Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/262/2018-2 ~ М-2/206/2018-2 от 24.04.2018

Дело № 2-2/262/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полярный                             02 июля 2018 года

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.В.,

при секретаре Фроловой Д.А.,

с участием:    

представителя ответчика войсковой части Михайлова А.А., действующего на основании доверенности,

представителей ответчика филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» Загородней О.Е, Паркина А.Н., действующих на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Белявской О. В. к войсковой части , филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Белявская О.В. обратилась в Полярный районный суд Мурманской области с иском к войсковой части 70148 о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.

В обосновании иска указав, что с 01.09.2015 по настоящее время занимает должность техника отделения обслуживания регламента группы хранения ВиТ. Полагает, что с сентября 2017 года работодатель недоначисляет ей заработную плату, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера должны начисляться сверх величины минимального размера оплаты труда, таким образом, за период с 01.09.2017 по 30.03.2018 размер недовыплаченной заработной платы составил 66 094,40 рублей. Просит взыскать с войсковой части в свою пользу недоначисленную заработную плату в размере 66 094,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец Белявская О.В. исковые требования уточнила в части размера взыскиваемой заработной платы, просила взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с сентября 2017 года по март 2017 года в размере 73 462,50 рублей.

Определением Полярного районного суда от 14 мая 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – 2ФЭС).

Истица и ее представитель, будучи уведомленными должным образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явились. Ранее в судебных заседаниях на исковых требованиях настояли в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика войсковой части в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что войсковая часть начисление истцу заработной платы не производит, находится на финансовом обеспечении 2ФЭС. Кроме того, пояснил, что заработная плата истице начисляется в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика 2ФЭС в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что начисленная истцу заработная плата в спорный период значительно превышала размер минимальной оплаты труда.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацами 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Согласно положениям статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

В силу статей 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, - 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 в размере 9 489 рублей в месяц (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы между Правительством Мурманской области, Облсовпрофом, Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области от 28 ноября 2014 года (Приложение № 3 от 29.11.2016), в Мурманской области установлена минимальная заработная плата с 01 ноября 2016 года в размере 14 281 рубль с указанием о включении в эту сумму, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р "По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П" разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу дополнительного соглашения к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015 - 2017 годы (заключено в г. Мурманске 19.12.2017) указанное соглашение прекратило свое действие с 07.12.2017.

При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.

Судом установлено, что на основании приказа командира войсковой части от 17.06.2014 истец Белявская О.В. принята на должность кладовщика группы хранения войсковой части , с ней заключен трудовой договор от 17.06.2014 (л.д. 93-96,107)

Приказом командира войсковой части от 01.09.2015 Белявская О.В. с 01 сентября 2015 года переведена на должность техника отделения обслуживания и регламента группы хранения вооружения и техники войсковой части (л.д. 108).

Согласно трудовому договору от 01.09.2015 истцу установлен оклад 5 370 рублей, районный коэффициент к заработной плате – 1,5, процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера 80%, ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада, вознаграждение по итогам работы за год в размере двух окладов. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя (л.д. 6-8).

Пунктом 4.41 коллективного трудового договора войсковой части на 2015-2018 годы определен, кроме прочего, размер ежемесячной стимулирующей выплаты за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) (л.д. 50-91).

Дополнительным соглашением от 19.07.2016 к трудовому договору от 01.09.2015 Белявской О.В. установлен должностной оклад в размере 6 300 рублей (л.д. 102).

Приказом командира войсковой части от 27.02.2017 Белявской с 11.02.2017 установлена 2 квалификационная категория техника с ежемесячным должностным окладом 6 600 рублей (л.д. 109).

Дополнительным соглашением от 17.01.2018 к трудовому договору от 17.06.2014 Белявской О.В. установлен должностной оклад в размере 6 864 рубля с 01.01.2018 (л.д. 103).

Дополнительным соглашением от 31.01.2018 в раздел 1 трудового договора включен пункт 9: условия труда на рабочем месте работника по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми (2 класс) (л.д. 104).

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истец в своем исковом заявлении просит взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с сентября 2017 года по март 2018 года в размере 73 462,50 рублей.

Соглашением о минимальной заработной платой в Мурманской области, действовавшей до принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П предусматривалось включение в состав минимальной заработной платы в Мурманской области доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера, в том числе районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера.

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 4ПВ17 указано, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Данная позиция изложена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.

Аналогичная позиция впоследствии была изложена также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П применительно к районным коэффициентам, установленным для местностей с особыми климатическими условиями.

Как следует из материалов дела, размер заработной платы истца, с учетом районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляла за сентябрь 2017 года - 25 191,59 рубль; октябрь 2017 - 31 119,00 рублей; ноябрь 2017 - 35 119,00 рублей, что превышало как установленный федеральным законодателем минимальный размер оплаты труда (7 800 рублей), так и установленную в Мурманской области минимальную заработную плату (14 281 рубль).

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за период с сентября 2017 года по ноябрь 2017 года удовлетворению не подлежат.

Кроме того, из материалов дела следует, что размер заработной платы истца, без учета районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за декабрь 2017 года составила 13 530 рублей, за январь 2018 года – 13 993,20 рублей, за февраль 2018 года – 14 071,20 рубль, за март 2018 года - 14 071,20 рублей (л.д. 23-27,145).

Таким образом, за период с декабря 2017 года по март 2018 года истцу была начислена заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в района Крайнего Севера значительно выше установленного минимального размера оплаты труда, принятого в соответствующие периоды.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании недополученной заработной платы за период с сентября 2017 года по март 2018 года не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, являющихся производными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Белявской О. В. к войсковой части 70148, филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий         Л.В. Смирнова

2-2/262/2018-2 ~ М-2/206/2018-2

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белявская Ольга Владимировна
Ответчики
Филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба»
войсковая часть 70148
Другие
Князева Юлия Валерьевна
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Смирнова Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
pol--mrm.sudrf.ru
24.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2018Передача материалов судье
25.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
20.06.2018Судебное заседание
02.07.2018Судебное заседание
02.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее