Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2629/2020 ~ М-2024/2020 от 26.05.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 августа 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Марковой Н.В.

при секретаре Васильевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2629/2020 по иску Нугаева Р.Р. к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях и участниками подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Нугаев Р.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Тольятти, в котором просил признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти № 2449-р/5 от 30.03.2020 года в части снятия истца с составом семьи 4 человека в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возложив на ответчика обязанность восстановить истца в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первичного обращения, с 03.10.2012 года.

В обоснование исковые требований указано, что истец с составом семьи три человека (он, супруга Нугаева Л.Р. и дочь Самина, 2011 года рождения) распоряжением от 03.10.2012 года признаны нуждающимися в жилым помещениях и участниками подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. После рождения в 2015 году второго ребенка, в администрацию г.о. Тольятти были предоставлены необходимые документы, а также заявление об изменении состава семьи. 02.03.2020 года истцом получено уведомление о включении семьи в список молодых семей и претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. В течение 15 дней истцом в орган местного самоуправления были предоставлены все документы, указанные в данном уведомлении. Однако распоряжением от 07.04.2020 года семье истца было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость в жилых помещениях. Распоряжением от 30.03.2020 года были внесены изменения в распоряжение от 03.10.2012 года, семья истца была исключена из списка нуждающихся в жилых помещениях и участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Вывод об отсутствии нуждаемости в жилых помещениях сделан неверно, поскольку учету для определения нуждаемости подлежат только жилые помещение, находящиеся в Самарской области, а не по Российской Федерации. С 2015 года состав семьи истца составляет 4 человека.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Нугаева Л.Р.

В судебном заседании представитель истца Нугаева Р.Р. Отпущенникова Е.Н., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что действительно, на момент постановки на учет 03.10.2012 года в собственности супруги истца находилась 1/3 доля в праве на жилое помещение по адресу: г. Тольятти, <адрес>, что составляет 22.13 кв.м. У самого истца в собственности находилась 1/4 доля в праве на жилой дом по адресу: с<адрес> Ульяновской области, что составляет 15,97 кв.м. Таким образом, в совокупности общая площадь, принадлежащая семье истца, составляла 38,1 кв.м., что превышает учетную норму площади на каждого члена семьи. Между тем, проверку нуждаемости сотрудники органа местного самоуправления провели спустя 8 лет. Считает, что на момент постановки на учет в 2012 году обеспеченность определялась наличием жилья на территории Самарской области, при постановке на учет истцу было определено предоставить сведения о наличии у членов семьи объектов недвижимости за последние 5 лет на территории Самарской области. В настоящее время состав семьи истца увеличился, изменился размер площади, приходящейся на каждого члена семьи. Просит признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти № 2449-р/5 от 30.03.2020 года в части снятия истца с составом семьи 4 человека в качестве нуждающейся в жилых помещениях, возложив на ответчика обязанность восстановить истца в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первичного обращения, с 03.10.2012 года.

Представитель Администрации г.о. Тольятти Чинаева Ю.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Нугаев Р.Р. обоснованно был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку на момент постановки на учет семья истца, состоящая из 3 человек, была обеспечена жилым помещением более учетной нормы, на каждого приходилось по 12,7 кв.м. общей площади жилого помещения. Однако истец указанные сведения при постановке на учет в администрацию не сообщил, подтверждающие документы не представил. Указанные обстоятельства были установлены только в 2020 году в рамках проверки представленных истцом документов для получения социальной выплаты на приобретение жилья. Таким образом, основания для признания в 2012 году семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы отсутствовали, в связи с чем, в распоряжения от 03.10.2012 года № 10043-р/4 и от 30.03.2020 года № 2449-р/5 были внесены изменения. Просит в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Нугаева Л.Р. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, суду представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что с заявленными исковыми требованиями полностью согласна, просит их удовлетворить.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище на 2011 – 2015 годы».

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Приложением N 3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 7 вышеуказанных Правил, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно постановлению мэра г.Тольятти от 05.10.2005 года № 141-1/п, на территории городского округа Тольятти установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях - менее 12,0 кв.м. обшей площади жилого помещения на человека.

По смыслу вышеуказанных положений закона граждане, встающие на учет и граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие наличие нуждаемости в улучшении жилищных условиях, а также подтверждающие, что состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Судом установлено, что Нугаев Рустам Расимович состоит в зарегистрированном браке с Нугаевой Лилией Рашитовной, от брака имеют двоих детей: дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

26 сентября 2012 года Нугаев Рустам Расимович обратился в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о признании его семьи составом 3 человека нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 03.10.2012 года № 10043-р/4 Нугаев Рустам Расимович с составом семьи 3 человека (он, супруга Нугаева Лилия Ришатовна, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с 26.09.2012 года.

Предоставление молодым семьям социальных выплат осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жилье и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710.

02.03.2020 года Нугаеву Р.Р. выдано уведомление, в котором указано о включении семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году на территории Самарской области.

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодыми семьями для получения свидетельства на получение социальной выплаты.

Как определено п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным в пункте 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных в пункте 15 или 15(1) настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь указанными правилами, ответчиком были направлены запросы в регистрирующие органы для предоставления сведений в отношении объектов недвижимости в отношении членов семьи Нугаевых.

Из поступивших ответов ответчиком установлено, что Нугаева Лилия Ришатовна на основании договора приватизации от 07.06.2006 года являлась собственником 1/3 доли (22,13 кв.м.) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 66,4 кв.м по адресу: Самарская область, г. Тольятти, <адрес> (дата государственной регистрации права 05.02.2007 года).

Нугаев Рустам Расимович на основании договора на передачу жилой площади в собственность от 11.03.2002 года являлся собственником 1/4 доли (15,97 кв.м.) в праве общей долевой собственности на жилое здание общей площадью 63,9 кв.м по адресу: Ульяновская область, <адрес> (дата государственной регистрации права 10.04.2002 года).

Как установлено судом и не оспорено стороной истца в судебном заседании, сведения о наличии у Нугаева Р.Р. права собственности в отношении вышеуказанного жилого помещения при подаче 26.09.2012 года заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся не представлялись.

Поскольку, в соответствии с вышеуказанным законодательством, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека, а истец с составом семьи 3 человека на момент постановки на учет имел в собственности 38,1 кв.м., что составляет 12,7 кв.м. общей площади на каждого, у Нугаева Р.Р. отсутствовали основания для нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда.

Выявленное Администрацией городского округа Тольятти не представление при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся достоверных сведений о правах на недвижимое имущество, свидетельствует о том, что Нугаев Р.Р. с составом семьи 3 человека необоснованно был поставлен с 26.09.2012 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в очередь на получение жилищного сертификата, поскольку имел в пользовании жилое помещение площадью, превышающей учетную норму.

Доводы стороны истца о том, что при определении нуждаемости в жилых помещениях подлежали учету только жилые помещения, расположенные в самарской области, несостоятельны, поскольку в силу положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении уровня жилищной обеспеченности учету подлежат жилые помещения независимо от места их нахождения.

Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 30.03.2020 года № 2449-р/5 внесены изменения в распоряжение от 03.10.2012 года № 10043-р/4, Нугаеву Р.Р. с составом семьи 3 человека отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 07.04.2020 года № 2573-р/5 Нугаеву Р.Р. с составом семьи 4 человека отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.

Поскольку на момент обращения в орган местного самоуправления в 2012 году с заявлением о признании нуждающимся семья истца была обеспечена жилым помещением выше учетной нормы, истец не имел права состоять на учете нуждающихся. Установив данный факт, администрация г.о. Тольятти обосновано внесла изменения в ранее изданное распоряжение и отказала в постановке на учет. Тот факт, что рассматриваемые обстоятельства были установлены в 2020 году, не влияют на обоснованность оспариваемого решения, поскольку они подлежат оценке по состоянию на дату постановки на учет в качестве нуждающегося, т.е. на 26.09.2012 года.

Доводы истца о том, что увеличение состава семьи до четырех человек дает основания для сохранения очередности, не могут быть приняты судом, поскольку на момент принятия Нугаева Р.Р. на соответствующий учет в 2012 году семья истца состояла из трех человек, обеспеченных жилым помещения свыше учетной нормы.

Сохранение очередности истца означало бы нарушение прав других семей, подавших документы в соответствии с установленными требованиями и сообщивших о себе полные сведения, в отличие от истца.

Суд полагает, что оспариваемое распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти № 2449-р/5 от 30.03.2020 года принято в полном соответствии с законодательством, основания признания его незаконным отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Нугаева Рустама Расимовича.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2020 года.

Председательствующий:

2-2629/2020 ~ М-2024/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нугаев Р.Р.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Другие
Нугаева Л.Р.
Отпущенникова Елена Николаевна (представитель истца)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Маркова Н. В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Подготовка дела (собеседование)
16.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2020Предварительное судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее