РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Арекаевой Е.В.
при секретаре Ольховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-220/2020 по административному иску СНТ «Опушка», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству экологии и природопользования Московской области, заинтересованным лицам о признании недействительным распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области, запрете утверждать проект планировки территории в целях размещения многофункционального производственно-логического комплекса, запрете совершать действия по изменению существующей категории земель в отношении земельных участков, -
установил:
Административные истцы - СНТ «Опушка», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к Министерству строительного комплекса ФИО3 <адрес>, Министерству экологии и природопользования Московской области, которым просят признать недействительным распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от <дата> <номер> «О подготовке документации по планировке территории по адресу: <адрес>; запретить Министерству строительного комплекса Московской области утверждать проект по планировке территории в целях размещения многофункционального производственно-логистического комплекса, по адресу: <адрес>; запретить Министерству экологии и природопользования Московской области совершать действия и проводить подготовку проекта постановления об изменении существующей категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" земельных участков с кадастровыми номерами <номер> граничащих с садоводческим некоммерческим товариществом «Опушка», расположенным по адресу: <адрес> из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и много специального назначения".
В обоснование требований в заявлении указывают, что им принадлежат земельные (садовые) участки с номерами <номер> категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: «садоводство», находящиеся по адресу: <адрес> СНТ «Опушка», подтверждением чему служат свидетельства о государственной регистрации права собственности. На данных земельных участках истцы ведут садоводство и огородничество, отдыхают, проживают. С СНТ «Опушка» граничат земельные участки с кадастровыми номерами <номер> <номер> В ходе судебного заседания <дата> по иску о признании недействительным распоряжения от <дата> принятого Министерством строительного комплекса МО было представлено указанное ниже распоряжение. Оказалось, что Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от <дата> № <номер> «О подготовке документации по планировке территории по адресу: <адрес>, вблизи <адрес> было разрешено ФИО2 подготовить документацию по планировке территории в целях размещения многофункционального производственно-логистического комплекса, по адресу: <адрес>. В соответствии с приложением № 1 к распоряжению границы подготовки документации по планировки территории установить вдоль: - с севера - земельных участков для ведения с/х производства, землями лесного фонда, территорией СНТ «Опушка». Указывают, что по состоянию на настоящий момент с учетом полученного разрешения существует реальная угроза и ведутся подготовительные мероприятия, направленные на подготовку документации на планировку территории для размещения производственных объектов и на изменение существующей категории земельных участков граничащих с СНТ «Опушка» с кадастровыми номерами <номер> из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и много специального назначения". Указанное распоряжение дает возможность для изменения категории земельных участков, для размещения производственных объектов III, IV, V класса опасности, что в свою очередь создает угрозу нарушения прав истцов на благоприятную окружающую среду, данное право предусмотрено ст.42 Конституции РФ. Выдача ответчиком разрешения на разработку документации по планировке территории для размещения производственных объектов предполагает изменение существующей категории земельных участков и создание заводов, из-за чего имеется опасность причинения вреда и нарушения права истцов на благоприятную окружающую среду предусмотренному ст.42 Конституции РФ. Вред может быть причинен земельным участкам истцов, здоровью истцов, окружающей среде. Принятие ответчиком постановления об изменении категории земли позволит открыть производство, создать и возвести промышленные объекты, в результате хозяйственной деятельности производственных и промышленных объектов будет причинен вред окружающей среде, почве земельных участков истцов и здоровью истцов. Во время и после окончания строительства объектов промышленного назначения начнется загрязнение: почвы, сточных и подземных вод, которое попадет на территорию садового некоммерческого товарищества «Опушка». В последствии истцы лишатся питьевой воды из колодцев. Тем самым ухудшится экология, пострадает красивая окружающая среда, появятся источники шумового воздействия. Также указывают, что в связи с тем, что прилегающие населенные пункты не газифицированы, отопление зданий возможно осуществить только либо углем, либо мазутом, прилегающие земельные участки будут загрязнены продуктами горения. Изменение категории земли также приведёт к изменению разрешённого использования земельных участков. Считают, что отсутствуют исключительные случаи позволяющие принять решение об изменении категории земель из "сельскохозяйственного назначения" в "промышленности, транспорта и др.", поэтому ответчик не вправе принимать указанное решение, поскольку будет нарушен вышеназванный закон. Указывают, что в Подмосковье достаточно неиспользуемой земли промышленного назначения, имеются иные варианты для размещения промышленных объектов в отдаленных районах Московской области, где очень много неосвоенной земли. К ним можно отнести Наро-Фоминский район, Коломна, Егорьевск, Шатура, Кашира, Ногинск. На основании вышеизложенного, считают, что изменение категории земли из категории сельхозназначения в промышленную нарушит их права и законные интересы, а на данный момент появилась угроза нарушения права на благоприятную окружающую среду гарантированное ст.42 Конституции РФ.
В судебное заседание административные истцы не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены.
Административный ответчик - Министерство строительного комплекса Московской области о дне и времени рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, согласно представленного в материалы дела письменного мнения просит рассматривать дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ФИО2 обратился в Министерство с заявлением от <дата> о принятии решения о подготовке проекта планировки территории с целью включения территории в состав земель населенных пунктов села Ганусово сельского поселения <адрес>. ФИО2 письменно сообщил об осведомленности о необходимости изменения категории земельных участков в соответствии с планируемым размещением объектов общественно-делового и производственно-складского назначения до утверждения документации по планировке территории.
Представленная документация рассмотрена в соответствии с требованиями Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 № 1025/47. С учетом положительного заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Министерством принято Распоряжение. Распоряжение не является основанием для изменения категории земельных участков для размещения многофункционального производственно-логистического комплекса. Согласно Положению о РППТ несоответствие категории земельного участка функциональному назначению объектов не является основанием для отказа в принятии решения, при условии предоставления заявителем информационного письма об осведомленности в обязательном порядке изменения категории земельных участков до утверждения документации (п. 8.7 Положения о РППТ). Оснований для отказа в выдаче Распоряжения у Министерства не имелось. Необходимо отметить, что РППТ даёт только право на разработку документов по планировки территории. Обязательный характер (в определенной части) для неопределенного круга лиц документы по планировки территории приобретут, если будут утверждены по результатам их проверки на соответствие требованиям законодательства в соответствии с установленной процедурой.
Административный ответчик - Министерство экологии и природопользования Московской области, заинтересованным лицам о дне и времени рассмотрения дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, согласно представленного в материалы письменного мнения, просит рассматривать дело в отсутствие представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда, а также указывает, что не согласно в полном объеме с доводами и аргументами истцов, и придерживается правовой позиции, изложенной представителем Министерства строительного комплекса Московской области в возражениях от <дата> В связи с отсутствием каких-либо нарушений прав Истцов Минэкологии Московской области, а также принимая во внимание, что Минэкологии Московской области не осуществляет оформления проекта планировки территории или иных документов, касающихся изменения категории (переводов) земель, поскольку данные полномочия отсутствуют (не поименованы) в Постановлении Правительства Московской области № 277/12 от 26.04.2013г. «Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области».
Заинтересованное лицо – ФИО2 о дне и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица - Администрация Раменского городского округа Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство жилищной политики Московской области о дне и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание представителей не направили.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 289 КАС РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от <дата> № <номер> «О подготовке документации по планировке территории по адресу: <адрес>. разрешено подготовить документацию по планировке территории для размещения многофункционального производственно-логистического комплекса по адресу: <адрес>, <адрес>
Письмами от <дата> ФИО2 сообщил, что осведомлен о необходимости изменения категории земельных участков в соответствии с планируемым размещением объектов общественно-делового и призводственно-складского назначения до утверждения документации по планировке территории.
Административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в СНТ «Опушка», с которым граничат участки, в отношении которых принято оспариваемое распоряжение.
В обоснование заявленных требований административными истцами указывается на то, что оспариваемое решение нарушает их право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Состав проекта планировки территории установлен в ч. 2 и 3 ст. 42 ГрК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 указанной статьи органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016 № 1025/47 утверждено Положение о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в Московской области на основании предложений физических или юридических лиц.
Согласно п. 2.1.1. указанного Положения к лицам, имеющим право на получение решения о подготовке проекта планировки территории, относятся физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования или предоставленными в аренду (субаренду)..
В соответствии с п. 5 Положения центральным органом государственной власти, ответственным за принятие решения, является Минжилполитики Московской области. В принятии такого решения непосредственное участие принимает Мособлархитектура
Из содержания п. 6.4. Положения усматривается, что результатом рассмотрения заявления является распоряжение Министерства о подготовке документации, а также отказ в принятии решения.
Перечень документов, необходимых для принятия решения, указан в п. 9 Положения. Основания для отказа в принятии решения указаны в пункте 10.1. Положения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение не является основанием для изменения категории земельных участков для размещения многофункционального производственно-логистического комплекса, поскольку дает только право на разработку документов по планировки территории. Обязательный характер для неопределенного круга лиц документы по планировки территории приобретут, если будут утверждены по результатам их проверки на соответствие требованиям законодательства в соответствии с установленной процедурой.
Распоряжение о подготовке документации по планировке территории, а также ее согласование в различных инстанциях сами по себе не порождают каких-либо прав и обязанностей, не создают кому-либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, в связи с чем не могут повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод административных истцов и других лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение издано компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям законодательства. Также, суд отмечает, что административными истцами не доказано нарушение их прав действиями и решениями административных ответчиков.
В связи с указанным, у суда не имеется оснований для запрета Министерству строительного комплекса Московской области утверждать проект планировки территории в целях размещения многофункционального производственно-логического комплекса, запрете Министерству экологии и природопользования Московской области совершать действия по изменению существующей категории земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер>
Руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска СНТ «Опушка», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству экологии и природопользования Московской области, заинтересованным лицам о признании недействительным распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от <дата> <номер> запрете Министерству строительного комплекса Московской области утверждать проект планировки территории в целях размещения многофункционального производственно-логического комплекса, запрете Министерству экологии и природопользования Московской области совершать действия по изменению существующей категории земель в отношении земельных участков – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2020 года.