Дело №
24RS0№-42
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 мая 2019 года Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кеуш С.Ю.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> к ИП Павлову ФИО9 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования <адрес> обратилось в суд с иском к ИП ФИО2, в котором просит: признать незаконной деятельность ИП ФИО2 по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника – производственной площадки, на которой осуществляется сжигание древесного топлива в углевыжигательных печах, расположенной по адресу: <адрес> «б»; прекратить деятельность в части эксплуатации стационарного источника до получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
Требования мотивированы тем, что Министерством экологии и рационального природопользования <адрес> в ходе проведения рейдового осмотра ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> «б» выявлен стационарный источник выбросов – производственная площадка, на которой осуществляется сжигание древесного топлива в углевыжигательных печах, эксплуатируемых ИП ФИО2 в производственных целях. Министерством установлен факт выбросов данными котлоагрегатами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако соответствующее разрешение на выброс вредных веществ ответчиком не получено, что является нарушением требований природоохранного законодательства
В судебное заседание стороны не явились. Представитель истца направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик уважительных причин неявки суду не сообщил, извещен надлежащим образом по указанному в деле адресу фактического места жительства, от получения заказной корреспонденции уклонился, в результате чего почтовый конверт с извещением возвращен в суд по истечении срока хранения и помещен в материалы настоящего гражданского дела.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 3 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в качестве одно из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха предусматривает обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Под вредным (загрязняющим) веществом статьей 1 названного Федерального закона понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В целях регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, принят Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Исходя из п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован МИФНС № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП №, ИНН №), основной вид деятельности: работы столярные и плотничные.
Как установлено вступившим в законную силу постановлением Емельяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной главным специалистом государственным инспектором отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов <адрес> ФИО6 в отношении ИП ФИО2 по адресу: <адрес>Б, выявлены нарушения требований природоохранного законодательства а именно: установлено, что ИП ФИО2 осуществляет предпринимательскую, деятельность, связанную с изготовлением строительных материалов из дерева, в ходе которой образуются отходы, которые ИП ФИО2 решил перерабатывать в древесный уголь посредством обжига древесного угля. С этой целью ИП ФИО2 на арендованной им территории по адресу: <адрес>Б, были установлены две углевыжигательные печи кустарного производства для изготовления древесного угля для гриля, мангала, барбекю. Печи оборудованы дымовыми трубами, данные печи состоят из камер сгорания, работающих посредством сжигания древесного топлива (березовые чурки, горбыль) На вышеуказанной территории расположено древесное топливо, являющееся сырьем для производства древесного угля, также на территории находился фасованный уголь в мешках. В соответствии с Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, утвержденной председателем Государственного комитета по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, от сжигания угля или древесного топлива образуются: оксиды азота (оксид и диоксид азота), диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы. Вещества, образующиеся при сжигании угля или древесного топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал а час, а именно; диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, твердые частицы включены в Перечень загрязняющих веществ в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 08.07,2015 №-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». ИП ФИО2 не получено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на производственную площадку, расположенную по адресу: <адрес>Б. В соответствии с ч.l, ч.5 ст.14, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ; при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ. При сжигании древесного топлива в углевыжигательных печах, эксплуатируемых ИП ФИО2, происходит выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Таким образом, в деятельности ИП ФИО2 выявлено нарушение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, выраженное а выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на нею без специального разрешения. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее-разрешение), указанное разрешение у ИП ФИО2 отсутствует. По результатам рассмотрения дела, судом постановлено: «Признать индивидуального предпринимателя ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.l ст.821 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток, запретить индивидуальному предпринимателю ФИО3 осуществлять эксплуатацию углевыжигательных печей, находящихся по адресу: <адрес>Б, на установленный срок; с исчислением срока административного приостановления деятельности со дня временного запрета деятельности, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года».
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды нарушает предусмотренное Конституцией РФ и Федеральными законами право неограниченного круга граждан на благоприятную окружающую среду и угрожает причинением им вреда, в связи с чем, применение такой меры, как приостановление эксплуатации источника выбросов вредных веществ до получения соответствующего разрешения обусловлено характером допущенных нарушений и соразмерно степени нарушенного права.
Доказательств, опровергающих факт выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ посредством углевыжигательных печей по указанному выше адресу, равно как и устранение ответчиком нарушений законодательства, последним в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не были представлены.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт нарушения ответчиком законодательства об охране окружающей среды, поэтому приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконной деятельности ИП ФИО2 по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника – углевыжигательные печи по адресу <адрес>Б, и о приостановлении эксплуатации стационарного источника, расположенного по указанному адресу, до получения разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец, являющийся органом государственной власти, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 300 руб. (на основании пп. 3 п.1 ст.333.19).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> удовлетворить.
Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Павлова ФИО10 (ИНН №) по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации стационарного источника – углевыжигательных печей, расположенных по адресу: <адрес>Б.
Приостановить эксплуатацию стационарного источника – углевыжигательных печей, находящихся по адресу: <адрес>Б, до получения индивидуальным предпринимателем Павловым ФИО11
Взыскать с индивидуального предпринимателя Павлова ФИО12 (ИНН №) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Советский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Председательствующий С.Ю. Кеуш
Мотивированное решение изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ю. Кеуш