Дело № 2-1-240/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23.04.2018 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего: Ульяновой А.А.,
при секретаре: Нестеровой О.В.,
с участием истца: Парамоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Парамоновой В. А. к администрации МО г. Лакинска Собинского района Владимирской области о признании в порядке наследования права собственности на жилое помещение,
установил:
Парамонова В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Лакинск Собинского района Владимирской области о признании в порядке наследования права собственности на жилое помещение.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать Р, после ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого помещения общей площадью 33 кв. метра, расположенного по адресу: <...>
Завещания Р на указанное жилое помещение не составлено. Наследниками по закону первой очереди являются она и ее сестра К, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Других наследников не имеется. Она своевременно обратилась к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о его принятии, однако свидетельство о праве на наследство на данное имущество выдано не было, в связи с чем, предъявлен данный иск.
С учетом уточнения просит признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> порядке наследования после смерти ее матери Р, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от 09.04.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Трифонова Н.А.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила удовлетворить, дала объяснения, аналогичные содержанию иска. Дополнительно пояснила, что на основании договора передачи в собственность от 04.03.1999 года ее матери Р принадлежали две комнаты общей площадью 24,6 кв. метров, расположенные в квартире по адресу: <...>. По день смерти мать была зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства, фактически проживала в нем, несла расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
После смерти матери в установленный законом срок она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в выдаче свидетельства отказано, поскольку квартира, в которой расположены принадлежащие матери комнаты, как объект недвижимости состоит на кадастровом учете с адресом: <...>, а в договоре передачи комнат в собственность ее матери адрес указан: <...> В данной квартире четыре комнаты, из которых две принадлежали ее матери, одна комната находится в муниципальной собственности, и одна комната площадью 14,2 кв.м принадлежит на праве собственности Т, причем согласно выписке из ЕГРН, адрес жилого помещения, принадлежащего Т: <...>.
Кроме обращения с заявлением к нотариусу, она также фактически приняла наследство в виде указанного жилого помещения, поскольку приходит в него, содержит комнаты в надлежащем состоянии, несет расходы по содержанию, что подтверждается платежными документами, задолженность по оплате отсутствует. Право собственности на комнаты принадлежало ее матери на основании договора передачи жилья в собственность. Кроме нее и сестры, других наследников после смерти матери не было. Сестра к нотариусу не обращалась, принимать наследство в виде данного жилого помещения не желала, расходов по содержанию данных комнат не несла.
Ответчик - администрация МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области, извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, представленным ходатайством просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, оставив рассмотрение спора на усмотрение суда (л.д. 49).
Третье лицо - Трифонова Н.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки не извести, заявлений и ходатайств не представила.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с абзацем 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
По смыслу указанной статьи в состав наследства входит только то, не связанное с личностью наследодателя имущество, которое принадлежало наследодателю на день открытия наследства, т.е. наследодатель должен обладать соответствующими имущественными правами и обязанностями при жизни.
В соответствии с положениями статей 1152, 1153, 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства либо путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось, и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу части 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что РДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежало жилое помещение в виде двух площадью 24,6 кв.м в квартире по адресу: <...> на основании договора передачи в собственность от 04.03.1999 года, зарегистрированного в МБТИ г. Собинки Владимирской области 04.03.1999 г. за NN. (л.д.54), в органах регистрации право собственности зарегистрировано не было, свидетельство о регистрации права собственности не выдавалось, сведения в ГКН объектов капитального строительства согласно уведомлению Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 12.12.2016 г., отсутствуют (л.д. 57).
Согласно справке МУП ЖКХ «УК Собинского района», Р умерла ДД.ММ.ГГГГ, на момент смерти была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...> (л.д. 13).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.03.2017 г., жилое помещение - квартира общей площадью 70,9 кв.м, по адресу: <...> состоит на кадастровом учете, имеет кадастровый NN (л.д. 27).
Согласно свидетельству о смерти, Р умерла ДД.ММ.ГГГГ, место смерти - <...>, Российской Федерации (л.д. 10).
По сведениям нотариуса Собинского нотариального округа, наследственное дело к имуществу Р, умершей ДД.ММ.ГГГГ проживавшей по адресу: <...> ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело NN (л.д.25-31), из которого следует, что оно заведено на основании заявления Парамоновой В. А., дочери Р, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой о заключении брака, свидетельством о расторжении брака, свидетельством о заключении брака(л.д. 14,28,51,52).
Согласно наследственному делу, свидетельство о праве на наследство на вышеуказанные комнаты Парамоновой В.А.не выдавалось.
В силу пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента. Принятие наследниками по закону какого - либо не завещанного имущества из состава наследства или его части, означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства. Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям. Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка.
Факт принятия наследства истцом после смерти матери нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства. Принятие им наследства, открывшегося после смерти Разводновой Р.М. выразилось в том, что истец в установленный законом срок обратился с заявлением к нотариусу о принятии наследства, а также владеет и пользуется жилым помещением, принадлежавшим на праве собственности наследодателю, несет расходы по его содержанию, содержит в надлежащем состоянии, что подтверждается письменными доказательствами (л.д.53).
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку истец Парамонова В.А. фактически приняла наследственное имущество, она приобрела право собственности на жилое помещение, в связи с чем, исковые требования истца о признании в порядке наследования права собственности на жилое помещение в виде двух комнат площадью 24,6 6 кв. метров, расположенных в квартире по адресу: <...>, подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что в ЕГРН номер квартиры, в которой расположено спорное жилое помещение, указан как NN, и комната, принадлежащая на праве собственности Трифоновой Н.А., также расположена в квартире под NN, следовательно, жилое помещение, принадлежавшее Р, также находилось в квартире под номером NN.
На основании анализа комплекса правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, с учетом изложенных обстоятельств дела, суд находит необходимым исковые требования Парамоновой В.А. удовлетворить, взыскать с нее недоплаченную государственную пошлину в размере 4288 рублей, уплата которой была отсрочена до вынесения решения по делу, судебные расходы оставить за истцом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Парамоновой В. А. к администрации МО г. Лакинска Собинкого района Владимирской области о признании в порядке наследования права собственности на жилое помещение, состоящее из двух комнат, удовлетворить.
Признать за Парамоновой В. А. в порядке наследования после смерти Р, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 24,6 кв.м, расположенных в квартире, общей площадью 70,9 кв.м с кадастровым номером NN, по адресу: <...>.
Взыскать с Парамоновой В. А. государственную пошлину в размере 4288,00 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: