РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-3317/2016
г. Тюмень 07 апреля 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием истца Пустарнакова С.А.,
представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени Крымовой Т.Е., действующей на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Департамента социального развития Тюменской области Садовской Т.Д., действующей на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Главное управление строительства Тюменской области Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3317/2016 по исковому заявлению Пустарнакова С.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о признании права на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Пустарнаков С.А. обратился в суд с иском к ответчикам с требованиями о признании за ним права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета, предусмотренной п.3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах»; об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени признать статус – ветеран боевых действий, включить в список граждан, постоянно проживающих в Тюменской области категорий граждан, указанных в статьях 14,16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, утверждают их своим решением и представляют в Департамент социального развития Тюменской области и предоставить данный список в Департамент социального развития Тюменской области; об обязании Департамента социального развития Тюменской области включить истца в сводный список (реестр) граждан постоянно проживающих в Тюменской области категорий граждан, указанных в статьях 14,16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, согласно дате постановки на учет органами местного самоуправления – с 08 апреля 2014 года.; об обязании Главное управление строительства Тюменской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности. Требование мотивировано тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец в составе в/ч № участвовал в проведении контртеррористических операции на территории Северо – Кавказского региона РФ, при этом в течении 65 дней фактически участвовал в боевых действиях. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стрелка – санитара проходил военную службу в составе ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на территории СКР. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, под № (2) в общем списке №, в первоочередном списке № (Чечня). ДД.ММ.ГГГГ истец получил информацию о том, что в списке по категории частник боевых действий в Чеченской республике на ДД.ММ.ГГГГ он стоит под №. С решением о присвоении ему статуса участника боевых действий не согласен, поскольку полагает, что в соответствии с ФЗ «О ветеранах» его статус – ветеран боевых действий. Ему было разъяснено, что законные основания на получение меры социальной поддержки отсутствуют, поскольку льготой могут воспользоваться ветераны боевых действий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как истец такое удостоверение получил лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Пустарнаков С.А. в судебном заседании свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени Крымова Т.Е. с требованиями Пустарнакова С.А. не согласилась, просила в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Садовская Т.Д. просила отказать в удовлетворении требований Пустарнакова С.А., поскольку реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов, поскольку удостоверение ветерана боевых действий выдано ДД.ММ.ГГГГ, предоставить ему меру социальной поддержки не представляется возможным.
Представитель ответчика Главное управление строительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю. не согласилась с требованиями истца, просила отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в частности пояснила, что поскольку удостоверение ветерана боевых действий получено истцом только ДД.ММ.ГГГГ, право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем у него возникло с указанного времени.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования Пустарнакова С.А. частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из военного билета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пустарнаков С.А. в составе в/ч № участвовал в проведении контртеррористических операции на территории Северо – Кавказского региона РФ, при этом в течении 65 дней фактически участвовал в боевых действиях. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стрелка – санитара проходил военную службу в составе ОГВ(с) по проведению контртеррористических операций на территории СКР (л.д.9-19).
ДД.ММ.ГГГГ Пустарнакову С.А. выдано удостоверение «Ветеран боевых действий».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени Пустарнаков С.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, под № (2) в общем списке №, в первоочередном списке № (Чечня) (л.д. 24).
Согласно письма Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, номер очереди Пустарнакова С.А. в едином списке граждан – №; в списке по категории участник боевых действий в Чеченской Республике – 51 (л.д. 21).
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области имеют следующие граждане, постоянно проживающие в Тюменской области не менее 5 лет, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеранах".
В силу ст. 12 указанного закона, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений или относящиеся к категориям, установленным в части второй статьи 7 настоящего Закона.
В соответствии с положением статьи 28 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", а редакции действующей на январь 2004 года предусматривалось, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Указанная статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривала, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся: "военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с ДД.ММ.ГГГГ года (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 года).
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ года отнесено законом к боевым действиям.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец участвовал в проведении контртеррористических операции на территории Северо – Кавказского региона РФ, при этом в течении 65 дней фактически участвовал в боевых действиях, следовательно в силу закона он является ветераном боевых действий, следовательно имел право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика Главное управления строительства Тюменской области Сергеенкова Л.Ю. указала, что Пустарнаков С.А. не мог быть включен в первоочередной список, поскольку удостоверение ветерана боевых действий было им получено лишь ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на момент принятия его на учет статус ветерана боевых действий у него отсутствовал.
Действительно, данное требование (предоставление удостоверения единого образца) закреплено законом, однако ДД.ММ.ГГГГ Пустарнаков С.А. все – таки был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в льготную очередь по категории «участники боевых действий». Никаких документов, подтверждающих снятие его с учета по категории «участники боевых действий» суду не представлено.
Установить на основании каких документов Пустарнаков С.А. был поставлен на учет в первоочередной список, в судебном заседании не представилось возможным.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с пп. 3.3 п. 3 Приказа МВД РФ от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" подтверждающими документами для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, являются выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Суд полагает, что невозможность своевременного получения удостоверения ветерана боевых действий не может влиять на приобретенный в силу закона статус.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента имущественных отношений Крымова Т.Е. пояснила, что категория «участник боевых действий» относится к категории ветеранов боевых действий и отдельного признания статуса боевых действий за Пустарнаковым С.А. не требуется.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что истец, являясь ветераном боевых действий, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в тот период, когда действовали положения ст. 16 Закона "О ветеранах" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ), следует признать, что он имел право на меры социальной защиты, изложенные в указанной норме.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требования истца в части признании за ним права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета, предусмотренной п.3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189 –ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В силу положений ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, определенных Федеральным законом, постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 года № 193 –п утверждено «Положение о мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и до 01 марта 2005 года», из пункта 2 которого следует, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в отношении: постоянно проживающих в Тюменской области граждан, указанных в статьях 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в пункте 2 Положения, осуществляются в форме предоставления указанным гражданам социальных выплат на приобретение жилья в собственность (пункт 3). Финансирование расходов на предоставление социальных выплат осуществляется за счет субвенций, выделяемых на эти цели бюджету Тюменской области из федерального бюджета (пункт 4). Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты, которое является именным документом, удостоверяющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья (пункт 5). Формирование списков принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) (пункт 9). Для получения социальной выплаты гражданин, имеющий право на соответствующую меру социальной поддержки, или законный представитель, или представитель по доверенности от его имени представляет в орган местного самоуправления следующие документы: заявление о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению…(пункт 10). Органы местного самоуправления до 1 октября года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению, утверждают их своим решением и представляют в департамент социального развития Тюменской области (пункт 14). В целях формирования сводного списка граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, на получение социальной выплаты (далее - сводный список) Департамент социального развития Тюменской области в срок до 1 ноября года, предшествующего планируемому году, осуществляет сверку списков, представленных органами местного самоуправления, с данными федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой эти граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, с учетом даты возникновения у граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьями 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 15).
Таким образом, поскольку за истцом признано право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, а в силу пункта 2 Положения указанные меры осуществляются в форме предоставления указанным гражданам социальных выплат на приобретение жилья в собственность, суд считает возможным удовлетворить требования истца в части обязания Главное управления строительства Тюменской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности, после соблюдения истцом процедуры, предусмотренной пунктом 10 Положения о мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года и до 01 марта 2005 года».
Учитывая, что пунктом 10 Положения предусмотрен заявительный характер, а в судебном заседании установлено, что с заявлением установленного образца о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность истец в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени не обращался, оснований для удовлетворения требований истца в части об обязании Департамента социального развития Тюменской области включить истца в сводный список (реестр) граждан постоянно проживающих в Тюменской области категорий граждан, указанных в статьях 14,16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, не имеется.
Поскольку процедура формирования сводного списка граждан Департаментом социального развития Тюменской области предусмотрена указанным положением, оснований для возложения обязанности на Департамент социального развития Тюменской области по включению истца в сводный список (реестр) граждан судом не усмотрено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Пустарнакова С.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени, Департаменту социального развития Тюменской области, Главному управлению строительства Тюменской области о признании права на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, удовлетворить частично.
Признать за Пустарнаковым С.А. право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета, предусмотренной п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2016 года.
Судья Е.А. Гарипова