Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1554/2012 ~ М-1718/2012 от 11.09.2012

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2012 года

Дело № 2-1554/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Койпиш В.В.

при секретаре Логиновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковая часть 77940 к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор - войсковая часть 77940 в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – ОАО «РЭУ») о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В обоснование иска указал, что Военной прокуратурой – войсковая часть 77940 проведена прокурорская проверка исполнения должностными лицами филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Мурманский» исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на котельной инв. № 14 военного городка № 47 п. Ревда-3 Мурманской области (далее – котельная № 14).

В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115оС.

Проведенной проверкой установлено, что в котельной № 14 установлено 3 котла марки ДКВР 10/13 (стационарные зав. №№ 201372, 201309, 7420), предназначенных для подачи пара в систему отопления, а также на разогрев мазута при сливе, его хранении и на распыление мазута в горелки котлов.

Также котельная имеет кирпичную дымовую промышленную трубу Н=30м, проект № 907-2-193, введенную в эксплуатацию в 1977 году.

Учитывая, что котельная № 14 использует оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа с температурой нагревания воды выше 115оС, она относится к категории опасных производственных объектов.

В работе находится паровой котел № 2 марки ДКВР 10/13 рег. № С-Б-116, 2001 года изготовления. В резерве находится котел № 1 марки ДКВР 10/13, 2000 года изготовления. Котел № 3 1974 г.в. не эксплуатируется в связи с необходимостью проведения ремонтных работ: замены предохранительных клапанов, замены газо-мазутной горелки, капитальный ремонт КИПиА, замены запорных арматур.

Температурным графиком установлены параметры теплоносителя на выходе из источника теплоты котельной № 14 в зависимости от температуры наружного воздуха в диапазоне 95-70 градусов по Цельсию. Расчетные суммарные расходы теплоты по видам теплопотребления установлены 5,393 Гкал/ч (согласно техническому отчету ПО «Энергоспецмонтаж» № 136/90 от 1990). Паспортными данными установлена производительность трех котлов марки ДКВР 10/13 – 10 т/ч, расчетное давление 13 кгс/см кв., давление в барабане рабочего котла на момент осмотра – 10 кгс/см кв.

2 октября 2007 года по результатам обследования ООО «ИДЦ Технология» на эксплуатацию дымовой трубы котельной № 14 наложен запрет.

15 мая 2012 года результатом аналогичных мероприятий, комиссионно реализованных военной прокуратурой – войсковая часть 77940 с участием специалиста Ростехнадзора, явилась составленная последним справка № 01-1-12-ОЗП о необходимости запрещения дальнейшей эксплуатации котельной и ее составляющих.

Помимо выявленных неисправностей технических устройств, узлов и агрегатов, влекущих при дальнейшей эксплуатации котельной техногенные катастрофы (предохранительные клапана, датчики контроля пламени, экранные и конвективные трубы, КИП и А, изоляция барабанов котлоагрегатов, деаэраторы, кирпичная кладка здания, тепловых сетей, дымовой трубы и т.д.), установлено, что должностными лицами филиала требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не выполняются и игнорируются.

В результате этого, в нарушение ст.ст. 2, 9 и 13 Закона, положений «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» технические устройства котельной (котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды) установленным порядком не зарегистрированы, отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов, производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется.

Кроме того, теплотрасса жилой зоны протяженностью 4647 метров (в две нити) от котельной до жилых объектов гарнизона (четыре жилых дома на 210 квартир, казарма на 150 человек, комплексные административные здания) находится в аварийном состоянии.

По всей длине теплотрассы наблюдается перелом всех опор при входе в грунт и частичное или полное падения теплотрассы с опор.

В ходе осмотра теплотрассы 12 июля 2012 года обнаружено дальнейшее ее проседание на страхующие опоры, нарушение теплоизоляции трубопровода, неудовлетворительное состояние лотков.

Изложенные факты в период предстоящего отопительного сезона 2012-2013 гг. могут повлечь полное падение теплотрассы с опор и ее разрушение и, как следствие, создание чрезвычайной ситуации.

20.07.2010 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – ОАО «РЭУ») заключен государственный контракт № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации со сроком действия до 30.06.2011 года включительно. Условия названного государственного контракта распространялись, в том числе, на деятельность котельной № 14.

В соответствии с п. 1.3 государственного контракта № 1-ТХ от 20.07.2010 услуги ОАО «РЭУ» включали в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства и оказанию услуг; организацию технической эксплуатации и технического обслуживания принятых коммунальных объектов и инфраструктуры в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации соответствующих объектов и инфраструктуры, включая проведение текущего ремонта, а в случае необходимости аварийно-ремонтных работ коммунального комплекса; соблюдение всех требований к техническому и санитарному содержанию, в том числе проведение необходимой модернизации и переоснащения, соблюдение пожарной безопасности объектов коммунального хозяйства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании акта приема-передачи № 109/5 от 28.10.2010 года и № 323/5 от 28.10.2010 года о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей котельная № 14 принята филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» в эксплуатацию.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года № 643-р ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1074-р установлено, что на срок действия государственных контрактов в ОАО «РЭУ» в установленном порядке подлежат передаче на праве безвозмездного пользования объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.

14.07.2011 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «РЭУ» на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации заключен государственный контракт № 2-ТХ со сроком действия с 01.07.2011 года до 31.12.2012 года.

Во исполнение обязательств вышеназванного государственного контракта филиал «Мурманский» ОАО «РЭУ» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов Минобороны России (войсковой части 63976 пос. Ревда-3), расположенных в п. Ревда-3 Мурманской области, осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – котельной № 14.

ОАО «РЭУ» как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно п. 5 ст. 7, ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Пунктами 10.2, 14.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.06.2003 № 88 (далее – ПБ 10-574-03) установлено, что если при обследовании находящихся в эксплуатации котлов будут выявлены дефекты или нарушения правил, угрожающие безопасности, а также, если истек срок очередного освидетельствования или отсутствует назначенное в установленном настоящими правилами порядке лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, или неисправна автоматика безопасности, аварийная сигнализация, то эксплуатация котла должна быть запрещена.

В сентябре 2007 года экспертной организацией ООО «ИДЦ Технология» проведена экспертиза технического состояния кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект 907-2-193 котельной № 14, по результатам которой составлено заключение экспертизы, согласованное с отделом государственного технического надзора Северного флота Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно заключению экспертной организации общее техническое состояние дымовой трубы оценено как не работоспособное (аварийное) – возможна потеря несущей способности основных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию.

Несмотря на то, что срок действия заключения истек, до настоящего времени экспертное обследование дымовой трубы в нарушение требований главы IV Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 03.12.2001 № 56 (шифр ПБ 03-445-02), не проведено.

Ремонтные работы по устранению неисправностей, указанных в экспертном заключении, до настоящего времени не выполнены.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по ремонту оборудования котельной инв. № 14 военного городка № 47 пос. Ревда-3 Мурманской области создает реальную угрозу остановки оборудования, возникновения аварий на эксплуатируемых объектах и чрезвычайных ситуаций в период отопительного сезона, а также нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей услуг.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении».

При этом, ст. 2 названного Федерального закона определено, что потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Ссылаясь на положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона «О теплоснабжении», указав, что ненадлежащее исполнение обязанностей по ремонту оборудования котельной инв. № 14 военного городка № 47 п. Ревда-з создает реальную угрозу остановки оборудования, возникновения аварий на эксплуатируемых объектах и чрезвычайных ситуаций в период отопительного сезона, а также нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей услуг просил обязать ответчика выполнить требования законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт 3 котлов марки ДКВР 10/13 (стационарные зав. № № 201372, 201309, 7420) котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3);

- в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект № 907-2-193 котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3).

- в срок до 15 ноября 2012 года провести экспертизу промышленной безопасности 3 (трех) котлов марки ДКВР 10/13 (стационарные зав. №№ 201372, 201309, 7420) и промышленной дымовой трубы Н=30м. котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3);

- в срок до 15 ноября 2012 года произвести ремонт (замену) теплотрассы протяженностью 4647 метров между домами № 1 и 2, ремонт (замену) плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры указанной теплотрассы военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3).

В судебном заседании 26.09.2012 представитель истца Волков И.С. в целом поддержал иск по доводам, приведенным в исковом заявлении. С учетом пояснений, данных в судебном заседании представителем ответчика - ОАО «РЭУ» и третьего лица - филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» Кутепова С.В., уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил обязать ответчика в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект № 907-2-193 котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3);

в срок до 15 ноября 2012 года провести экспертизу промышленной безопасности промышленной дымовой трубы Н=30м, котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3);

в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт теплотрассы протяженностью 4647 метров между домами № 1 т 2, ремонт плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры указанной теплотрассы военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3), а также взыскать с ОАО «РЭУ» государственную пошлину.

Не возражал против установления более длительного срока для производства экспертизы промышленной дымовой трубы, ремонта опор теплотрассы, а также установки теплотрассы на указанные опоры.

От требований провести ремонт трех котлов марки ДКВР 10/13 (стационарные зав. № 201372, 201309, 7420) котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3) отказался, в связи с чем определением суда дело в данной части прекращено.

Представитель ответчика - ОАО «РЭУ» и третьего лица – филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» Кутепов С.В. в письменном мнении по иску, а также в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

В обоснование возражений, а также в письменном мнении по иску указал, что ОАО «РЭУ» осуществляет свою деятельность по обеспечению теплоснабжения объектов Минобороны России с 01 июля 2011 года на основании Государственного контракта № 2-ТХ от 14.07.2011г.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ 643-р от 15.04.2011г. ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Министерству обороны России организаций.

В целях исполнения указанной функции, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1074-р от 29.06.2011г., Приказом Минобороны РФ № 1510 от 31.08.2011г. «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» и Договором безвозмездного пользования № 29 от 07.10.2011г., заключенным между ОАО «РЭУ» и ГУ 1967 ОМИС. ОАО «РЭУ» в пятидневный срок должно было быть передано имущество в состоянии, соответствующем условиям Договора и его назначению, а так же со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (пункт 3.1.7 Договора от 07.10.201 1 г. № 29). в том числе котельные инв. №14 военного городка № 47 с инженерными сетями, расположенными в п.Ревда-3 Мурманской области.

При этом, в нарушение п. 3.1.1, 3.1.7 Договора № 29 от 07.10.2011г. «Ссудодателем» котельная инв. № 14 в военном городке 47 с инженерными сетями в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» не передана.

Государственный контракт от 20.07.2010 г. № 1-ТХ закончил своё действие 30.06.2011 года.

В соответствии с п. 3.3 Договора № 29 от 07.10.2011г. капитальный ремонт осуществляется в соответствии с программами капитального ремонта теплогенерирующего оборудования (объектов теплоэнергетики) Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время между Министерством обороны РФ и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» заключен государственный контракт от 27.12.2011 г. № ДГЗ-КР-2/2011 на капитальный ремонт теплогенерирующих объектов, в том числе котельной инв. № 14 в военном городке 47 п.Ревда-3 со сроком исполнения 25.10.2012 года.

В соответствии с п.п. 3 п. б раздела XVII приложения 8 к постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 г. № 279 замена теплотрассы относится к работам капитального ремонта.

В соответствии с п. 11 раздела XX приложения 8 к постановлению Госстроя СССР от 29.12.1973 г. № 279 ремонт дымовой трубы относится к работам капитального ремонта.

Порядок организации капитального ремонта объектов Министерства обороны РФ определён Алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, утверждённым Начальником Генерального штаба ВС РФ 19.12.2011 года.

Кроме того, в соответствии с п. 10.2.23 раздела 10.2 Г1Б 10-574-03, срок проведения первичной экспертизы промышленной безопасности котлов ДКВР 10-13 через 20 лет с момента ввода в эксплуатацию. Котёл № 201309 в соответствии с паспортом 2000 года, т.е. срок проведения его первичной экспертизы промышленной безопасности в 2020 году. Котёл № 201372 в соответствии с паспортом 2001 года, т.е. срок проведения его первичной экспертизы промышленной безопасности в 2021 году.

Котёл № 7420 в соответствии с паспортом 1974 года, т.е. срок проведения его первичной экспертизы промышленной безопасности в 1994 году, при этом экспертизой промышленной безопасности от 2009 года котёл допущен до 26.06.2013 г.

В соответствии с ПБ-03-445-02 экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы может быть проведена только после проведения её капитального ремонта.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 1997 г. № 435 в связи с понижением среднесуточной температуры ниже + 8 гр.С на котельной инв. № 14 в в/г 47 начат отопительный сезон 00.00 26 сентября 2012 г., теплоноситель подан всем потребителям, выполнение работ по капитальному ремонту дымовой трубы и капитальному ремонту теплотрассы возможно только при включении указанных работ в титул капитального ремонта Министерства обороны РФ и только после завершения отопительного сезона в период полной остановки котельной.

Представители третьего лица – войсковой части 63976 Ерасов И.А. и Калашников Д.С. в судебном заседании исковые требования полагали обоснованными, просили удовлетворить.

Третье лицо – Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено, возражений по иску не представило.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что 20.07.2010 между Министерством обороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому исполнитель (ОАО «РЭУ») обязался в обусловленный контрактом срок (с 01.07.2011 по 30.06.2011) оказывать услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, включая объекты недвижимости, инженерные сети и оборудование, определенные в Приложении № 1 к договору, в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.04.2011 № 643-р в соответствии с пунктом 17.1 ч.2 ст.55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны РФ организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1074-р Министерству обороны РФ предписано обеспечить в установленном порядке передачу ОАО «РЭУ» на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.

В целях исполнения указанных Распоряжений Правительства РФ и заключенного государственного контракта Приказом Министра обороны РФ от 31.08.2011 № 1510 предоставлено в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» недвижимое и движимое имущество, в том числе котельная инв. № 14 военного городка № 47 п. Ревда-3.

На основании Приказа Министра обороны РФ от 31.08.2011 года между ГУ 1973 ОМИС и ОАО «РЭУ» в лице директора филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» заключен договор от 07.10.2011 № 29 о безвозмездном пользовании объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ, закрепленным на праве оперативного управления за ГУ 1973 ОМИС МО РФ (также котельная инв. № 14 военного городка № 47 п. Ревда-3).

Указанный объект принят филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» в эксплуатацию на основании акта от 28.10.2010 года № 109/5 от 28.10.2010 года и № 323/5 приема-передачи здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию.

Согласно Уставу ОАО «РЭУ» Общество в числе прочего осуществляет следующие виды деятельности:

- эксплуатация коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоотведения;

- реализация электрической, тепловой энергии и других энергоносителей;

- планово-предупредительный ремонт инженерного оборудования, техническое обслуживание инженерных сетей, производство аварийных работ инженерных сетей и коммунальных сооружений;

- ремонт, наладка и техническое обслуживание оборудования и аппаратуры и другие (п.4.2. Устава).

Как следует из Положения о филиале ОАО «РЭУ «Мурманский», филиал является обособленным структурным подразделением ОАО «РЭУ», не является юридическим лицом, осуществляет деятельность от имени создавшего его Общества (п.2.1. Положения).

Одними из видов деятельности филиала являются:

- эксплуатация коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем;

- реализация электрической, тепловой энергии и других энергоносителей;

- планово-предупредительный ремонт инженерного оборудования, техническое обслуживание инженерных систем, производство аварийных работ инженерных сетей и коммунальных сооружений и иные (п.3.2. Положения).

В число обязанностей филиала, согласно п.5.7. Положения, входят обеспечение работникам безопасных условий труда и несение ответственности в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности, соблюдение требований законодательства Российской Федерации, Устава ОАО «РЭУ» и данного Положения и иные.

В судебном заседании установлено, что Военной прокуратурой – войсковая часть 77940 проведена проверка исполнения филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на котельной инв. № 14 военного городка № 47 п.Ревда-3.

Эксплуатация котельной инв. № 14 осуществляется филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов войсковой части 63976 п.Ревда-3– четырех жилых домов, казармы, комплексных административных зданий.

В ходе проведенной проверки установлено, что в котельной № 14 установлено 3 (три) котла марки ДКВР 10/13 (стационарные зав. №№ 201372, 201309, 7420), предназначенных для подачи пара в систему отопления, а также на разогрев мазута при сливе, его хранении и на распыление мазута в горелки котлов.

Также котельная имеет кирпичную дымовую промышленную трубу Н=30м, проект № 907-2-193, введенную в эксплуатацию в 1977 году.

Учитывая, что котельная № 14 использует оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа с температурой нагревания воды выше 115оС, она относится к категории опасных производственных объектов.

В работе находится паровой котел № 2 марки ДКВР 10/13 рег. № С-Б-116, 2001 года изготовления. В резерве находится котел № 1 марки ДКВР 10/13, 2000 года изготовления. Котел № 3 1974 г.в. не эксплуатируется в связи с необходимостью проведения ремонтных работ: замены предохранительных клапанов, замены газо-мазутной горелки, капитальный ремонт КИПиА, замены запорных арматур.

Указанный объект согласно Приложению 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных производственных объектов (на которых используется оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа с температурой нагревания воды выше 115° С – п.2 Приложения 1), в установленном порядке зарегистрирован в Беломорском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (до 01.07.2012 года – в 949 отделе государственного технического надзора Минобороны России).

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно положениям названного Федерального закона промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1).

Требования статьи 9 Федерального закона обязывают организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в том числе:

соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

Согласно п.п.5, 6 ст.7 Федерального закона технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

В силу ст.13 указанного Федерального закона экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

Пунктами 10.2, 14.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.06.2003 № 88, установлено, что если при обследовании находящихся в эксплуатации котлов будут выявлены дефекты или нарушения правил, угрожающие безопасности, а также, если истек срок очередного освидетельствования или отсутствует назначенное в установленном настоящими правилами порядке лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, или неисправна автоматика безопасности, аварийная сигнализация, то эксплуатация котла должна быть запрещена.

В ходе проведенной Военной прокуратурой – войсковая часть 77940 проверки установлено, что в сентябре 2007 года экспертной организацией ООО «ИДЦ Технология» проведена экспертиза технического состояния кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект 907-2-193 котельной № 14, по результатам которой общее техническое состояние дымовой трубы оценено как не работоспособное (аварийное) – возможна потеря несущей способности основных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию, экспертиза промышленной безопасности после сентября 2007 года также не проводилась.

Однако, как установлено в ходе проведения проверки, ремонтные работы по устранению неисправностей кирпичной дымовой промышленной трубы, указанные в экспертном заключении, до настоящего времени не проводились. По истечении срока действия заключения и до настоящего времени экспертное обследование дымовой трубы не проведено.

Доказательств обратного ответчик и третье лицо не представили.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований о замене теплотрассы, плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры.

В обоснование возражений привел довод о том, что, в силу Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973г. № 279 (далее по тексту – Положения), ремонт подразделяется на капитальный и текущий.

Так, Приложением 3 к Положению утвержден Перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений по зданиям.

Приложением 8 определен Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.

В соответствии с п.11 раздела ХХI Приложения 8 к капитальному ремонту относится ремонт дымовых труб со сменой или заменой футеровки, с постановкой обручей, с восстановлением защитного слоя железобетонных труб.

Согласно п.п.3 п. б раздела XVII приложения 8 к капитальному ремонту смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без увеличения диаметра труб.

Порядок организации капитального ремонта объектов Министерства обороны РФ определён Алгоритмом взаимодействия органов военного управления и войск в интересах обеспечения принятия решений по строительству, реконструкции (ремонту) объектов недвижимости и их реализации, утверждённым Начальником Генерального штаба ВС РФ 19.12.2011 года.

Поскольку проведение работ по замене теплотрассы, плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры относится к капитальному ремонту, произвести указанные работы в настоящее время, без их включения в титул капитального ремонта Министерства обороны РФ, а также до завершения отопительного сезона (до полной остановки котельной) невозможно.

Кроме того, согласно п.3.3 договора № 29 безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого Имущества Министерства обороны Российской федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Государственным учреждением 1967 отделение морской инженерной службы от 07.10.2011 года реконструкция и капитальный ремонт имущества, указанных в Приложениях № 1 (Перечень котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, находящихся в отдаленной местности) к настоящему Договору, осуществляется Ссудополучателем в соответствии с программами реконструкции, капитального ремонта теплорегенерирующего оборудования (объектов теплоэнергетики) Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени данная программа не принята, в связи с чем суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, обязывая ответчика произвести работы, относящие к текущему ремонту зданий и сооружений.

По мнению прокурора, ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по выполнению предписаний, указанных в экспертных заключениях, создает реальную угрозу остановки оборудования, возникновения аварий на эксплуатируемых объектах и чрезвычайных ситуаций в период отопительного сезона, а также нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей услуг.

Суд с доводами истца соглашается, как и с измененными требованиями о понуждении ответчика провести ремонт кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект № 907-2-193 котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3); провести экспертизу промышленной безопасности промышленной дымовой трубы Н=30м, котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3); провести ремонт теплотрассы протяженностью 4647 метров между домами № 1 т 2, ремонт плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры указанной теплотрассы военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3), а также установить теплотрассу на указанные опоры.

Также суд учитывает, что в указанной части исковых требований ответчик, полагая проведение указанных работ нецелесообразным, в целом возражений не представил, принимая во внимание, что истец полагает возможным предоставить для устранения недостатков разумные сроки.

При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Статья 1 указанного Федерального закона определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а предупреждение чрезвычайных ситуаций - как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Положения ст.14 данного Федерального закона обязывают организации, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, осуществлять иные действия в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет в числе общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая позицию представителя истца, доводы представителя ответчика, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – до 15 ноября 2012 (в части проведения ремонта кирпичной дымовой промышленной трубы и теплотрассы), до 15 декабря 2012 года (в части проведения экспертизу промышленной безопасности промышленной дымовой трубы), до 01 сентября 2013 года (в части установки теплотрассы на опоры), полагая данные сроки разумными и достаточными для выполнения указанных работ.

В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета, полагая возможным уменьшить ее размер в соответствии со ст.333.20 НК РФ с учетом материального положения ответчика, до 500 руб.

Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Военного прокурора – войсковая часть 77940 удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009 года, место нахождение – ...):

в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт кирпичной дымовой промышленной трубы Н=30м, проект № 907-2-193 котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3);

в срок до 15 ноября 2012 года провести ремонт теплотрассы протяженностью 4647 метров между домами № 1 и 2, ремонт плавающих и жестких опор, лотков и запорной арматуры указанной теплотрассы военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3), в срок до 01 сентября 2013 года установить теплотрассу на указанные опоры;

в срок до 15 декабря 2012 года (после проведения ремонта теплотрассы) провести экспертизу промышленной безопасности промышленной дымовой трубы Н=30м, котельной № 14 военного городка № 47 войсковой части 63976 (Ревда-3).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009 года, место нахождение – ...) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий В.В. Койпиш

СПРАВКА: решение не обжаловалось.

2-1554/2012 ~ М-1718/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военная прокуратура Североморского гарнизона
Ответчики
ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
Другие
Филиал ОАО "Ремонтоно-эксплуатационное управление" "Мурманский"
Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
в/ч 63976
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Койпиш В.В.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
11.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2012Передача материалов судье
12.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2012Судебное заседание
10.10.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее