Дело № 2-10096/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации17 декабря 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
В составе:
Председательствующего судьи Бреславцевой И.А.
С участием:
Представителя истца Юрченко Е.А. – Ковалева Ю.С. по доверенности,
Представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Сластеновой С.В. по доверенности,
При секретаре Арутюнян В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Юрченко Е.А. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Юрченко Е.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что дата Юрченко Е.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив документы, необходимые для назначения страховой пенсии по старости до достижения возраста 55 лет как работнику, достигшему 50 лет, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеющему страховой стаж не менее 20 лет.
Решением Государственного учреждения - Управлением пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края № от дата истцу Юрченко Е.А. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование отказа в назначении страховой пенсии по старости Ответчиком было указано, что занятость на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, предусмотренная Списком № 2 раздела XXXIII «Общие профессии» Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" для профессии «маляр» в предоставленных справках отсутствует, а периоды работы по профессии «маляр» с дата по дата и с дата по дата не могут быть засчитаны в стаж работы с тяжелыми условиями труда, так как документально не подтверждена занятость, предусмотренная Списком № 2.
Считает вышеуказанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим право истца Юрченко Е.А. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку на дату представления в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю документов для назначения пенсии по старости ей исполнилось 50 лет, страховой стаж составлял более 20 лет, а общая продолжительность работы по профессии маляра – более 10 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и пункту 11 Порядка подсчета и подтверждения страхового (в том числе и льготного) трудового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г. периоды работы до регистрации гражданина в органах Пенсионного фонда в качестве застрахованного лица подтверждаются записями в трудовой книжке.
Согласно записям в трудовой книжке №, дата Истец принята в СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» маляром 2 разряда, приказом 161 от дата ей был присвоен 3 разряд маляра. дата в связи с ликвидацией СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» переведена в СМУ-4 «СХС» маляром 3 разряда. дата присвоен 4 разряд маляра. На основании распоряжения ТСК «Ставропольской» 416/6 от дата, трест «СХС» реорганизован в СПА «Невинномысскстрой». дата Истец уволена по собственному желанию.
В записях трудовой книжки не содержится сведений о том, что профессию маляра истец Юрченко Е.А. занимала по совместительству, что свидетельствует о работе по профессии маляра, как по основному месту работы, а, следовательно, в режиме полного рабочего дня.
Предоставить уточняющие справки с места работы об использовании малярами веществ не ниже 3 класса опасности не представляется возможным в силу того, что предприятия ликвидированы и сняты с учета, а в Архивном отделе Администрации города Невинномысска не имеется сведений, подтверждающих факт работы маляров «Ставропольхимстрой», «Ставропольстрой», «Невинномысскстрой» с веществами не ниже 3 класса опасности.
Ликвидация организации и не сохранность в связи с этим документов не является виной истца и не должна отражаться на возможности включения данного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В период трудовой деятельности в указанной должности Истец в течение полного рабочего дня выполняла работы, перечисленные в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих», выполняемые на должности маляра 3 и 4 разряда, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, а именно: окрашивание поверхностей сухими порошками, различными красками и лаками в несколько тонов, шлифование, лакирование, полирование, шпаклевание, грунтование и проолифливание их ручным и механизированным инструментом.
В период своей работы маляром истец Юрченко Е.А. использовала щелочи, растворители, нитрокраски, которые являются вредными и легковоспламеняющимися веществами не ниже 3 класса опасности.
Как правило, работы осуществлялись в закрытых, непроветриваемых помещениях.
За работу с вредными условиями труда малярам выдавали молоко, а также специальное лечебно-профилактическое питание.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 утвержден список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах и работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость, на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. К данной категории относится и должность маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII, позиция -23200000-13450).
Перечень приведенных в Списке наименований профессий не является закрытым, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, нарушается гарантированное Конституцией РФ равное право граждан на получение пенсии.
В соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В соответствии с Конституцией РФ обязанностью государства является признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.
Обязанность государства в сфере пенсионного обеспечения лиц означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретенных прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
Просит суд включить в стаж работы Юрченко Е.А. с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности: с дата по дата год и с дата по дата год.
Также просит суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края назначить Юрченко Е.А. страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения за ней, то есть с дата.
В судебное заседание истец Юрченко Е.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Юрченко Е.А. – Ковалев Ю.С. по доверенности заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК – Сластенова С.В. по доверенности заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Чеботаева Л.А. показала, что в спорные периоды времени она работала в должности бригадира, а истец Юрченко Е.А. – в должности маляра, в течение полного рабочего дня с тяжелыми условиями труда.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Козлова И.Н. показала, что в спорные периоды времени она вместе с истцом Юрченко Е.А. работали в должности маляра в течение полного рабочего дня с тяжелыми условиями труда.
Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина, а статья 115 Конституции РФ указывает, что Правительство РФ издаёт постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание Постановления правительства №781 не сможет служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
Право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если женщины проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Так, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 30, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 30 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В судебном заседании установлено, что истец Юрченко Е.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», как лицо, проработавшее на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно решению № об отказе в досрочном назначении истцу Юрченко Е.А. трудовой пенсии по старости, вынесенного дата Государственным учреждением Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края, следует, что поводом для отказа послужило отсутствие требуемого стажа 10 лет работы с тяжелыми условиями труда, дающего право на назначение такой пенсии.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом по выбору застрахованных лиц для учета периодов выполнения соответствующих работ, предусмотренных Списком (1956 г.), имевших место до 1 января 1992 г., применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, ПО, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Такие же нормы содержались и в ранее действовавшем «Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, в котором указано, что «трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 за периоды работы до и после 01.01.1992 (Список (1991 г.)).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 № 239 за время работы до 01.01.1992 также может применяться и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (Список (1956 г.)).
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждена: страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы периоды иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательной пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуальной (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов выдаваемых работодателями или соответствующими государственным (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательство Российской Федерации.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, либо отсутствуют сведения об отдельны периодах работы, периоды работы подтверждаются соответствующим документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Юрченко Е.А. – дата.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно Списку № 2 (1956 год) раздела XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются маляры при работе с нитрокрасками.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 (1991г.) раздела ХХХIII «Общие профессии», приобретают маляры, если они заняты на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Из искового заявления следует, что ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю истцу Юрченко Е.А. с период страхового стража с тяжелыми условиями труда не засчитаны периоды работы в СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» с дата по дата по профессии «маляр» и в СМУ-4 ОАО «Невинномысскстрой» с дата по дата по профессии «маляр», поскольку занятость предусмотренная Списком № 2 для данной профессии в справках отсутствует.
Согласно записям в трудовой книжке № от дата, дата истец Юрченко Е.А. принята в СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» маляром 2 разряда. Приказом № от дата ей был присвоен 3 разряд маляра. дата в связи с ликвидацией СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» она переведена в СМУ-4 «СХС» маляром 3 разряда. дата ей присвоен 4 разряд маляра. На основании распоряжения ТСК «Ставропольской» № от дата трест «СХС» реорганизован в СПА «Невинномысскстрой». дата истец Юрченко Е.А. уволена по собственному желанию.
Из пояснений истицы следует, что предоставить в суд уточняющие справки с места работы об использовании малярами веществ не ниже 3 класса опасности не представляется возможным в силу того, что предприятия ликвидированы и сняты с учета, а в Архивном отделе Администрации города Невинномысска не имеется сведений, подтверждающих факт работы маляров «Ставропольхимстрой», «Ставропольстрой», «Невинномысскстрой» с веществами не ниже 3 класса опасности.
Однако, из материалов дела и показаний свидетелей следует, что в указанные периоды истец Юрченко Е.А. работала полный рабочий день с тяжелыми условиями труда на должности «маляр». Сведений о том, что истица Юрченко Е.А. работала в указанные периоды по совместительству, в записях ее трудовой книжки отсутствуют.
Также судом установлено, что в период трудовой деятельности в указанной должности истец Юрченко Е.А. в течение полного рабочего дня выполняла работы, перечисленные в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих», выполняемые на должности маляра 3 и 4 разряда, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, а именно: окрашивание поверхностей сухими порошками, различными красками и лаками в несколько тонов, шлифование, лакирование, полирование, шпаклевание, грунтование и проолифливание их ручным и механизированным инструментом.
В период своей работы маляром истец Юрченко Е.А. использовала щелочи, растворители, нитрокраски, которые являются вредными и легковоспламеняющимися веществами не ниже 3 класса опасности.
Как правило, работы осуществлялись в закрытых, непроветриваемых помещениях. За работу с вредными условиями труда малярам выдавали молоко, а также специальное лечебно-профилактическое питание.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 - П указывается, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустим, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть по сути взаимообусловлены.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ (ч.1 и ч.2) все равны перед Законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения и других обстоятельств.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 утвержден список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах и работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость, на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. К данной категории относится и должность маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (раздел XXXIII, позиция - 23200000-13450).
Перечень приведенных в Списке наименований профессий не является закрытым, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, нарушается гарантированное Конституцией РФ равное право граждан на получение пенсии.
Суд полагает необходимым отметить, что условия, содержание и характер работы истца Юрченко Е.А. как маляра в «Ставропольхимстрой», «Ставропольстрой», «Невинномысскстрой» не отличаются от работы маляра в иных учреждениях.
Следовательно, суд считает необоснованным отказ ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК и полагает необходимым включить вышеуказанные периоды работы в качестве маляра в специальный стаж работы истца Юрченко Е.А. с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, отказ ответчика ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Юрченко Е.А. не соответствует обстоятельствам дела, ущемляет права и подлежит оспариванию с учетом разъяснений пункта п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г.№25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Статьей 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Из данного закона не следует, что Правительство России наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Статьи Трудового Кодекса Российской Федерации регулируют трудовые отношения всех работников, что соответствует конституционным принципам иной защиты всех форм собственности.
Конституционный суд РФ от 03.07.2004 подчеркнул, что «в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующую защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо всего прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».
Кроме того в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях" периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статья 55 (п.2) Конституции РФ определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 115 Конституции Российской Федерации указывает, что Правительство РФ издает постановления на основе и во исполнение Конституции РФ и Федеральных законов. В связи с этим издание постановлений Правительства №463, №1067, №781 не может служить основанием и трактоваться в сторону ограничения установленных законом прав граждан.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым засчитать вышеуказанные периоды в стаж работы истца Юрченко Е.А., дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Юрченко Е.А. о признании права на досрочное начисление ей пенсии на льготных условиях в соответствии с пункта 2 части 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с момента возникновения права, то есть с дата, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юрченко Е.А. к ГУ УПФ РФ по г. Ставрополю СК о досрочном назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.
Признать за Юрченко Е.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Включить в страховой стаж Юрченко Е.А. следующие периоды работы с тяжелыми условиями труда:
- с дата по дата в СМУ-3 треста «Ставропольхимстрой» в должности «маляр»,
- с дата по дата в СМУ-4 ОАО «Невинномысскстрой» в должности «маляр».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края назначить Юрченко Е.А. в соответствии с пункта 2 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» досрочную пенсию на льготных условиях с момента возникновения права, то есть с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.А. Бреславцева