Решение в окончательной форме
принято 2 марта 2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 20 февраля 2015 г.
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Чубарь Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-407/2015 по заявлению Чипуштанова А.Ю. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления Администрация Полевского городского округа и оспаривании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.»,
УСТАНОВИЛ:
Чипуштанов А.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления Администрация Полевского городского округа и оспаривании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.», мотивируя это тем, что является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <. . .>, <. . .>. . . .г. он подал Главе Полевского городского округа заявление о предоставлении этого участка ему в собственность. В декабре 2014г. он получил копию постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.». В предоставлении участка ему отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории реконструкции индивидуальной жилой застройки для строительства микрорайона «Южный». В предоставлении плана застройки ему отказали, сославшись на то, что его не существует, поэтому заявитель считает отказ в предоставлении участка незаконным. Также заявитель считает, что Главой Полевского городского округа допущено незаконное бездействие, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения его обращения.
В судебное заседание заявитель не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель заявителя Дороднов В.В. доводы заявления поддержал и пояснил, что ответ на обращение заявителя не был дан в течение тридцати дней с момента его поступления. Только после обращения на личном приеме Глава Полевского городского округа выдал ответ. План реконструкции микрорайона «Южный» ему в Администрации Полевского городского округа отказались предоставить. По его мнению, отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, поскольку является надуманным, принятым на основании плана застройки, который должен утверждаться каждые пять лет.
Представитель Главы Полевского городского округа Дрягин С.А. с заявлением не согласился и пояснил, что позиция заявителя не обоснована, никаких нарушений при рассмотрении его заявления не допущено. Процедура предоставления земельного участка – длительная, занимает от трех до пяти месяцев.
Представитель Главы Полевского городского округа Шевченко Е.В. с заявлением не согласилась и пояснила, что к полномочиям Главы Полевского городского округа относится решение вопроса о предоставлении земельных участков. Решением Думы Полевского городского округа утвержден Генеральный план г. Полевского, которым предусмотрено развитие микрорайона «Южный». В настоящее время разрабатывается план его капитального строительства, готовится последующая резервация земель для муниципальных нужд для развития территории. Земельный участок ранее предоставлен заявителю на праве аренды для огородничества, он расположен в зоне секционной застройки средней этажности до четырех этажей. В этой зоне не предусматривается использование земельных участков для целей огородничества. Проведенной проверкой установлено, что участок не используется Чипуштановым А.Ю. по назначению: он не разработан, зарос травянистой растительностью, кустарником и деревьями, не являющимися культурными насаждениями. Совокупность этих обстоятельств свидетельствует о невозможности предоставления земельного участка в собственность. До утверждения проекта планировки участок может использоваться для целей огородничества без права его выкупа. В связи с этим она просит отказать в удовлетворении заявления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что при рас-смотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», орган местного самоуправления совершает следующие действия:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 1 статьи 12 названного закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно пункту 2 статьи 12 указанного закона, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В судебном заседании установлено, что . . .г. Чипуштанов А.Ю., действуя через своего представителя Дороднова В.В., обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <. . .>, г<. . .>, кадастровый номер <данные изъяты>, находящегося у него во владении на праве аренды по договору от . . .г. №. Это обстоятельство подтверждается копией названного заявления (л.д. 7).
Решение по обращению Чипуштанова А.Ю. Главой Полевского городского округа принято только . . .г., что подтверждается копией постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.» (л.д. 6).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обращение заявителя рассмотрено органом местного самоуправления только спустя четыре месяца после его подачи. В связи с этим суд считает установленным факт незаконного бездействия Главы Полевского городского округа, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления Чипуштанова А.Ю., а потому требования заявителя в части признания незаконным бездействия подлежат удовлетворению.
Поскольку в настоящее время ответ заявителю дан, то оснований для возложения на Главу Полевского городского округа обязанности по устранению нарушений прав Чипуштанова А.Ю. не имеется.
Что касается требования заявителя о признании незаконным постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.», то суд считает, что оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Этот установленный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка не препятствует органу местного самоуправления отказать в предоставлении земельного участка в собственность гражданина, если это нарушает иные нормы земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления …, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В заявлении Чипуштанова А.Ю., поданном его представителем, цель предоставления земельного участка не указана, в связи с чем, Глава Полевского городского округа вправе был исходить из того, что цель использования земельного участка, испрашиваемого заявителем – огородничество.
По данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 66:59:0102016:0355 имеет вид разрешенного использования: под огородничество.
Согласно генеральному плану, утвержденному Решением Думы Полевского городского округа от 4 декабря 2012г. № 601, Правилам землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденным Решением Думы Полевского городского округа от 4 декабря 2012г. № 602, испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки средней этажности до четырех этажей (Ж6). Зона застройки домами блокированного типа и домами секционного типа не более 4-х этажей Ж6 имеет следующие основные виды разрешенного использования земельных участков:
- блокированные жилые дома до 3-х этажей с приквартирными земельными участками;
- многоквартирные жилые дома секционного типа не выше 4-х этажей;
- детские дошкольные учреждения и иные объекты дошкольного воспитания;
- школы общеобразовательные;
- встроенно-пристроенные объекты обслуживания, общественного питания и торговли;
- детские дошкольные учреждения, иные объекты дошкольного воспитания;
- школы общеобразовательные.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- пристроенные или встроенные в блокированные жилые дома гаражи, открытые автостоянки на индивидуальных земельных участках;
- парковки и гаражи индивидуального транспорта для домов секционного типа;
- площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха;
- отдельно стоящие хозяйственные постройки к жилым домам блокированного типа;
- временные объекты обслуживания (киоски, павильоны);
- индивидуальные резервуары для хранения воды;
- объекты инженерного обеспечения;
- объекты пожарной охраны;
- площадки для сбора бытового мусора.
Условно разрешенные виды использования:
Размещение объектов социального и коммунально-бытового назначения возможно при условии соблюдения требований технических регламентов (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") и при соблюдении требований по организации санитарно-защитных зон, если для размещаемого объекта согласно санитарной классификации необходимо их установление. В этой зоне не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельных участков как «огородничество».
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков. По смыслу ч. 1 ст. 37 названного кодекса, земельные участки должны использоваться в соответствии с установленными для них разрешенными видами использования.
С учетом приведенных выше градостроительных регламентов Полевского городского округа, испрашиваемый заявителем земельный участок, расположенный в градостроительной зоне, для которой установлены определенные виды разрешенного использования территории, не предусматривающие возможность использования участка под огородничество. В связи с этим, испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен Чипуштанову А.Ю. для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, по мнению суда, Главой Полевского городского округа принято законное решение об отказе в предоставлении Чипуштанову А.Ю. земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Чипуштанова А.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа, выразившееся в нерассмотрении в установленный срок заявления Чипуштанова А.Ю. от . . .г. о предоставлении земельного участка в собственность.
В удовлетворении заявления Чипуштанова А.Ю. об оспаривании постановления Главы Полевского городского округа от . . .г. № «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность Чипуштанову А.Ю.», отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий