный список является в том числе достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в конкретном году, утвержденного приказом департамента.
В силу указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о правомерности исключения семьи истцов из списков участников подпрограммы.
При этом необходимо отметить, что на момент утверждения департаментом списка претендентов лица, включенные в сводный список участников подпрограммы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.
До утверждения соответствующим приказом Департамента списка претендентов на получение социальной выплаты в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО1,2 действующего в своих интересах и интересах <данные изъяты> детей ФИО3,4 к Администрации Краснобродского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых ФИО1,2 действующего в своих интересах и интересах <данные изъяты> детей ФИО3,4 к Администрации Краснобродского городского округа, Департаменту строительства Кемеровской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Полный текст мотивированного решение суда изготовлен02.07.2020.
Судья /подпись/А.С. Щапов