Производство № 2-817/2021 (2-7559/2020;)
УИД 28RS0004-01-2020-011987-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021 г. г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре судебного заседания Антоновой О.А.,
с участием представителей истцов министерства природных ресурсов Амурской области – Яновой О.В., Мурмило Р.С., представителя ответчика ООО «ТРИ П» - Сугайло К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства природных ресурсов Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью «ТРИ П» о возмещении вреда, причиненного водному объекту,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование, указав, что с целью выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) от 17.09.2020 № 128 «Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования» должностными лицами министерства в период с 21.09.2020 по 27.09.2020, осуществлен осмотр водных объектов на территории Селемджинского района.
В рамках надзорных мероприятий 25.09.2020 при обследовании русла водного объекта р. Малый Караурак установлено, что до попадания на участок ведения горных работ природная вода р. Малый Караурак не имеет признаков загрязнения взвешенными веществами, а уже на выходе с участка ведения горных работ вода загрязнена взвешенными веществами. На участке ведения горных работ размещены строения, расположена спецтехника, также въезд на участок перекрыт шлагбаумом.
Для оценки влияния хозяйственной деятельности на водный объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"05.09" El32°52"41.02") и ниже (N53°03"46.30" El32°52’41.53") участка ведения горных работ (акт отбора и исследования проб природной воды от 25.09.2020).
По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (133,24 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 132,51 мг/дм3 что оказывает негативное влияние на водный объект.
С целью выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) от 17.09.2020 № 128 «Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования», должностными лицами министерства в период с 21.09.2020 по 27.09.2020, осуществлен осмотр водных объектов на территории Селемджинского района.
В рамках надзорных мероприятий 23.09.2020 при обследовании русла водного объекта р. Малый Караурак установлено, что до попадания на участок ведения горных работ природная вода р. Малый Караурак не имеет признаков загрязнения взвешенными веществами, а уже на выходе с участка ведения горных работ вода загрязнена взвешенными веществами. На участке ведения горных работ размещены строения, расположена спецтехника, также въезд на участок перекрыт шлагбаумом.
Для оценки влияния хозяйственной деятельности на водным объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"03.51" Е132°52"37.53") и ниже (N53°03"46.62" Е132°52"41.55") участка ведения горных работ (акт отбора и исследования проб природной воды от 23.09.2020).
По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (254,97 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 254,24 мг/дм3, что оказывает негативное влияние на водный объект.
В соответствии с требованиями, установленными приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте ниже ведения работ не должно превышать 0,25 мг/дм3 к фоновому содержанию взвешенных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и 1 категории, и 0,75 мг/дм3 для водных объектов хозяйственного значения 2 категории.
Для установления лиц, причастных к загрязнению водного объекта р. Малый Караурак министерством направлен запрос в отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по Амурской области. Согласно полученного ответа в границах географических координат №*** осуществляются горные работы по лицензии на пользование недрами БЛГ 03814 БР, зарегистрировано 05.02.2020. Согласно федеральной государственной информационной системе «Автоматизированная система лицензирования недропользования» лицензия на пользование недрами БЛГ 03814 БР выдана обществу с ограниченной ответственностью «ТРИ П», с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых. Участок недр расположен в бассейне нижнего течения р. Караурак Малый в Селемджинском районе Амурской области.
В нарушение данных требований законодательства, ООО «ТРИ П» осуществляет деятельность по добыче россыпного золота по лицензии БЛГ 03814 БР с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект р. Малый Караурак по взвешенным веществам.
По данному факту постановлением министерства природных ресурсов Амурской области № 10-23/150 от 28.10.2020, ООО «ТРИ П»» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В связи с тем, что загрязнение водного объекта р. Малый Караурак происходило с 23.09.2020 по 25.09.2020, в соответствии с пунктом 22 Методики, министерством произведен расчет размера вреда, который составил 135 344 115 (сто тридцать пять миллионов триста сорок четыре тысячи сто пятнадцать) рублей.
На основании изложенного с учетом уточнения предмета исковых требований просит суд:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Три П» в пользу Российской Федерации вред, причиненный водному объекту р. Малый Караурак в размере 135 344 115 (сто тридцать пять миллионов триста сорок четыре тысячи сто пятнадцать) рублей
2. Денежные средства уплачиваемые в счет возмещения вреда подлежат перечислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области.
Определением Благовещенского городского суда от 11.01.2021 года объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство гражданские дела: М-8454/2020 – министерства природных ресурсов Амурской области к ООО «ТРИ П» о возмещении вреда, причиненного водному объекту в размере 1931026 рублей и М-8453/2020 министерства природных ресурсов Амурской области к ООО «ТРИ П» о возмещении вреда, причиненного водному объекту в размере 3708312 рублей.
Определением Благовещенского городского суда от 14.01.2021 года к производству Благовещенского городского суда приняты уточнения предмета исковых требований, в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, к участию в деле для дачи заключения привлечен Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор.
Определением Благовещенского городского суда от 26.01.2021 года к участию в деле для дачи заключения в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ привлечена Амурская бассейновая природоохранная прокуратура.
В судебном заседании представители истца министерства природных ресурсов Амурской области настаивали на удовлетворении иска с учетом уточнения предмета заявленных требований в полном объеме, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ТРИ П» - Сугайло К.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержал позицию, изложенную в письменных возражения на иск, из которых следует, что обосновывая законность заявленных требований, истец ссылается на акты отбора проб от 23 сентября и 25 сентября 2020 года соответственно. Вместе с тем, как следует из указанных актов, что место отбора, проба, поименованной как «проба №1», взята за пределами водного объекта из водоотводного канала, что подтверждается схемой изъятия проб, таким образом, данные указанной пробы не могут быть применены для расчета уровня ПДК взвешенных веществ.
Недостоверность результатов данной пробы также подтверждается тем, что ПДК взвешенных веществ согласно данной пробы не превышает 1 мг/дмЗ, в то время как из справки РОСГИДРОМЕТ от 06.08.2020 №590- ОММ исходя из которой средняя концентрация взвешенных веществ в р. Малый Караурак составляет 18 мг/ л.
Кроме того, вызывают сомнения законность отбора проб сотрудниками министерства природных ресурсов Амурской области старшим государственным инспектором Амурской области в области окружающей среды Е.М. Гороженко и государственным инспектором Амурской области в области окружающей среды Р.С. Мурмило, поскольку согласно п,7 ПНД Ф 14.1:2:4.254 к выполнению измерений и обработке их результатов допускаются лица, имеющие среднее специальное или высшее образование химического профиля, владеющие техникой гравиметрического анализа и изучившие правила эксплуатации используемого оборудования, вместе с тем сведений о данном образовании у указанных выше сотрудников не имеется. Также сами пробы имеют некорректную нумерацию, поскольку маркировка «Проба №1» и проба «Проба №2» не позволяет идентифицировать данную пробу, что противоречит требованиям п.9 ПНД Ф 14.1:2:4.254 согласно которой при отборе проб составляют сопроводительный документ по утвержденной форме, в котором указывается шифр пробы.
Истец должен подтвердить факт причинения реального ущерба, что истцом сделано не было. Указанная позиция согласуется с выводами Верховного Суда РФ, в Определении Верховного Суда РФ от 02.02.2017 N 309-ЭС16-19565 по делу N А60-53695/2015 указавшему, что факт превышения предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ на спорных выпусках может являться основанием для начисления сверхлимитной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку порождает экологический риск, что само по себе не является достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению реального ущерба, причиненного окружающей среде (статья 16 Закона об охране окружающей среды), так как надлежит установить сам факт реального причинения вреда.
На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Стороной истца были представлены письменные пояснения на возражения ответчика, из которых следует следующее.
Рейдовый осмотр водного объекта р. Малый Караурак проведено министерством природных ресурсов Амурской области, специалисты которого действовали в рамках полномочий согласно Положению о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 №222.
Так, в соответствии с п. 3.34 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 222, министерство осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
Согласно п. 3.1.2.1 Административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом МПР Амурской области от 21.03.2016 № 40-ОД, к мероприятиям по контролю, в частности относится исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в полномочия министерства природных ресурсов области входит проведение исследования состояния объектов окружающей среды, в том числе водных объектов.Постановление Правительства Амурской области от 17.11.2011 №791 утвержден Перечень должностных лиц министерства природных ресурсов Амурской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор.
К ним относятся, в том числе:заместитель министра природных ресурсов Амурской области, курирующий вопросы в сфере регионального государственного надзора - заместитель главного государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды. Данную должность замещает Гороженнко Е.М.; ведущий консультант отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области - государственный инспектор Амурской области в области охраны окружающей среды. На момент взятия проб Мурмило Р.С. замещал указанную должность.
Таким образом, указанные лица имели право исследовать и измерять параметры природных объектов окружающей среды, в том числе и воды.
Добыча россыпного золота, которая проводилась и проводится в непосредственной близости и в самих руслах малых рек, приводит к изменению естественного рельефа пойменно-русловых комплексов и долин рек, в связи с чем русловая форма рельефа водотока значительно отличается от естественного русла.
Так, 23.09.2020 и 25.09.2020 должностными лицами министерства осуществлен осмотр и обследование водного объекта р. Малый Караурак, в ходе которого было определено речное русло, в котором сосредоточена большая часть речного потока, где и были произведены отборы проб природной воды со съемкой географических координат. С учетом изложенного, указанный довод ответчика по несовпадению географических координат пробы № 1, несостоятелен.
При отборе проб природной воды должностное лицо министерства руководствовалось общепринятыми национальными и межгосударственными стандартами (требованиями) к отбору проб воды - «ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» (введен в действие Приказом Госстандарта от 29.11.2012 № 1513-ст).В соответствии с пунктом пункту 6.1 указанного ГОСТа допускается кодировать информацию о месте отбора проб и условиях, при которых они были отобраны при помощи нанесения на емкость для отбора проб несмывающегося шифра (кода). Таким образом, маркировка проб шифром (кодом) не является обязательным условием при отборе проб.
Цифровой анализатор взвешенных веществ ФАВ - прибор, предназначенный для измерения массовой концентрации взвешенных веществ различного дисперсного состава в пробах природных, питьевых и сточных вод фотометрическим методом. На прибор выдано Свидетельство об утверждении типа средств измерений, зарегистрировано в ГРСИ под № 72.
В соответствии с п.1. ГОСТ Р 8.563-2009 для метрологического обеспечения анализаторов серии ФАВ в ООО «НИИ «Уралхимэкология» разработана «Методика измерений массовой концентрации взвешенных веществ в пробах природных, питьевых и сточных вод фотометрическим методом».
Свидетельство об аттестации методики выполнения измерений № 223.0392/01.00258/2013 от 20.12.2013 (аттестована ФГУП «Уральский научно- исследовательский институт метрологии» (УНИИМ), г. Екатеринбург). Методика зарегистрирована в государственном реестре аттестованных методик (методов) измерений Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений за номером ФР.1.31.2014.17216. Поверка анализаторов серии ФАВ осуществляется по документу МП 39-251- 2018 «ГСИ. Анализаторы взвешенных веществ фотоэлектрические ФАВ. Методика поверки», утверждённому ФГУП «УНИИМ» в 2018 г. Анализатор серии ФАВ с серийным номером АО 120 прошёл поверку 09.12.2019, свидетельство о поверке № 007440-2050-251.
Отбор проб производился в одноразовую пластиковую емкость объемом 0,5 л. В соответствии с таблицей 1 Методы хранения и консервации Проб для обобщенных показателей «ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» для определения показателя взвешенных веществ применяются емкости для отобранных проб, изготовленные из полимерных материалов или стекла.
В соответствии с описанием (техническими характеристиками) прибора анализатор ФАВ является инструментом фотометрического анализа, относящего, наряду с гравиметрическим (весовым) анализатором, К группе физико-химических методов количественного химического анализа.
Для использования анализатора ФАВ не требуется наличие стационарной химической лаборатории. Анализатор ФАВ позволяет проводить экспресс-оценку концентрации взвешенных веществ прямо; у источника анализируемого объекта (водной среды). Адаптирован для работы в стационарных и передвижных лабораториях, а также в экспедициях (полевых условиях).
Измерительная шкала анализатора ФАВ откалибрована в единицах массовой концентрации взвешенных веществ (мг/дмЗ) с помощью специально разработанного для этого государственного стандартного образца (ГСО).
Анализатор ФАВ не требует проводить дополнительные процедуры по сравнительному определению косвенных показателей степени мутности и прозрачности и их переводу в прямые показатели концентрации взвешенных веществ в анализируемом объекте, а так же не требует для получения результатов измерений концентрации взвешенных веществ создания и поддержания специальных условий - температура и объём раствора, концентрация каких-либо реагентов (реактивов), скорость перемешивания, время проведения измерений.
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, представил письменную позицию по делу с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, из которой следует, что участие прокурора по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и дачи по ним заключения не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Права и обязанности прокурора по отношению к сторонам, участвующим в деле, решением суда не затрагиваются.
Река Малый Караурак расположена в пределах одного субъекта Российской Федерации, в связи с чем подлежит региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
В соответствии с п. п. 1.5.1 п. 1.5 Административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 21.03.2016 № 40-ОД должностные лица министерства, являющиеся государственными инспекторами Амурской области в области охраны окружающей среды, при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий и в установленном законодательством Российской Федерации порядке имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Таким образом, исковое заявление о взыскании вреда причиненного водному объекту предъявлено министерством природных ресурсов Амурской области в переделах установленных законодательством полномочий, является обоснованным.
Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в отношении ООО «Три П» в 2020 году не проводились, в связи с чем представить их материалы не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу требований ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
На основании ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что к компонентам природной среды относятся - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, к основным принципам водного законодательства относится приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Часть 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В силу статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) также предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ, а также в статье 69 ВК РФ предусмотрено, что вред, причиненный водным объектам, возмещается в соответствии с методикой, утвержденной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектом вследствие нарушения водного законодательства.
В соответствии с п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2011 № ГКПИ11-1868, из положений статьи 77 Закона N 7-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации следует, что негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в пределах установленных нормативов компенсируется установленной платой за такое воздействие. При осуществлении указанной деятельности с нарушением водного законодательства плата, предназначенная для компенсации причиняемого водному объекту вреда, не вносится, в связи с чем, вред подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от превышения установленных нормативов.
Из системного анализа положений статьи 1, пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ следует, что проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, содержание которых в водном объекте превышает предельно допустимые нормативы, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, так как загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водоема.
Судом установлено, что на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 17.09.2020 № 128 «Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования» должностными лицами министерства в период с 21.09.2020 по 27.09.2020, осуществлен осмотр водных объектов на территории Селемджинского района.
Как следует из материалов дела, министерством природных ресурсов Амурской области рамках надзорных мероприятий 23.09.2020 года, 25.09.2020 года при обследовании русла водного объекта р. Малый Караурак установлено, что до попадания на участок ведения горных работ природная вода р. Малый Караурак не имеет признаков загрязнения взвешенными веществами, а уже на выходе с участка ведения горных работ вода загрязнена взвешенными веществами.
Согласно акту отбора и исследования проб от 23.09.2020 года, для оценки влияния хозяйственной деятельности на водный объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"03.51" Е132°52"37.53") и ниже (N53°03"46.62" Е132°52"41.55") участка ведения горных работ.
По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (254,97 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 254,24 мг/дм3.
Согласно акту отбора и исследования проб от 25.09.2020 года, для оценки влияния хозяйственной деятельности на водный объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"05.09" El32°52"41.02") и ниже (N53°03"46.30" El32°52’41.53") участка ведения горных работ.
По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (133,24 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 132,51 мг/дм3.
Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования от 30.09.2020 г.№ 128 следует, что министерством природных ресурсов Амурской области рамках надзорных мероприятий в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 17.09.2020 г. № 128, был проведен плановый осмотр, обследование территорий Селемджинского района.
23.09.2020 года при осмотре территории выявлено загрязнение водных объектов р. Малый Караурак, р. Гербичан и р. Лукачек взвешенными веществами.
При обследовании русла водного объекта р. Малый Караурак установлено, что до попадания на участок ведения горных работ природная вода р. Малый Караурак не имеет признаков загрязнения взвешенными веществами, а уже на выходе с участка ведения горных работ вода загрязнена взвешенными веществами. На участке ведения горных работ размещены строения, расположена спецтехника, также въезд на участок перекрыт шлагбаумом. Для определения количества взвешенных веществ в водном объекте были отобраны пробы природной воды.
Результаты исследования проб природной воды, отобранных в р. Малый Караурак:
проба № 1 – выше участка ведения горных работ (№53°05"03.51Е132°52’37.53") – 0,73 мг/дм3;
проба № 2 - нижеучастка ведения горных работ (№53°03"46.62" Е132°52"41.55") - 254,24 мг/дм3.
25.09.2020 года проведен повторный осмотр водного объектар. Малый Караурак, на котором отобраны пробы природной воды для подтверждения загрязнения взвешенными веществами.
Результаты повторного исследования проб природной воды водного объекта р. Малый Караурак:
проба № 1 – выше участка ведения горных работ (№53°05"05.09 Е132°52’41.02") – 0,73 мг/дм3;
проба № 2 - ниже участка ведения горных работ (№53°03"46.30" Е132°52"41.53") - 133,24 мг/дм3.
В плане-схеме к акту планового (рейдового) осмотра, обследования от 30.09.2020 г. № 128 указаны схемы отбора проб природной воды р. Малый Караурак от 23.09.2020 г., а также от 25.09.2020 г.
Фиксация хода отбора, исследования и результатов исследования проб на р. Малый Караурак 23.09.2020 г. и 25.09.2020 г. отражены в фототаблице к акту планового (рейдового) осмотра, обследования от 30.09.2020 г. № 128.
Из материалов дела следует, что ООО «Три П» имеет следующие лицензии выданные Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу:
БЛГ 03773 БР от 27.12.2019, сроком действия до 27.12.2039 с целевым назначением и видами работ – для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Участок недр расположен в долине р. Селемджа, бассейнах руч. Памятник, правых притоков р. Селемджа в Селемджинском районе Амурской области.
БЛГ 03814 БР от 05.02.2020, сроком действия до 05.02.2035 с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых. Участок недр расположен в бассейне нижнего течения р. Караурак Малый в Селемджинском районе Амурской области.
БЛГ 03979 БР от 10.08.2020, сроком действия до 10.08.2035, вид пользования недрами – геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых.Участок недр расположен в бассейне р. Семертак в Селемджинском районе Амурской области.
В связи с тем, что ООО «ТРИ П» допустило нарушение требований природоохранного законодательства и правил охраны водных объектов, выразившееся в нарушении требований к охране водных объектов, которое привело к загрязнению водного объекта р. Караурак Малый в Селемджинском районе Амурской области, ООО «ТРИ П» было привлечено к административной ответственности.
Постановлением № 10-23/148 от 28.10.2020 года ООО «ТРИ П» признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, наложен административный штраф в размере 150000 рублей.
Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Селемджинского районного суда от 18.12.2020 года, постановление ведущего консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды от 28.10.2020 г. № 10-23/148 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «ТРИ П» - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Постановлением № 10-23/150 от 28.10.2020 года ООО «ТРИ П» признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 150000 рублей.
Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Селемджинского районного суда от 18.12.2020 года, постановление ведущего консультанта отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области – государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды от 28.10.2020 г. № 10-23/150 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «ТРИ П» - оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
28.10.2020 г. Министерством природных ресурсов Амурской области в отношении ООО «ТРИ П» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из указанного представления, для оценки влияния хозяйственной деятельности на водным объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"03.51" Е132°52"37.53") и ниже (N53°03"46.62" Е132°52"41.55") участка ведения горных работ (акт отбора и исследования проб природной воды от 23.09.2020). По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (254,97 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 254,24 мг/дмЗ что оказывает негативное влияние на водный объект. Таким образом установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «ТРИ П» осуществляет деятельность по добыче россыпного золота по лицензии БЛГ 03814 БР с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект р. Малый Караурак взвешенными веществами.
28.10.2020 г. Министерством природных ресурсов Амурской области в отношении ООО «ТРИ П» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из указанного представления, для оценки влияния хозяйственной деятельности на водный объект р. Малый Караурак произведен отбор проб природной воды выше (N53°05"05.09" El32°52"41.02") и ниже (N53°03"46.30" El32°52’41.53") участка ведения горных работ (акт отбора и исследования проб природной воды от 25.09.2020). По результатам исследования проб воды установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Малый Караурак ниже ведения горных работ (133,24 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ выше места ведения горных работ (0,73 мг/дм3) на 132,51 мг/дм3 что оказывает негативное влияние на водный объект. Таким образом установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «ТРИ П» осуществляет деятельность по добыче россыпного золота по лицензии БЛГ 03814 БР с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект р. Малый Караурак взвешенными веществами.
13.12.2020 года Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором в отношении министра природных ресурсов Амурской области вынесено представление об устранении нарушений закона.
В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения Министерством полномочий по осуществлению регионального экологического надзора.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающем среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пункты 1.5.2 Административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора утвержденного приказом министра природных ресурсов Амурской области 21.03.2016 № 40-ОД (далее - Административный регламент), установлено, что должностные лица министерства при исполнении своих должностных обязанностей в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
В соответствии с п. 3.10.1 Административного регламента должностное лицо (лица) министерства, проводившее проверку, обязано рассчитать размер вреда окружающей среде в случае выявления нарушений законодательства в результате которых произошло загрязнение окружающей среды.
Установлено, что на основании приказа министра природных ресурсов Амурской области от 17.09.2020 № 128 «Об утверждении задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования» должностными лицами Министерства в период с 21.09.2020 по 27.09.2020 осуществлен осмотр водных объектов на территории Селемджинского района, в ходе которого 23.09.2020 и 25.09.2020 отобраны пробы природной воды в р. Малый Караурак.
По результатам проведенного осмотра и исследования проб природной воды выявлен факт загрязнения ООО «Три П» р. Малый Караурак, в результате которого причинен вред водному объекту.
Министерством 01.10.2020 произведены расчеты размера вреда причиненного водному объекту р. Малый Караурак 23.09.2020 и 25.09.2020 который в общей сумме составил 5 639 338 руб. В связи с этим, Министерством 28.10.2020 ООО «Три П» направлены претензионные письма об его уплате.
Согласно п. 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87, исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект. Однако, как установлено в ходе проверки, фактически вред, причиненный водному объекту р. Малый Караурак, с учетом длительности негативном воздействия в период с 23 по 25.09.2020 составил 135 344 115 руб. Вместе с тем, должностными лицами Министерства изначально расчет вреда, причиненного водному объекту р. Малый Караурак, произведен не в полном объеме, мер ко взысканию с ООО «Три П» указанного вреда не принято. Выявленные факты ненадлежащего исполнения Министерством полномочий не способствуют решению задач, стоящих перед органами государственной власти, в том числе при осуществлении регионального экологического надзора.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сфера его применения распространяется на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" измерения должны выполняться в соответствии с аттестованными методиками измерений.
Общие требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств установлены в ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб".
В материалы дела представлены акты отбора и исследования проб от 23.09.2020 и 25.09.2020 гг., акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 30.09.2020 г., в соответствии с которыми при обследовании водного объекта было обнаружено загрязнение водного объекта р. Малый Караурак взвешенными веществами.
Согласно п. 6.3 ГОСТ 31861-2012 результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
В представленных суду актах от 23.09.2020 и 25.09.2020 гг. указаны: место отбора проб с координатами отбора, метод отбора, климатические условия окружающей среды при отборе, место проведения анализа проб природной воды, отражено использование технических средств. К указанным актам прилагаются план-схема отбора проб природной воды.
Ответчик указывает, что «проба № 1» взята за пределами водного объекта из водоотводного канала, что подтверждается схемами изъятия проб. Как следует из материалов дела, схемы изъятия проб является приложениями к актам отбора и исследования проб природной воды от 23.09.2020 года и 25.09.2020 года. Из указанных актов следует, что соответствующие пробы № 1 были отобраны выше ведения горных работ на р. Малый Караурак. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено. Согласно пояснениям стороны истца, добыча россыпного золота, которая проводилась и проводится в непосредственной близости и в самих руслах малых рек, приводит к изменению естественного рельефа пойменно-русловых комплексов и долин рек, в связи с чем русловая форма рельефа водотока значительно отличается от естественного русла, отборы проб природной воды были произведены из речного русла, которое было определено должностными лицами министерства природных ресурсов Амурской области в ходе осмотра и обследования водного объекта р. Малый Караурак. Оснований ставить под сомнение указанные доказательства, представленные стороной истца, у суда не имеется. Отборы проб природной воды произведены со съемкой географических координат. В этой связи доводы ответчика о неправильности взятия проб не могут быть признаны состоятельными. Суд не находит оснований сомневаться в правильности установления мест отбора проб.
В соответствии с пунктом пункту 6.1 указанного ГОСТа 31861-2012 допускается кодировать информацию о месте отбора проб и условиях, при которых они были отобраны при помощи нанесения на емкость для отбора проб несмывающегося шифра (кода). Таким образом, нанесение шифра (кода)на емкость для отбора проб не является обязательным требованием.
В соответствии с п. 3.34 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 222, министерство осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
Согласно п. 3.1.2.1 Административного регламента министерства природных ресурсов Амурской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора, утвержденного Приказом МПР Амурской области от 21.03.2016 № 40-ОД, к мероприятиям по контролю, в частности относится исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно представленной стороной истца информации, на момент проведения отбора проб воды, Гороженнко Е.М. замещал должностьзаместителя главного государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды, Мурмило Р.С. замещал должность государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды, то есть являлись должностными лицами министерства природных ресурсов Амурской области, осуществляющих региональный государственный экологический надзор. Таким образом, на указанных сотрудников были возложены полномочия по региональному государственному экологическому надзору, что предусматривает осмотр водных объектов и отбор проб воды.
Требования к форме акта (протокола) отбора проб в действующем законодательстве не предусмотрены. При этом пробы природной воды, которые отобраны в соответствии с актами отбора и исследования проб природной воды р. Малый Караурак от 23.09.2020 года, от 25.09.2020 года отобраны в соответствии с ГОСТом 31861-2012 и Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Акты отбора и исследования проб соответствуют
ГОСТу 31861-2012, содержат полную и раскрытую информацию.
Нарушения при отборе проб природной воды ответчиком документально не подтверждены. Составленные при отборе акты с планом-схемой, фототаблицей, содержат достаточно информации, описывающей процесс отбора проб и расположение точек отбора относительно обследуемого участка, что позволяет точно и однозначно установить места отбора. Представленные фотоматериалы визуализируют отбор и исследование проб на водном объекте, содержат краткое описание, с указанием местонахождения (привязка) по которому проводилось фотографирование, номер участка по схеме, с указанием координат.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что акты отбора проб, и их анализ проведен уполномоченными лицами в соответствии с требованиями законодательства, и принимаются судом как допустимое доказательство, свидетельствующие о загрязнении водного объекта. Акты отбора и исследования проб природной воды р. Малый Караурак соответствуют требованиям ГОСТ 31861-2012, содержат все необходимые сведения и соответственно являются допустимыми доказательствами, подтверждающими результат отбора проб. При этом суд отмечает, что ПНД Ф 14.1:2:4.254-09, на который ссылается представитель ответчика, утратил силу.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения размера вреда и координат взятия проб. В удовлетворении ходатайства ответчика суд отказал, поскольку расчет ущерба, заявленный истцом к взысканию, произведен государственным инспектором в области охраны окружающей среды, расчетным путем на основании на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 и в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Надлежащих доказательств неверного расчета материалы дела не содержат. Ответчик был привлечен к административной ответственности ввиду нарушения требований законодательства, выразившееся в превышении нормативов допустимого воздействия на водный объект р. Малый Караурак по взвешенным веществам. Ответчик, оспаривая координаты места взятия проб, представил суду схемы расположения испрашиваемого земельного участка, вместе с тем, указанные схемы являются ненадлежащим доказательством, так как сведений кем именно составлены схемы, не содержат, схемы не заверены кадастровым инженером.
Разъяснения, содержащиеся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указывают, что по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частей 1, 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Между тем представителем ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств причинения вреда по вине другого лица, наличии иного источника загрязнения, суду не представлено. Доказательств того, что в области р. Малый Караурак иными лицами проводились работы, повлекшие причинение ущерба водному объекту, суду не представлено.
Размер ущерба, причиненного ответчиком водному объектур. Караурак составляет 135344115 рублей.
При этом судом из анализа представленных документов установлено, что расчет ущерба произведен специалистами Министерства природных ресурсов Амурской области в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 и результатами проведенных анализов природной воды.
Расчет размера вреда произведен в соответствии с п. 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
При исчислении размера вреда по данной формуле учитываются: коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года; коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов); коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития; таксы для исчисления размера вреда от сброса i-гo вредного загрязняющего) вещества в водные объекты; масса сброшенного i-гo вредного (загрязняющего) вещества; коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект.
Соответственно, в формуле исчисления размера вреда учитываются специфика водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категория водного объекта, климатические условия. То есть, элементы формулы отражают все основные факторы, влияющие на его величину, учитываемые при исчислении вреда.
В соответствии с пунктом 22 Методики масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод при наличии документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, и иных разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, определяется по формуле №10, где в числе прочего отражено, что расход сточных вод и (или) загрязненных дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, с превышением содержания i-гo вредного (загрязняющего) вещества определяется по приборам учета, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с документами, на основании которых возникает право пользования водными объектами, и иными способами и методами расчета объема сброса сточных вод и их характеристик, м3/час (Q).
Оспаривая размер ущерба, ответчик ссылается на нарушение при произведении расчета требований Методики, поскольку истцом в произведенном расчете принято среднее значение установленных показателей взвешенных веществ.
При этом, ответчик доказательств применения исчисленного им значения расхода сброшенных вод, а также наличия у ООО «ТРИ П» приборов учета, по показаниям которых определяется расход сточных вод с превышением содержания загрязняющего вещества либо документов, на основании которых у ответчика возникло право пользования водным объектом, не представил, тем самым не опроверг правильность представленного истцом расчета размера причиненного вреда. Использование при расчете средних показателей не противоречит Методике, которая допускает применение иных способов и методик расчета объема сброса сточных вод и их характеристик.
Кроме того, поскольку забор проб воды происходил 23.09.2020 года и 25.09.2020 года, учитывая короткий промежуток времени между заборами проб и результаты забора проб природной воды, не подтверждается то, что превышения взвешенных веществ в водоеме, определенных актами отбора и исследования проб от 23.09.2020 года, от 25.09.2020 года являются самостоятельными, отдельными друг от друга загрязнениями. В данном случае имело место длительное загрязнение водного объекта с 23.09.2020 года по 25.09.2020 года.
Суд принимает в качестве надлежащего доказательства расчет суммы причиненного ущерба выполненный истцом на основании Методики, поскольку расчет аргументирован, не противоречив относительно юридически значимых обстоятельств, основан на натурных исследованиях объекта, на результатах проб и анализов, полученных ранее в установленном порядке компетентными специалистами, с применением норм права в данной области деятельности.
Учитывая изложенное выше, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит доказанным наличие юридического состава, необходимого для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вреда, причиненного окружающей природной среде. Поскольку установлена совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, исковые требования.
Представленные по делу доказательства в их совокупности приводят к выводу о доказанности истцом факта наступления вредных последствий для водного объекта р. Малый Караурак по вине ответчика в результате воздействия с превышением нормативов на водный объект р. Малый Караурак по взвешенным веществам.
Приведенные ответчиком доводы о неверности представленного истцом расчета ущерба не имеют доказательной базы, опровергаются представленными по делу доказательствами, установленными обстоятельствами.
При этом, суд считает необходимым отметить, что наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба презюмируется самим фактом совершения действий при осуществлении деятельности по добыче россыпного золота по лицензии БЛГ 03814 БР с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект р. Малый Караурак по взвешенным веществам.
В силу изложенного, оценив доказательства в их совокупности, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковоезаявление министерства природных ресурсов Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью «ТРИ П» о возмещении вреда, причиненного водному объекту– удовлетворить.
Взыскать с обществас ограниченной ответственностью «ТРИ П» (ИНН 2801248328) в пользу Российской Федерации вред, причиненный водному объекту р. малый Караурак, в размере 135344115 (сто тридцать пять миллионов триста сорок четыре тысячи сто пятнадцать) рублей.
Денежные средства, уплачиваемые в счет возмещения вреда, подлежат перечислению на счет Управления Федерального казначейства Амурской области (УФК по Амурской области (Министерство природных ресурсов Амурской области) ИНН 2801130936, КПП 280101001, р/с 40101810000000010003 отделение Благовещенск, г. Благовещенск, БИК 041012001, КБК 92411611050010000140, ОКТМО 1064500, УИП 0210104200000000007165794, УИН 2002801248328280101001.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТРИ П» (ИНН 2801248328) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Щедрина О.С.
Решение в окончательной форме принято 05.02.2021 г.