РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Красная Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-944/2021 по иску и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах Трифоновой В.И,, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения № от 08.04.2021, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
И.О. прокурора города Салехард, действующий в интересах Трифоновой В.И., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ГУ УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе) о признании незаконным решения № от 08.04.2021, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование исковых требований указано, что истец является получателем пенсии по старости, что подтверждается пенсионным делом №. Истец обратилась к ответчику с заявлением об оплате льготного проезда к месту отдыха <адрес>. Ответчиком принято решение об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно на сумму 9 500 рублей, в компенсации остальной части расходов в сумме 2 042 рубля 70 копеек, 2 042 рубля 70 копеек, 5 220 рублей 20 копеек отказано со ссылкой на то, что отсутствует документ, подтверждающий тип (класс) транспортного средства, то есть отсутствует справка о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Данный отказ прокурор полагает необоснованным и просит компенсировать понесенные расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ в оставшейся сумме 8 835 рублей 50 копеек.
Помощник прокурора г. Салехард Усенова Б.А. в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в поданном исковом заявлении.
Истец, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Насирова К.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований иска в заявленном размерер по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец является получателем пенсии по старости, указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось и подтверждается информацией ответчика.
30.03.2021 истец обратилась в ПФР с заявлением о компенсации понесенных расходов на оплату проезда к месту отдыха <адрес>. К заявлению приложила проездные документы, подтверждающие проезд по данному маршруту и несение затрат.
08.04.2021 ПФР принято решение № о частично оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 9 500 рублей.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Москва-Белгород-Москва-Лабытнанги не возмещена с указанием на то, что билеты не соответствуют предъявляемым требованиям в связи с тем, что истцом предоставлены проездные документы ж/д по маршруту Москва-Белгород в плацкартном вагоне скорого поезда, Белгород-Москва в плацкартном вагоне фирменного поезда, Москва-Лабыбнанги в плацкартном вагоне фирменного поезда, справка о проезде по данному маршруту в плацкартном вагоне пассажирского поезда истцом не представлена.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам
В силу ст. 2 названного Закона перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 № 245) установлено, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что истец проживает в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округ, который относится к районам Крайнего Севера и является получателем пенсии по старости.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
На основании п.п. «б» п. 3 Правил, компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п. 10 Правил.
В соответствии с п. 9 и 10 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Статься 34 названного Закона предусматривает, что компенсация по своей правовой природе является льготной, носящей компенсационный характер, имеющий целью создание условий, обеспечивающих реализацию пенсионерами, проживающих в районах Крайнего Севера, их права на отдых и оздоровление в более благоприятных климатических условиях, чем в тех, в которых они проживают, что, как правило, предполагает значительное удаление этих мест от места жительства пенсионера.
С учётом целевой направленности указанной правовой нормы предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдых и обратно. При этом законодателем не ограничивается право пенсионера на проведение отдыха за пределами территории Российской Федерации.
По смыслу данной статьи решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки – отдых, а не форма его организации или нахождение места отдыха исключительно в пределах территории Российской Федерации.
Приведенные положения законодательства имеют прямое действие и не могут быть истолкованы иначе.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что представителем ответчика не приведено доказательств, свидетельствующих, что истец не следовал к месту проведения отдыха по указанному ему маршруту, либо преследовал иную цель, не связанную с проведением самостоятельно организованного отдыха.
Из материалов дела следует, что истец отдыхал в <адрес>.
Приказом Минтруда России от 18.03.2016 №н «Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. №» о применении п.10 Правил разъяснено, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в п. 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости. Следовательно в сумму расходов на оплату стоимости проезда не включаются кассовые сборы по оформлению проездных документов.
Согласно сведений, АО «ФПК» от 19.04.2021 № 799/фпкм, транспортное обслуживание пассажиров по маршруту Москва-Белгород, с отправлением 25.01.2021 обеспечивалось поездами, курсирующими с категорией «скорый фирменный». Стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда составляла 1 886 рублей, без учета стоимости пастельного белья. Транспортное обслуживание пассажиров по маршруту Белгород – Москва, с отправлением 25.02.2021 обеспечивалось поездами, курсирующими с категорией «скорый фирменный». Стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда составляла 1 886 рублей, без учета стоимости пастельного белья. Транспортное обслуживание пассажиров по маршруту Москва-Лабытнанги, обеспечивалось курсированием скорого фирменного поезда № 22 сообщение Москва – Лабытнанги. Для возможности альтернативного бюджетного варианта проезда в схеме данного поезда курсировали плацкартные вагоны без признака «фирменный». Стоимость проезда в плацкартном вагоне с признаком «фирменный» пассажирского поезда составляла 5 063 рубля 50 копеек, без учета стоимости постельного белья. Стоимость проезда в плацкартном вагоне без признака «фирменный» пассажирского поезда составляла 3 219 рублей, без учета стоимости пастельного белья.
С учетом установленного суд находит, что оплата стоимости проезда должна быть произведена при следовании истца по наименьшей стоимости в плацкартном вагоне по маршруту Москва-Белгород 1 886 рублей, по маршруту Белгород – Москва 1 886 рублей, по маршруту Москва-Лабытнанги 3 219 рублей, всего 6 991 рубль, а потому суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в части и взысканию с ответчика в пользу истца оставшейся суммы расходов к месту проведения отдыха и обратно в размере 6 991 рубль.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора г. Салехард, действующего в интересах Трифоновой В.И,, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения № от 08.04.2021, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа № от 08.04.2021.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Салехарде и Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Трифоновой В.И, компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в пределах Российской Федерации в размере 6 991 рубль 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, прокурора представления, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова