Решение в окончательной форме принято 19 мая 2020 года.
ДЕЛО № 2-293 /2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 г. Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.В. Мялицыной,
при секретаре судебного заседания Захаровой Н.И.,
с участием ответчика Кузмичевой Л.М.,
третьего лица Кузмичева П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества страховой компании «Росгосстрах» к Кузмичевой Людмиле Михайловне, третьему лицу Кузмичеву Павлу Игоревичу о взыскании с наследников ущерба в порядке регресса,
УСТАНОВИЛ:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось с иском к Кузмичевой Л.М., третьему лицу Кузмичеву П.И. о взыскании с наследников К. ущерба в порядке регресса в сумме 23 269 рублей 48 копеек.
Исковые требования мотивированы следующим образом: 19.11.2018 в результате нарушения К. Правил дорожного движения произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) с участием автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением К. и автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №. В результате ДТП автомобилю <данные изъяты> были причинены механические повреждения. На момент ДТП в соответствии с Законом об ОСАГО гражданская ответственность собственника транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Потерпевшему в порядке прямого возмещения убытков выплачено страховой компанией 23 269 рублей 48 копеек. Водитель К. не был включен в число водителей, допущенных к управлению транспортным средством, при этом в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства только водителями, указанными в страховом полисе обязательного страхования, в связи с чем у истца возникло право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты. К. умер ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования предъявлены к его наследникам.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает (л.д. 111).
Ответчик Кузмичева Л.М. в судебном заседании пояснила, что о произошедшем ДТП узнала после смерти К. из письма страховой компании. Не может нести ответственность за причиненный ущерб в результате ДТП, так как обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьему лицу, не переходит по наследству.
По существу аналогичная позиция изложена в письменных пояснениях Кузмичевой Л.М., в которых дополнительно указано о несогласии с исковыми требованиями, так как долг связан с личностью умершего, с его противоправными действиями. Ответственность за нанесение морального и материального ущерба третьему лицу не переходит по наследству согласно статям 418, 383 Гражданского кодекса Российской Федерации, как право, неразрывно связанное с личностью виновного. Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации спорное правоотношение не допускает правопреемства как имеющее тесную связь с личностью наследодателя, поскольку требование основано на виновности К. в ДТП (л.д. 98 – 99).
Третье лицо Кузмичев П.И. в судебном заседании пояснил, что о ДТП узнал только после смерти брата - К. из письма страховой компании. Во время ДТП находился на работе, К. взял автомобиль без его ведома. Считает исковые требования не обоснованными, так как ущерб связан с личностью причинителя вреда, к ответчику отношения не имеет. По существу аналогичная позиция изложена в письменных пояснениях (л.д. 100).
Дело рассматривается в отсутствие представителя истца, заявившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения ответчика, третьего лица, исследовав документы гражданского дела, административного материала по факту дорожно-транспортного происшествия (КУСП №), приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В силу статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств, в том числе при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту «д» части 1 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Исходя из положений статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, правопреемство - это переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований.
В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Дела, возникающие из наследственных правоотношений, связаны с переходом имущественных прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства от наследодателя к наследникам.
Согласно пункту 1 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 19.11.2018 в 19.10 часов в <адрес> произошло ДТП с участием автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением К., и автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением Г. Данное ДТП произошло по вине К., нарушившего пункт 9.10 Правил дорожного движения, который не выдержал безопасную дистанцию до автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, за что привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по постановлению от 19.11.2018.
В результате ДТП причинен материальный ущерб владельцу автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № – поврежден задний бампер (л.д. 6, материал КУСП №).
В соответствии со страховым полисом ОСАГО серии №, собственник транспортного средства автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № – Кузмичев П.И. Среди лиц, допущенных к управлению транспортным средством, указан только Кузмичев П.И. (л.д. 7).
По постановлению от 19.11.2018 К. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление автомобилем, будучи не внесенным в страховой полис ОСАГО (материал КУСП №). Таким образом, гражданская ответственность владельца транспортного средства К. не была застрахована.
Гражданская ответственность владельца автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № застрахована в АО «<данные изъяты>», куда 23.11.2018 поступило заявление собственника автомобиля О. о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО (л.д. 8 – 9).
Наличие причиненного ущерба автомобилю <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № в результате ДТП подтверждается приложением к постановлению от 19.11.2018 об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД, ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ), с которым К. был ознакомлен и возражений не указал (материал КУСП №).
Согласно экспертному заключению № от 04.12.2018, составленного экспертной организацией АО «<данные изъяты>», стоимость восстановления поврежденного транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, составляет 23 311 рублей без учета износа запасных частей, 23 269 рублей 48 копеек – с учетом износа (л.д. 13 – 18).
Автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, направлен на ремонт в С.Т.О.А. ООО «<данные изъяты>». Согласно счету на оплату ремонта от 26.12.2018, стоимость ремонта составила 25 311 рублей, что находится в пределах статистической достоверности (л.д. 10, 11).
АО «<данные изъяты>» 18.02.2019 перечислило ООО «<данные изъяты>» страховое возмещение по полису ОСАГО в сумме 25311 рублей (л.д. 12). ПАО СК «Росгосстрах» 23.04.2019 перечислило АО «<данные изъяты>» 23 269 рублей 48 копеек (л.д. 19).
К. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Из наследственного дела К. установлено, что наследнику Кузмичевой Л.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из однокомнатной квартиры по адресу <адрес>, на оружие модели <данные изъяты>, оружие модели <данные изъяты>, неполученную сумму годового вознаграждения по итогам работы за 2018 год в размере 79 268 рублей 81 копейка, суммы неполученной заработной платы в размере 10 684 рублей 85 копеек (л.д. 32 – 76).
Из исследованного материала проверки КУСП № по факту ДТП 19.11.2018 по адресу <адрес> подтверждается вина К. в ДТП, о чем указано выше.
Поскольку гражданская ответственность владельца транспортного средства К. на момент ДТП не была застрахована, страховая компания вправе требовать с лица, причинившего ущерб, расходы, понесенные на выплату страхового возмещения в результате ДТП, в случае его смерти – с наследников такого лица.
Суд не может согласиться с возражениями ответчика Кузмичевой Л.М. и третьего лица Кузмичева П.И. о необоснованности исковых требований в связи с невозможностью перехода долга из-за его неразрывной связи с личностью причинителя вреда - К., так как такие доводы являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права.
Из указанных выше положений законодательства следует, что обязанность по возмещению ущерба носит имущественный характер, не является неразрывно связанной с личностью причинителя вреда, не требует его личного участия, а потому обязательство, возникшее из деликтных отношений, смертью должника на основании пункта 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации не прекращается, а входит в состав наследства должника вместе с правом собственности на наследственное имущество (статья 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие у наследника сведений об имевшихся обязательствах наследодателя не освобождает лицо, принявшее наследство, от обязанности отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Поскольку наследником К. является ответчик Кузмичева Л.М., которая приняла наследство, стоимость наследственной массы превышает размер обязательства Кузмичева В.А. перед ПАО СК «Росгосстрах», с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 23 269 рублей 48 копеек.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, взыскивается с ответчика (л.д. 5).
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Публичного акционерного общества страховой компании «Росгосстрах» удовлетворить.
Взыскать с Кузмичевой Людмилы Михайловны в пользу Публичного акционерного общества страховой компании «Росгосстрах» сумму ущерба в порядке регресса 23 269 рублей 48 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 898 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья