дело № 2-545/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 г. г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Панова И.И.,
с участием истца Борискиной Т.В.,
представителя ответчика Ульянова С.А. – адвоката Обухова А.Н.,
при секретаре Сахаровой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борискиной Татьяны Владимировны к Ульянову Сергею Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Борискина Т.В. обратилась в суд с иском к Ульянову С.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, обосновав заявленные требования следующим образом.
Истице на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 67,7 кв.м. по вышеуказанному адресу. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче детей на воспитание, несовершеннолетний Ульянов Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был передан на воспитание в приемную семью истицы и ее супруга, до достижения совершеннолетия. С 10 августа 2005 г. Ульянов С.А. был зарегистрирован в квартире истицы в качестве члена семьи. По достижении совершеннолетия ответчика Ульянова С.А., договор о передаче его в приемную семью на воспитание утратил силу 29 августа 2009 г. После этого ответчик выехал из квартиры, забрав все свои личные документы и вещи. Впоследствии ему была выделена квартира, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Но из квартиры истицы он не выписался, хотя фактически имеет свое собственное жилье и престал быть членом ее семьи. Наличие регистрации ответчика в квартире истицы, препятствует продаже квартиры и приносит другие неудобства. В настоящее время местонахождение ответчика истице неизвестно, какие-либо семейные отношения Ульянов С.А. длительное время не поддерживает. В связи с изложенным, Борискина Т.В. обратилась с вышеуказанными требованиями в суд и просила признать Ульянова С.А. утратившим право пользования жилым помещением.
В судебном заседании истец Борискина Т.В. исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик Ульянов С.А. в судебное заседание не прибыл. Извещался судом по месту регистрации. По сведениям отделения по вопросам миграции ОМВД России по Семикаракорскому району Ульянов Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения значится зарегистрированным по адресу: <данные изъяты> (л.д. 37). Согласно вернувшейся почтовой корреспонденции судебные повестки, направленные ответчику по месту регистрации, вернулись без вручения, с указанием «Возврат по истечении срока хранения».
В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего места жительства ответчика. Суд вынужден рассмотреть дело при неизвестности места пребывания ответчика Ульянова С.А. на основании ст.119 ГПК РФ, ст.50 ГПК РФ.
Представитель ответчика Ульянова С.А. – адвокат Обухов А.Н., привлеченный судом в порядке ст.50 ГПК РФ, иск не признал, возражал против его удовлетворения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В соответствии с требованиями части 1-2 статьи 288 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Статьей 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом установлено, что истец Борискина Т.В. является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 67,7 кв.м. по адресу: <адрес> на договора купли-продажи 1/5 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения 2/5 долей квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу квартиру в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки законченного объекта индивидуального строительств от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9, 14-18, 39-40).
Согласно справке Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Семикаракорскому району от 3 сентября 2020 г. № и копии поквартирной книги (л.д.12-13) ответчик Ульянов Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится зарегистрированным по адресу: <адрес> 10 августа 2005 г. по настоящее время (л.д.37).
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из пояснений свидетеля Ф.И., допрошенной в судебном заседании, она проживает в одном доме с истцом Борискиной Т.В. с 1986 года. Ульянов С.А. она видела последний раз, когда он ушел в армию, после этого, он по адресу проживания не появлялся.
Свидетель Б.В. в судебном заседании пояснил, что является мужем истцы. Ответчик Ульянов С.А. ранее проживал с ними в квартире, около 7 лет назад он ушел в армию, и с тех пор они его не видели.
Таким образом, из исследованных в судебном заседании документов и пояснений свидетелей судом установлено, что ответчик был вселен в жилое помещение, с согласия собственника квартиры - истца по делу. После наступления совершеннолетия Ульянов С.А. совместно с истцом не проживает, свое право пользования жилым помещением ответчик длительное время не реализовывает. Следовательно, в настоящее время семейные отношения между ответчиком и истцом фактически прекращены.
В соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ
В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения
Суд считает, что, возникшее у ответчика Ульянова С.А. право пользования жилым помещением, обусловленное согласием Борискиной Т.В. на регистрацию ответчика по указанному адресу в связи с передачей его на воспитание в приемную семью, должно прекращаться с момента соответствующего волеизъявления собственника при отсутствии между ними соглашения об условиях фактического пользования данным жилым помещением и при прекращении семейных отношений.
Регистрация в квартире истца не предоставляет ответчику право пользования данным жилым помещением, если он не является членом семьи собственника квартиры.
Основанием для признания лица утратившим право пользования жилым помещением может являться его постоянное отсутствие в указанном помещении, связанное с наличием у него другого постоянного места жительства и не вызванное препятствием ему в пользовании жилым помещением, либо ущемлением иным образом его прав на пользование жилым помещением.
Факт непроживания ответчика Ульянова С.А. в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> подтвержден показаниями свидетелей, исходя из данных обстоятельств судом установлено, что ответчик более 7 лет не пользуется жилым помещением и как следствие, длительное время не производит оплату коммунальных услуг.
Оценив, представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что между собственником Борискиной Т.В. и ответчиком по делу – Ульяновым С.А. нет какого-либо соглашения о пользовании жилым помещением, при этом семейные отношения давно прекращены.
С учетом изложенного, требования истца Борискиной Т.В. о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением, подлежат удовлетворению.
В силу подпункта «Е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ № от 17.07.1995 г. (в редакции от 25.05.2017 г.) – «снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Борискиной Татьяны Владимировны к Ульянову Сергею Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, - удовлетворить.
Признать Ульянова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия Ульянова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2020 г.