Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
Председательствующего (судьи) Галеевой Л.П.,
при секретаре Щепетовой Е.П.,
с участием представителя истца ФИО4,
представителя ответчиков ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитету по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Петропавловск-Камчатский, <адрес> на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что вышеуказанная квартира была предоставлена ему на основании ордера № серии А 000344 от ДД.ММ.ГГГГ, в которую он с семьей вселились и зарегистрировались с ДД.ММ.ГГГГ.
С момента вселения в вышеуказанное жилое помещение по настоящее время истец со своей семьей постоянно в нём проживают, пользуются им, производят оплату коммунальных платежей.
В 2009 году истец обращался в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа о получении разрешения на приватизацию, получил ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, где администрация дает разрешение на приватизацию.
Позже запрашивал выдать дубликат договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, на что был получен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось: «Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловска-Камчатского городского округа договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу не оформлялся».
Так же, при повторном обращении с целью заключения социального найма, ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано. С доводами, на которых ответчик основывает свой отказ, ФИО2 не согласен, полагает его не соответствующим действующему законодательству.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.
Истец ФИО2 о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, согласно заявлению, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования к ответчикам подержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.
С учетом мнения представителя истца, представителя ответчиков, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действовавшим во время возникновения спорных жилищных правоотношений Жилищным кодексом ФИО1 (ст. 44), жилые помещения предоставлялись гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО1 народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст. 109 Жилищный кодекс ФИО1 для проживания рабочих, служащих, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и ФИО1.
В соответствии со ст. 5 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.ст. 92, 94 Жилищный кодекс РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, либо части домов.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищный кодекс РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 60 Жилищный кодекс РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Как следует из материалов дела, жилой <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, в котором расположено спорное жилое помещение 2, является муниципальной собственностью.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, спорное жилое помещение было предоставлено ФИО2 на основании ордера № серии А 000344 от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с семьей зарегистрированы, вселены и проживают в нем по настоящее время, что также подтверждается поквартирной карточкой.
Согласно выписке № из Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа право муниципальной собственности на жилой <адрес> по ул. 2-ой пер. Фурманова возникло на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2009 году истец обращался в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа о получении разрешения на приватизацию, получил ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, где администрация дает разрешение на приватизацию. Позже запрашивал о выдаче дубликата договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, на что был получен ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось: «Департамент управления жилищным фондом администрации Петропавловска-Камчатского городского округа договор социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу не оформлялся». Так же, при повторном обращении с целью заключения социального найма, ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в заключении договора социального найма жилого помещения, является неправомерным.
Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из положений названной статьи, Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и ДД.ММ.ГГГГ (вопрос 21), разъяснено, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих принятие собственником жилого помещения решения об отнесении его к специализированному жилому фонду после передачи в муниципальную собственность, суду не представлено, а между тем, на основании ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются только на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Как указывалось судом выше, истец был вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, при этом он исправно исполнял обязанность нанимателя жилого помещения, предусмотренную положениями ст.ст. 56-57 ЖК ФИО1 (действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений) и ст. 153 ЖК РФ (вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ), своевременно и в полном объеме оплачивая жилищно-коммунальные услуги.
Анализ представленных истцом доказательств в их совокупности, с учетом норм материального права, позволяют суду прийти к выводу о предоставлении ФИО2 жилого помещения, в отношении которого возник спор, на условиях социального найма в бессрочное пользование: вселение истца в спорное жилое помещение распорядителем жилищного фонда на неограниченный срок; длительное проживание в нем; исполнение обязанностей по оплате за пользование жильем и коммунальными услугами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ к числу способов защиты гражданских прав, относятся его признание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о признании за ним право пользования по договору социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: город Петропавловск-Камчатский <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца в части возложения на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск - Камчатского городского округа обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, суд не находит правовых оснований для отказа в удовлетворении такового.
Принимая во внимание, что собственником спорного жилого помещения является Петропавловск-Камчатский городской округ, а в пределы компетенции Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ входит предоставление по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа правомочен решать вопрос о распределении спорного жилого помещения.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 19 и ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договорам социального найма. Пи этом согласно положениям жилищного законодательства, обеспечению жильем на условиях социального найма подлежат лица, не обладающие правом пользования каким-либо иным жилым помещением.
Из содержания ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом.
Частью 1 ст. 62 ЖК РФ предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК РФ).
Из кадастрового паспорта спорного жилого помещения, следует, что оно представляет собой изолированную квартиру, общая площадь которого составляет 32,8 кв.м., а значит, данная квартира может являться самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения.
В настоящее время означенное жилое помещение является единственным местом жительства ФИО2, поскольку другого жилья у него в собственности или в пользовании на ином законном основании не имеется.
Как указывалось судом выше, ФИО2 проживает в спорном жилом помещении на законном основании, несет бремя расходов по его содержанию, что не опровергнуто ответчиком, равно, как и не опровергнут тот факт, что правопритязания в отношении данного помещения со стороны третьих лиц отсутствуют.
С учетом изложенного, требования ФИО2 о возложении обязанности на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право пользования по договору социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: город Петропавловск-Камчатский <адрес>.
Обязать Комитет по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заключить с ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.П. Галеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Л.П. Галеева
Копия верна.
Судья Л.П. Галеева