Дело № 2-2/262/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полярный 02 июля 2018 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Фроловой Д.А.,
с участием:
представителя ответчика войсковой части № Михайлова А.А., действующего на основании доверенности,
представителей ответчика филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» Загородней О.Е, Паркина А.Н., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Белявской О. В. к войсковой части №, филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Белявская О.В. обратилась в Полярный районный суд Мурманской области с иском к войсковой части 70148 о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обосновании иска указав, что с 01.09.2015 по настоящее время занимает должность техника отделения обслуживания регламента группы хранения ВиТ. Полагает, что с сентября 2017 года работодатель недоначисляет ей заработную плату, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера должны начисляться сверх величины минимального размера оплаты труда, таким образом, за период с 01.09.2017 по 30.03.2018 размер недовыплаченной заработной платы составил 66 094,40 рублей. Просит взыскать с войсковой части № в свою пользу недоначисленную заработную плату в размере 66 094,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец Белявская О.В. исковые требования уточнила в части размера взыскиваемой заработной платы, просила взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с сентября 2017 года по март 2017 года в размере 73 462,50 рублей.
Определением Полярного районного суда от 14 мая 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – 2ФЭС).
Истица и ее представитель, будучи уведомленными должным образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явились. Ранее в судебных заседаниях на исковых требованиях настояли в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика войсковой части № в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что войсковая часть начисление истцу заработной платы не производит, находится на финансовом обеспечении 2ФЭС. Кроме того, пояснил, что заработная плата истице начисляется в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика 2ФЭС в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что начисленная истцу заработная плата в спорный период значительно превышала размер минимальной оплаты труда.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацами 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно положениям статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
В силу статей 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, - 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 в размере 9 489 рублей в месяц (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015-2017 годы между Правительством Мурманской области, Облсовпрофом, Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области от 28 ноября 2014 года (Приложение № 3 от 29.11.2016), в Мурманской области установлена минимальная заработная плата с 01 ноября 2016 года в размере 14 281 рубль с указанием о включении в эту сумму, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р "По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П" разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу дополнительного соглашения к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015 - 2017 годы (заключено в г. Мурманске 19.12.2017) указанное соглашение прекратило свое действие с 07.12.2017.
При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством.
Судом установлено, что на основании приказа командира войсковой части № № от 17.06.2014 истец Белявская О.В. принята на должность кладовщика группы хранения войсковой части №, с ней заключен трудовой договор № от 17.06.2014 (л.д. 93-96,107)
Приказом командира войсковой части № № от 01.09.2015 Белявская О.В. с 01 сентября 2015 года переведена на должность техника отделения обслуживания и регламента группы хранения вооружения и техники войсковой части № (л.д. 108).
Согласно трудовому договору № от 01.09.2015 истцу установлен оклад 5 370 рублей, районный коэффициент к заработной плате – 1,5, процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера 80%, ежемесячная премия в размере 25% от должностного оклада, вознаграждение по итогам работы за год в размере двух окладов. Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя (л.д. 6-8).
Пунктом 4.41 коллективного трудового договора войсковой части № на 2015-2018 годы определен, кроме прочего, размер ежемесячной стимулирующей выплаты за выслугу лет к должностным окладам (тарифным ставкам) (л.д. 50-91).
Дополнительным соглашением № от 19.07.2016 к трудовому договору № от 01.09.2015 Белявской О.В. установлен должностной оклад в размере 6 300 рублей (л.д. 102).
Приказом командира войсковой части № от 27.02.2017 Белявской с 11.02.2017 установлена 2 квалификационная категория техника с ежемесячным должностным окладом 6 600 рублей (л.д. 109).
Дополнительным соглашением № от 17.01.2018 к трудовому договору № от 17.06.2014 Белявской О.В. установлен должностной оклад в размере 6 864 рубля с 01.01.2018 (л.д. 103).
Дополнительным соглашением № от 31.01.2018 в раздел 1 трудового договора включен пункт 9: условия труда на рабочем месте работника по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми (2 класс) (л.д. 104).
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец в своем исковом заявлении просит взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с сентября 2017 года по март 2018 года в размере 73 462,50 рублей.
Соглашением о минимальной заработной платой в Мурманской области, действовавшей до принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П предусматривалось включение в состав минимальной заработной платы в Мурманской области доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера, в том числе районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера.
В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 07.02.2018 N 4ПВ17 указано, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г., а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г., применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
Аналогичная позиция впоследствии была изложена также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П применительно к районным коэффициентам, установленным для местностей с особыми климатическими условиями.
Как следует из материалов дела, размер заработной платы истца, с учетом районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляла за сентябрь 2017 года - 25 191,59 рубль; октябрь 2017 - 31 119,00 рублей; ноябрь 2017 - 35 119,00 рублей, что превышало как установленный федеральным законодателем минимальный размер оплаты труда (7 800 рублей), так и установленную в Мурманской области минимальную заработную плату (14 281 рубль).
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за период с сентября 2017 года по ноябрь 2017 года удовлетворению не подлежат.
Кроме того, из материалов дела следует, что размер заработной платы истца, без учета районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера за декабрь 2017 года составила 13 530 рублей, за январь 2018 года – 13 993,20 рублей, за февраль 2018 года – 14 071,20 рубль, за март 2018 года - 14 071,20 рублей (л.д. 23-27,145).
Таким образом, за период с декабря 2017 года по март 2018 года истцу была начислена заработная плата без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в района Крайнего Севера значительно выше установленного минимального размера оплаты труда, принятого в соответствующие периоды.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании недополученной заработной платы за период с сентября 2017 года по март 2018 года не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении основных исковых требований, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, являющихся производными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Белявской О. В. к войсковой части 70148, филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий Л.В. Смирнова