2-1-729/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2016 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ерохиной И.В.
при секретаре Гаврилюк Е.С.,
с участием представителя истцов по доверенности Марина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, администрации Балашовского муниципального района о признании права на приватизацию и признании права собственности,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском, в котором просят признать за ними право на приватизацию и право собственности в равных долях на <адрес>. В обоснование исковых требований ссылаются на то, что Попов Е.В. на семью из четверых человек ДД.ММ.ГГГГ был выдан служебный ордер № на спорное жилое помещение. Данная квартира фактически предоставлена на условиях социального найма, в установленном законом порядке служебной не признавалась. До настоящего времени истцы зарегистрированы и проживают в спорной квартире. Брак между супругами Поповыми расторгнут решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ решением Балашовского районного суда изменен договор найма жилого помещения, фактически произведен раздел лицевых счетов по оплате коммунальных платежей данной квартиры. Для решения вопроса о возможности приватизации квартиры истцы обратились в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имущество по Саратовской области, где сообщили, что для заключения договора приватизации необходимо предоставить соответствующие документы, в том числе и договор социального найма. За заключением договора социального найма спорной квартиры истцы обратились в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области, на что получили ответ, мотивированный отсутствием квартиры в реестре муниципального жилищного фонда Балашовского района. Ранее своим правом на приватизацию истцы не воспользовались, в связи с чем вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.
Истцы Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е., надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, доверяя представлять свои интересы Марину Д.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Марин Д.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо возражений на иск суду не представил.
Ответчик администрация Балашовского муниципального района Саратовской области не обеспечила своего участия на разбирательство дела, о его слушании надлежаще извещена, в ранее представленном заявлении представитель ответчика по доверенности Миронченко С.С. просил дело рассмотреть без их участия и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имущество по Саратовской области на разбирательство дела не явилось, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, отзыв на иск не представило.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в действующей редакции) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Следовательно, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
В силу положений ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, и оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).
Установлено в судебном заседании из пояснений представителя истца и копии ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего отметку «служебный», что семья Поповых имеет право на вселение в квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 41,11 кв. м.
Брак между супругами Поповыми прекращен ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о расторжении брака I-РУ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Балашовского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ изменен договор социального найма жилого помещения № в <адрес>-5. Данным решением выделены в пользование сторонам соответствующие помещения в квартире.
На основании приказа начальника 206 КЭЧ (района) от ДД.ММ.ГГГГ упорядочена нумерация коммунальных квартир в <адрес>-5. Квартире Попов Е.В. присвоен №, квартире Попова Н.П. – №Б.
Лицевой счет на <адрес>А в <адрес>-5 оформлен на Попов Е.В., лицевой счет на <адрес>Б - на Попова Н.П., вместе с которой в качестве члена семьи проживает сын Попов Н.Е.
В спорной квартире зарегистрированы истцы (копии паспортов Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е.).
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по мету работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации).
На основании ст. 102 ЖК РСФСР перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии с правилами ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Требования ст. 106 ЖК РСФСР предусматривали, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
К отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона) (п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»).
Возникшие между сторонами спорные правоотношения носят длящийся характер, с учетом вышеприведенного правового положения суд приходит к выводу о распространении на данные правоотношения ЖК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно которым к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п.14 Правил).
Из служебной записки заместителя главы администрации Балашовского муниципального района по сельскому хозяйству, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной в управление правового обеспечения, следует, что жилое помещение - <адрес>-5 в реестре жилищного фонда Балашовского муниципального района не значится и в разряд служебного помещения не переводилось.
Установленные в судебном заседании обстоятельства дела на основании исследованных доказательствах свидетельствуют об отсутствии факта заключения соглашения с истцам о предоставлении, пользовании жилым помещением на условиях ограничения его жилищных прав. Не имеет правовых оснований ссылка в ордер на отнесение жилого помещения к «служебному» ввиду отсутствия доказательств включения жилплощади в установленном законом порядке в число служебных.
Такие обстоятельства дела приводят суд к выводу, что вселение и пользование семьёй Поповых спорным жилым помещением имело место по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Данным Приложением (п.1) к указанному Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Жилой <адрес>-5 находится на территории г. Балашова, то есть фактически в муниципальной собственности. Сведениями о принадлежности спорной квартиры к служебному жилищному фонду на момент рассмотрения дела суд не располагает.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления о включении соответствующего дома в муниципальный жилищный фонд не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорное жилое помещение подлежит приватизации на общих основаниях.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Целью этого Закона, как указано в части 2 его преамбулы, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Исходя из этого конституционного положения, право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть представлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.
Согласно техническому паспорту жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-5, <адрес>, составляет 55,1 кв. м., в том числе жилая 40,4 кв. м.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые требования при отсутствии добровольного разрешения данного спора во внесудебном порядке, нарушенное право истцов на приватизацию и право собственности на спорное жилое помещение, которым последние пользовались на условиях социального найма, восстанавливается судом
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, администрации Балашовского муниципального района о признании права на приватизацию и признании права собственности удовлетворить.
Признать право Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е. на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-5, <адрес>.
Признать право общей долевой собственности по 1/3 доли за Попов Е.В., Попова Н.П., Попов Н.Е. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-5, <адрес>, общей площадью 55,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Саратовский областной суд.
Судья И.В.Ерохина