РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №
25 июня 2019г. <адрес>
Судья Буйнакского городского суда РД Вагидов Н.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску специалиста эксперта ГУ-ОПФР по РД в <адрес> к Магомедов А.Р. о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом,
УСТАНОВИЛ:
Специалист эксперт ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным иском на том основании, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В соответствии с пп. «а» п.1 Указа Президента РФ № от 26.02.2013г. «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» за ФИО1 был оформлен уход, как за инвалидом детства. Ухаживающим лицом, согласно поданному заявлению был назначен зарегистрированный в ГУ «Центр занятости населения <адрес>» как безработный, Магомедов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с несвоевременным предоставлением в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> информации о факте трудоустройства Магомедов А.Р., с 01.03.2015г. по 31.12.2017г. образовалась переплата пенсии. Таким образом, сумма выплаченная за выше указанный период времени в размере 159.000руб. была получена Магомедов А.Р. через доставочную организацию. При подачи заявления о назначении пенсии, а также установления ухода за ребенком инвалидом, опекун Магомедов А.Р. обязался в случае трудоустройства или получения пенсии сообщить в пятидневный срок. Ответчику было направлено уведомление с просьбой явиться в ГУ-ОПФР по РД в <адрес> для решения вопроса о переплате компенсационных выплат или добровольного погашения образовавшейся переплаты. Однако, данное уведомление осталось без должного реагирования. В настоящее время за ответчиком числится задолженность в сумме 159.000руб. образовавшаяся в результате неосновательного обогащения по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом (инвалидом – детства).
В своих возражениях на иск Магомедов А.Р. указал, что в соответствии со ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 ст.18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачиваются исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 ст.18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 ст.21 настоящего закона.
В своих возражениях ФИО6 просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с семейными обстоятельствами.
В соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пп.1-2 п.1 которого в качестве одного из видов социальной пенсии, назначаемой по государственному пенсионному обеспечению, названа пенсия инвалидам 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалиды с детства и дети инвалиды.
В соответствии с пп. «а» п.1 Указа Президента РФ № от 26.02.2013г. «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» с ДД.ММ.ГГГГг. установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500руб., другим лицам в размере 1200руб.
В соответствии с пп.З п.1 ст.25 Федерального закона N 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п.2 ч.2 ст. 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно п.5 ст.26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 ст.21 настоящего федерального закона.
В силу п.2 ст.28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч.5 ст.26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ответчик Магомедов А.Р. являлся получателем компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом, назначенному ему с апреля 2014г.
На момент назначения выплаты Магомедов А.Р. нигде не работал, занимался уходом за нетрудоспособным лицом – инвалидом с детства 1 группы ФИО1
В ходе проверки, проведенной УОПФР по <адрес> в <адрес>, было установлено, что с марта 2015 года по ДД.ММ.ГГГГг. Магомедов А.Р. работал, о поступлении на работу территориальный орган пенсионного фонда, осуществляющий его пенсионное обеспечение, он не известил и продолжал незаконно получать компенсационную выплату неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом.
Из материалов дела следует, при обращении с заявлением ответчик был письменно предупрежден об обязанности сообщить, пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение ее выплаты, что подтверждается его собственноручной подписью в заявлении от 15.04.2014г.
Согласно протоколу N149 от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт излишне выплаченных Магомедов А.Р. пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 159.000руб., в связи с тем, что получатель пенсии инвалид с детства в указанный период работал и получал пенсию.
С доводами представителя ГУ-ОПФР по РД в <адрес> ответчик Магомедов А.Р. не согласился и в своих возражениях указал, что с его стороны какие-либо нарушения федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не допущены. А именно, какие-либо недостоверные сведения в пенсионный орган не представлял.
Исследованием документов представленных истцом ГУ-ОПФР по РД в <адрес> установлено, что Магомедов А.Р. получающий с апреля 2014г. пенсию инвалид с детства, осуществляет трудовую деятельность, о чем своевременно не поставил пенсионный орган в известность, несмотря на принятые на себя обязательства извещать органы пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение условий пенсионного обеспечения.
В своих доводах представитель ГУ-ОПФР по РД в <адрес> ссылается на тот факт, что в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, регулирующего основания и порядок осуществления социальной доплаты к пенсии, правовым основанием для производства удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером орган, осуществляющий выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение выплаты.
Тогда как, в положениях пункта 5 ст.26.1 Федерального закона N 400-ФЗ отсутствует нормы, обязывающие пенсионера уведомлять орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение выплаты.
В соответствии с п.5 ст.26.1 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 ст.21 настоящего федерального закона.
Тем самым находят свое подтверждение доводы ответчика Магомедов А.Р. о том, что он не обязан, а вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.
Однако, в исследованных в судебном заседании документах, представленных истцом ГУ-ОПФР по РД в <адрес> отсутствуют заявление Магомедов А.Р. о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности. Также, в исследованных документах не указано место работы и занимаемая должность Магомедов А.Р., а только в иске приводится факт проверки, в результате чего установлено, что с марта 2015 года по ДД.ММ.ГГГГг. Магомедов А.Р. работал, а где именно и на какой должности не указано.
Учитывая, что Магомедов А.Р. не уведомил УОПФР по РД в <адрес> о факте осуществления трудовой деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удержания с него произведенных истцом выплат пенсии. Истец ГУ-ОПФР по РД в <адрес> не представил в суд доказательства его обращения с заявлением в УОПФР по РД в <адрес> о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.
При указанных выше обстоятельствах исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в <адрес> к Магомедов А.Р. о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Вагидов