РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Власове В.А.,
в отсутствие сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5407/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Стариковой Н.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Стариковой Н.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором с учетом уточнений просила взыскать с ответчика транспортный налог с физических лиц за 2017,2018, 2020 г. в размере 10 558,47 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 32,39 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги, не исполнила в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в ее адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Старикова Н.В., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении требований в связи с своевременной оплатой налога, представила в материалы дела квитанции, подтверждающие оплату задолженности в полном размере.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2018-2020 г. Старикова Н.В. являлась собственником автомобилей №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Согласно базе данных налогового органа административный ответчик подключен к личному кабинета налогоплательщика 27.12.2013 г.
25.09.2021 г. налоговым органом в адрес Стариковой Н.В., через личный кабинет налогоплательщика, было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2021 г., в котором предлагалось уплатить не позднее 01.12.2021 г. в том числе: транспортный налог за 2018 г. за автомобиль без марки <данные изъяты> в размере 3 375 рублей. Направление налогового уведомления подтверждается выпиской из личного кабинета налогоплательщика (л.д. 9).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
В силу пп. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 КАС Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Ввиду невнесения Стариковой Н.В. оплаты транспортного налога за 2018, 2020 налоговый период, налоговым органом были начислены пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 49,58 рублей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
18.12.2021 г. Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в адрес налогоплательщика Стариковой Н.В. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № по состоянию на 15.12.2021 г. об уплате транспортного налога в размере 15 255 рублей, пени по транспортному налогу в размере 49,58 рублей.
Налоговым органом был предоставлен срок исполнения требования № № до 18.01.2022 года.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В связи с неисполнением административным ответчиком требований об уплате задолженности налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
12.05.2022 года мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании со Стариковой Н.В. недоимки по налогу и пени в общей сумме 10 592,39 рублей, который определением от 25.05.2022 г. был отменен на основании возражений, поступивших от должника.
Вместе с тем, согласно предоставленным административным ответчиком квитанциям, 27.11.2021 г. Стариковой Н.В. был произведен налоговый платеж в размере 4 695 рублей (29.05.2019 г.) и 5 280 рублей, при этом оплата налога произведена через личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, задолженность о транспортному налогу согласно налоговому уведомлению № от 01.09.2021 г. в размере 9 975 рублей Стариковой Н.В. погашена в полном объеме, в свзи с чем требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие выявление недоимки за 2017 год, а именно налоговое уведомление о начислении транспортного налога за 2017 налоговый период, сведения в его направлении в адрес налогоплательщика, в связи с чем, исковые требования о взыскании со Стариковой Н.В. задолженности в размере 5 278,47 рублей удовлетворению не подлежат.
Поскольку транспортный налог за 2018, 2020 год был оплачен Стариковой Н.В. 27.11.2021 г. в установленный налоговым уведомлением № № срок и по указанным реквизитам, то начисление пени произведено налоговым органом необоснованно, в связи с чем исковые требования в части взыскания пени по транспортному налогу за период с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в размере 32,39 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС № 23 по Самарской области к Стариковой Н.В. о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.12.2022 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина