Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2012 года
Судья Полевского городского суда Свердловской области Лоскутова Н.С., при секретаре Тороповой М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сыстерова Г.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области, с участием третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Полевская центральная городская больница» о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с применением льготного порядка исчисления стажа работы, о назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сыстерова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода работы с "дата изъята" по "дата изъята" с применением льготного порядка исчисления стажа работы, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за назначением пенсии, с "дата изъята"
В обоснование иска истец Сыстерова Г.А. указала, что "дата изъята" обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области от "дата изъята" № в установлении пенсии с даты обращения за назначением пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы. При этом период работы с "дата изъята" по "дата изъята" был включен в специальный трудовой стаж в календарном исчислении. Считает, что указанный период работы подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца, поскольку в указанный период она осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в должности фельдшера в учреждении здравоохранения сельской местности – в фельдшерско-акушерском пункте села Косой Брод города Полевской. В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от "дата изъята" N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", при назначении пенсии до "дата изъята" стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. Полагает, что при включении спорного периода в специальный трудовой стаж с применением льготного порядка исчисления, специального стажа будет достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со дня ее обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с "дата изъята"
В судебном заседании истец Сыстерова Г.А. исковые требования изменила, просит зачесть в специальный трудовой стаж с применением льготного порядка исчисления периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером фельдшерско-акушерского пункта с.К.Брод Полевского горздравотдела (01 год 05 месяцев 11 дней как 01 год 09 месяцев), с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» (02 года 06 месяцев 18 дней как 03 года 02 месяца 07 дней), с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» (01 г. 11 мес. 09 дней как 02 г. 05 мес. 03 дня). Кроме того, зачесть в специальный трудовой стаж период ее работы с "дата изъята" по "дата изъята" заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Полевская центральная городская больница», и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с "дата изъята"
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском ФИО1, действующая по доверенности от "дата изъята", исковые требования Сыстеровой Г.А. признала частично и суду пояснила, что периоды работы истца с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", и с "дата изъята" по "дата изъята" подлежат включению в специальный трудовой стаж в календарном исчислении, поскольку фельдшерско-акушерский пункт села Косой Брод г.Полевской, в котором истец осуществляла свою трудовую деятельность в исследуемые периоды не обладал статусом юридического лица и являлся структурным подразделением МО «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской», не относился к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждением. Против удовлетворения исковых требований Сыстеровой Г.А. о включении в специальный трудовой стаж периода работы последней заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» с "дата изъята" по "дата изъята", не возражает.
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Полевская центральная городская больница», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Заслушав объяснения истца Сыстеровой Г.А., доводы представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п.3 Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Согласно п.1. Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
При определении права на пенсию в рассматриваемом случае суд исходит из Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99 г. N 377, Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.99 г. N 395.
Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, должность фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 N 395 фельдшерско-акушерский пункт отнесен к лечебно-профилактическим учреждениям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается, трудовая деятельность истца до"дата изъята" осуществлялась в сельской местности: с "дата изъята" По "дата изъята" фельдшером фельдшерско-акушерского пункта села Косой Брод Полевского горздравотдела – 01 год 09 мес. 21 день, с "дата изъята" По "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» - 03 года 02 месяца 07 дней, с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» 02 года 05 месяцев 03 дня.
При этом как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем или иным работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании установлено, что фельдшерско - акушерский пункт по месту работы истца в спорный период являлся с 1993 г. структурным подразделением Полевского городского отдела здравоохранения, с 1995 МУ «Управления здравоохранения» администрации МО «Город Полевской», был организован в сельском населенном пункте Косой Брод города Полевской, был предназначен для оказания первичной медицинской помощи населению, и с учетом целей, задач, а также направлений своей деятельности соответствовал лечебно-профилактическим учреждением.
Само по себе то обстоятельство, что фельдшерско - акушерский пункт села Косой Брод города Полевской в спорный период являлся структурным подразделением муниципального учреждения – городского отдела здравоохранения, управления здравоохранения администрации, и не имел статуса юридического лица, не может являться основанием для не применения льготного порядка исчисления стажа работы, поскольку действующее законодательство в качестве правового основания для назначения досрочной трудовой пенсии предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Само по себе отсутствие статуса юридического лица у организации, где работала истец, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Судом установлено, что в спорный период истица работала в фельдшерско-акушерском пункте села Косой Брод в должности фельдшера, которая относится к категории среднего медицинского персонала, осуществляла лечебную деятельность, объем и характер которой не отличались от объема и характера работы в учреждениях здравоохранения, поэтому эти периоды должны быть включены в ее специальный стаж с применением льготного порядка его исчисления, в исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, так как работа протекала в сельской местности.
Отказ зачесть данный период работы в специальный стаж с применением льготного порядка его исчисления противоречит конституционным нормам, гарантирующим социальное обеспечение граждан по установленным законом основаниям и равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации (ч. 1 ст. 39, ст. 19 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного исковые требования Сыстеровой Г.А. о включении в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периодов работы с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером фельдшерско-акушерского пункта села Косой Брод Полевского горздравотдела – 01 год 09 мес. 21 день, с "дата изъята" По "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» - 03 года 02 месяца 07 дней, с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» 02 года 05 месяцев 03 дня, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истец Сыстерова Г.А. просит включить в специальный трудовой стаж период работы заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» с "дата изъята" по "дата изъята", и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с "дата изъята"
Представитель истца ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации против удовлетворения исковых требований Сыстеровой Г.А. о включении в специальный трудовой стаж периода работы последней заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» с "дата изъята" по "дата изъята", не возражает. Считает, что при зачете в специальный трудовой стаж спорных периодов работы истца, продолжительность стажа истца будет достаточной для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ранее чем с "дата изъята"
В судебном заседании установлено, что в рассматриваемый период с "дата изъята" по "дата изъята" истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, что подтверждается уточняющей справкой работодателя, копией трудовой книжки истца.
При таких обстоятельствах период работы истца с "дата изъята" по "дата изъята" заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница» подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
С учетом включения спорных периодов в стаж работы истца, специальный стаж на дату, указанную истцом, по состоянию на "дата изъята", составит более 25 лет, что влечет возникновение у истца с указанной даты права на назначение досрочной пенсии.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сыстерова Г.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с применением льготного порядка исчисления стажа работы, о назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области включить Сыстеровой Г.А. в специальный трудовой стаж, дающий в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером фельдшерско-акушерского пункта села Косой Брод Полевского горздравотдела – 01 год 09 мес. 21 день, с "дата изъята" По "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» - 03 года 02 месяца 07 дней, с "дата изъята" по "дата изъята" фельдшером МУ «Управление здравоохранения» администрации МО «Город Полевской» 02 года 05 месяцев 03 дня с "дата изъята" по "дата изъята" заведующим фельдшерско-акушерского пункта – фельдшером села Косой Брод Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница», и назначить Сыстеровой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с "дата изъята".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено "дата изъята".
Судья